Уголовное право и процесс

Углубление социальных противоречий капитализма привело к невиданному росту преступности в буржуазных странах. Эта тенденция находит свое выражение в увеличении общеуголовной преступности и в широком распространении организованной преступности, росте преступлений, совершаемых несовершеннолетними. Наблюдается связь преступности с кризисными явлениями в социальной и духовной жизни общества, с особенностями психобиологических характеристик правонарушителей. В этих условиях власти стараются изыскать более эффективные методы борьбы с преступностью. С этой целью все большее внимание уделяется выработке новой и всеобъемлющей государственной уголовной политике. Она формулируется и осуществляется в конкретных странах по-разному в зависимости от структуры и динамики самой преступности, от разработанности криминологических и пенитенциарных подходов, от степени активности демократических сил общества и их способности отстаивать гуманистическую линию в уголовном праве. Уголовная политика все в меньшей степени сводится лишь к уголовно-правовому принуждению. Она предусматривает также осуществление целого комплекса социально-экономических и воспитательных программ, преследующих криминолого-профилактические цели.

Необходимость усовершенствования механизма борьбы с преступностью потребовала существенных изменений в самом уголовном законодательстве, в котором, с одной стороны, отразилась тенденция к усилению правового принуждения, а с другой – влияния общедемократических и гуманистических идей. Во многих странах законодательство берет на вооружение ряд новых концепций, созданных в XX в. в буржуазном уголовном праве и криминологии. Так, под влиянием социологического направления буржуазные государства в своей уголовной политике с помощью либеральных мер пытаются осуществить «реадаптацию» преступников. Более широкое распространение получают реформатории (исправительные тюрьмы), создаются специальные детские исправительные учреждения, запрещаются некоторые жестокие наказания, а в ряде стран (в Англии, Франции, Италии и др.) отменяется смертная казнь. В законодательстве предусматривается более широкое использование условного осуждения и условно-досрочного освобождения, устанавливаются за ряд преступлений лишь максимальные сроки тюремного наказания, что позволяет судам выносить более мягкие и гибкие приговоры.

Новые уголовно-правовые концепции находят свое отражение и в самой технике составления уголовных кодексов и законов, в совершенствовании их структуры, в устранении многих анахронизмов. Так, в Англии Закон об уголовном праве 1967 г. упразднил средневековое деление преступлений на фелонию и мисдиминор. Реформа уголовного права в ФРГ (1975 г.) закрепила отказ от традиционной для континентальной системы трехчленной классификации преступных деяний, сохранив лишь их деление на «преступления» и «проступки». В связи с усложнением самой общественной жизни и углублением социальных противоречий происходит расширение круга действий, рассматриваемых в уголовном законодательстве в качестве преступлений и проступков. Так, появляются новые виды экономических и должностных преступлений, а также уголовных правонарушений, связанных с загрязнением окружающей среды, несоблюдением транспортных и дорожных правил, торговлей наркотиками и т.д. Законодательством ряда стран предусматривается также и расширение состава субъектов уголовной ответственности: наказанию в некоторых случаях подлежат не только физические, но и юридические лица, например компании, которые как таковые (наряду с их должностными лицами) подвергаются уголовном штрафам за нарушение налогового, трудового, антитрестовского и другого законодательства.

В уголовном законодательстве некоторых стран появилась тенденция к декриминализации, то есть к исключению некоторых категорий незначительных преступлений: 1) отмена законом 1975 г. во Франции уголовной ответственности за супружескую измену; 2) в ФРГ законом 1973 г. – за сводничество, порнографию, проституцию и т.п.

Некоторые уголовные кодексы, принятые в буржуазных странах в XX в., в той или иной мере отказываются от постулата: нет преступления без указания на то в законе. В них появляется множество «каучуковых» статей с расплывчатыми диспозициями и санкциями, неопределенных составов преступлений, которые позволяют полицейским и судебным органам в случае необходимости расширять масштабы уголовной репрессии.

Более широкое распространение в буржуазных государствах получили законы, направленные против так называемых привычных преступников, которым суды могут назначать в дополнение к основному наказанию или помимо его превентивное тюремное заключение. Например, английский Закон об уголовном правосудии 1948 г. значительно расширил категорию дел, по которым к «привычным преступникам» может быть применено превентивное заключение, законами 1967 и 1973 гг. была предусмотрена возможность продления срока такого заключения. Французское уголовное законодательство предусмотрело возможность признания лица «пожизненным рецидивистом» с соответствующими юридическими последствиями.

Уголовное право допускает преследование не только преступных деяний, но и лиц, представляющих опасность для существующей государственной власти. В уголовное законодательство вводится понятие опасного или предделиктного состояния, и к лицам, находящимся в таком состоянии (бродяги, проститутки, наркоманы и т.п.), могут быть применены особые репрессивные санкции – «меры безопасности», «меры социальной защиты».

Реакционный характер институты «опасного состояния» и «меры социальной защиты» получили в условиях фашистских, диктаторских режимов, которые использовали их как орудие массовой репрессии. В фашистской Италии «меры безопасности», введенные в Кодекс полиции безопасности 1926 г., исполь­зовались правительством для преследования противников фашизма. Кодекс легализовал неограниченный произвол политической полиции, поскольку «опасными» мог быть объявлен широкий круг лиц, в том числе те, кто «критикуют действия государственных властей».

Применение «мер безопасности» судами было узаконено в Италии по УК 1931 г., где указывалось, что уголовной закон устанавливает те случаи, когда «меры безопасности» применяются «за действия, не предусмотренные законом в качестве преступных». По этому кодексу «социально опасным» могло быть признано лицо, которое является невменяемым или не подлежащим наказанию, но имеется вероятность, что «оно совершит новые действия, предусмотренные в законе в качестве преступных». Кодекс содержал большой перечень «мер безопасности»: помещение в сельскохозяйственную колонию или работный дом, содержание в судебном реформатории, отдача под надзор, запрещение проживать в определенной местности и т.д.

В Германии с приходом к власти фашистов в ноябре 1933 г. был введен Закон об опасных привычных преступниках и о мерах безопасности и исправления. По этому закону лица, объявленные «опасными привычными преступниками», заключались в концентрационные лагеря, причем это заключение продолжалось «до тех пор, пока оно предоставляется необходимым с точки зрения задач, преследуемых данной мерой безопасности или исправления». Уголовное законодательство в фашистской Германии стало орудием осуществления их расистских идей, согласно которым преступность объявлялась «врожденным» свойством отдельных «неполноценных» лиц, а также целых народов и рас. В условиях фашистских режимов законы о политических преступлениях становились инструментом откровенной расправы с противниками тоталитарного строя.

В Японии Закон об охране общественного порядка (1925 г.) в ст. 1 квалифицировал участие в общественной деятельности как политическое преступление, целью которого является «изменение установленных конституцией государственного строя или формы правления или отмены частной собственности». Одна лишь пропаганда таких целей наказывалась длительными сроками тюремного заключения. В 1928 г. закон об «опасных мыслях» ввел смертную казнь за антиправительственную пропаганду и деятельность.

В фашистской Италии закон 1926 г. «О защите государства» восстановил отмененную по УК 1889 г. смертную казнь и предусматривал ее применение в случаях совершения государственных преступлений: за посягательство на короля, на главу правительства, за вооруженное выступление против государственных властей и т.д. Умысел к совершению таких преступлений карался тюремным заключением на срок от 15 до 20 лет. Многие из положений этого закона вошли затем в УК Италии 1931 г. Кроме того, в ст. 8 УК было дано общее определение политического преступления, под которое можно было подвести любое неугодное властям действие: «политическим считается всякое преступление, нарушающее политический интерес государства или политическое право гражданина. Считается также политическим общеуголовное преступление, совершенное полностью или частично по политическим мотивам».

Террористический характер носило также законодательство о политических преступлениях в фашистской Германии (Закон о защите народа и государства от 18 февраля 1933 г., Закон о защите народа от измены и мятежных происков от 28 февраля 1933 г.).

Уголовное законодательство о политических преступлениях использовалось в карательных целях не только в фашистских государствах, но и в странах с демократическими режимами. Так, в Англии в 1929–1933 гг. в связи с обострением политической борь­бы правительство, используя Акт о возбуждении мятежа 1797 г., обрушилось с репрессиями против коммунистов. В 1934 г. правительство Англии приняло новый Закон о мятеже, который позволил карать любые формы революционной агитации.

Серьезным ограничением демократических прав и свобод стало введенное в Англии в связи с событиями в Северной Ирландии чрезвычайное законодательство, в рамках которого в 1974–1978 гг. парламентом были приняты специальные законы об ограничении терроризма. Казуистичные нормы этих законов позволили властям преследовать в качестве террористов участников забастовок, демонстраций, расовых столкновений и т.д.

В США уже с 20-х годов в ходе кампании «травли красных» в большинстве штатов были приняты законы о преступном анархизме, о преступном синдикализме, «каучуковые» формулировки которых позволяли использовать эти законы для преследования коммунистов. В 1940 г. был принят федеральный закон Смита о регистрации иностранцев. В 1950 г. Закон о внутренней безопасности (Закон Маккарена-Вуда) и явившийся дополнением к нему Закон о контроле над коммунистической деятельностью 1954 г. были направлены против коммунистических и иных прогрессивных организаций, объявленных «подрывными». Однако в условиях последовавшего подъема демократического движения попытки применить эти законы против Компартии США не встретили поддержки в Верховном суде США в связи с их явной неконституционностью.

Под предлогом усиления борьбы с преступностью и пресечения «подстрекательства к мятежу» в США было принято законодательство, которое в определенной степени ограничивает права граждан на демонстрации и иные публичные манифестации. Так Закон о контроле над преступностью на улицах 1968 г. позволяет рассматривать в качестве «мятежа» и преследовать в уголовном порядке некоторые виды групповых выступлений протеста, а также пересечение демонстрантами границ между штатами.

После второй мировой войны фашистское законодательство в ФРГ было отменено и восстановлено действие УК Германии 1871 г., который в дальнейшем был частично видоизменен. В 1969–1975 гг. он структурно был подразделен на общую и особенную части, которые подверглись дальнейшей гуманизации. Из текста УК 1871 г. были исключены отдельные составы преступлений (религиозные); некоторые хозяйственные преступления стали рассматриваться как административные и гражданские пра­вонарушения; многие тяжкие наказания были заменены штрафными санкциями и др.

Во Франции до 1992 г. с изменениями и дополнениями действовал УК 1810 г., который в зависимости от политической ситуации включал новые гуманистические или репрессивные положения. В начале 80-х гг. во Франции была отменена смертная казнь, срок тюремного заключения мог быть заменен выполнением «общественно полезной работы», конфискацией имущества. Новый УК Франции 1992 г. отличается повышенной уголовно-правовой защитой прав человека и гражданина. В нем особое внимание уделяется таким преступлениям против человека, как дискриминация по религиозным, национальным и другим признакам, похищение или взятие в заложники людей, посягательство на психическую неприкосновенность личности и др. Наблюдается усиление уголовной ответственности за особо опасные преступления (геноцид, терроризм, вымогательство (рэкет), производство и распространение наркотиков, мошенничество (в том числе компьютерное), и некоторые другие. За совершение вышеуказанных деяний преступнику угрожало суровое наказание, вплоть до пожизненного заключения.

Вторая половина XX в. ознаменовалась проведением реформы уголовного права в Англии. Закон об уголовном праве 1967 г. окончательно упразднил традиционное деление преступлений на фелонию и мисдиминор. Гуманизация английского уголовного права выражалась в отмене смертной казни и каторжных работ, введении института условного осуждения. В рассматриваемый период значительно либерализировалась система наказаний в США. В некоторых штатах были приняты законы об отмене смертной казни. Общефедеральное законодательство предусматривало сохранение смертной казни лишь в случаях совершения тяжких государственных, воинских и общеуголовных преступлений. Применение смертной казни не допускалось к лицам, не достигшим к моменту преступления 16 лет. При вынесении приговора суду присяжных должна была быть предоставлена возможность выбора между смертной казнью и пожизненным заключением.

Основным наказанием за совершение тяжкого уголовного преступления является лишение свободы на разные сроки вплоть до пожизненного. В зависимости от характера преступления и личности преступника лишение свободы может назначаться с отбыванием наказания в тюрьмах с разным режимом. Своеобразной альтернативой к лишению свободы является пробация. Она не предполагает тюремного заключения, но ставит осужденного на определенный срок под контроль специальной службы наблюдения.

В конце XX в. уголовная политика и право США направлены на борьбу со сравнительно новыми и опасными видами преступлений: с организованной преступностью, торговлей наркотиками, терроризмом, компьютерной преступностью и др.

Существенные изменения в XX в. прослеживаются и в уголовно-процессуальном праве стран Запада.

Рост преступности, увеличение числа судебных дел, перегрузка и медленное их рассмотрение потребовали в XX в. реформирования судебной системы и уголовного процесса в Англии. Закон о судах 1971 г. ликвидировал ряд судебных инстанций (суды ассизов и др.) и унифицировал деятельность судебных учреждений. Закон о судах и правовом обслуживании 1990 г. ввел в процесс институт адвокатов и государственного обвинителя по наиболее важным уголовным делам. Деятельность полиции по назначению обвинителя, производство арестов, обысков, изъятия предметов преступления, использование электронных устройств и компьютерных данных была узаконена и поставлена под контроль надзорных органов.

Особое внимание было уделено реформированию суда присяжных. Отныне подбор присяжных осуществляется не шерифом, а специальными чиновниками, назначаемыми лордом-канцлером. Вместе с тем наблюдается ограничение пределов действия обычной и демократической судебной процедуры. Это нашло свое выражение в так называемом суммарном судопроизводстве, при котором уголовные дела рассматриваются единоличным судьей без участия присяжных заседателей и в особом упрощенном процессуальном порядке.

Английские традиционные институты уголовно-процессуаль­ного права были творчески восприняты и применялись в США, с учетом местных исторических условий и правовой культуры. Американский уголовный процесс складывается из нескольких стадий: 1) предварительное расследование, осуществляемое боль­шим количеством должностных лиц и органов как на уровне шта­тов, так и на уровне федерации (полиция, ФБР, атторней); 2) ре­шение вопроса о предании обвиняемого суду. Во многих штатах обвинитель (атторней) сам предъявляет обвинение и направляет дело в суд. В федеральной системе и в некоторых штатах обвинения представляются Большому Жюри, состоящему из постоянных заседателей, которые и выносят вердикт о привлечении обвиняемого к уголовной ответственности и передаче дела в суд. Если Большое Жюри отказывается вынести вердикт, дело против обвиняемого прекращается; 3) судебное разбирательство происходит в присутствии 12 заседателей и при участии свидетелей, экспертов, прокурора, адвоката и других необходимых лиц, при соблюдении состязательности сторон и презумпции невиновности подсудимого. Обязанность доказывания вины обвиняемого лежит на стороне обвинителя, который должен убедить в своей правоте коллегию присяжных. При этом большое значение имеет правило допустимости доказательств (то есть только тех из них, которые получены законным путем); 4) вопрос о виновности или невиновности обвиняемого решает жюри присяжных, а не судья; 5) приговор оглашает судья.

Уголовно-процессуальная практика США показывает, что лишь небольшое число уголовных дел рассматривается судом присяжных. Значительное большинство дел разрешается в суммарном порядке.

Большие изменения претерпело уголовно-процессуальное право Франции. В 1958 г. был принят новый УПК, который значительно демократизировал процесс, усилил гарантии прав граждан, упростил судопроизводство, упорядочил деятельность следственных органов и суда. Уголовное дело по УПК 1958 г. возбуждается прокурором на основе материалов полицейского дознания.

Уголовный процесс состоит из следующих стадий: предварительное следствие, судебное разбирательство, исполнительное производство, обжалование в апелляционном или кассационном порядке. Процесс по уголовным делам по УПК 1958 г. во Франции имеет некоторые особенности: 1) предварительное следствие проводится негласно следственным судьей под контролем прокурора; 2) если прокурор согласен с выводами следственного судьи, то последний выносит постановление о прекращении дела, или направляет его в соответствующую судебную инстанцию (полицейский трибунал, исправительный трибунал, суд присяжных); 3) обвиняемый содержится в арестном дому, где знакомится с материалами дела; 4) после объявления приговора осужденный в арестном доме ждет решения по апелляции или кассационной жалобе; 5) приговор вступает в законную силу по истечении срока, установленного для обжалования.

Таким образом, в традиционно-классических отраслях права стран Запада в XX в. произошли столь серьезные изменения, что они придали новый облик модели права.


Оглавление

Предисловие. 3

Раздел I... ИСТОРИЯ ПРАВА ДРЕВНЕГО МИРА.. 5

Тема 1. Важнейшие памятники права
стран Древнего Востока. 5

Тема 2. Право античных стран............................................ 13

Раздел II.. ИСТОРИЯ ПРАВА СРЕДНИХ ВЕКОВ.. 24

Тема 1. Римское право
на рубеже древнего мира и средневековья.
Юриспруденция в Византии IV–VI вв. 24

Тема 2. Памятники славянского феодального права
в странах Восточной Европы.. 26

Тема 3. Салическая правда –
раннефеодальный правовой памятник
западноевропейского средневековья. 32

Тема 4. Феодальное право в странах Западной Европы.. 34

Тема 5. Шариат в Арабском халифате. 39

Раздел III. Становление и развитие права
в XVII–XIX вв. 44

Тема 1. Буржуазные революции
и становление национальных систем права. 44

Тема 2. Гражданское право. 50

Тема 3. Законодательство о труде. 66

Тема 4. Уголовное право и процесс. 71

Раздел IV......................................... Основные изменения
в праве зарубежных стран в XX в. 81

Тема 1. Источники и система права. 81

Тема 2. Гражданское и торговое право. 85

Тема 3. Трудовое и социальное законодательство. 92

Тема 4. Уголовное право и процесс. 94

Учебное издание

Сонин Виктор Владимирович

ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ ПРАВА

Учебное пособие

редактор Л.И. Александрова

Компьютерная верстка С.Ю. Заворотной

Лицензия на издательскую деятельность ИД № 03816 от 22.01.2001

Подписано в печать 20.01.2006. Формат 60´84/16.

Бумага писчая. Печать офсетная. Усл. печ. л. 6,04.

Уч.-изд. л. 6,0. Тираж 300 экз. Заказ

________________________________________________________

Издательство Владивостокского государственного университета
экономики и сервиса

690600, Владивосток, ул. Гоголя, 41

Отпечатано в типографии ВГУЭС

690600, Владивосток, ул. Державина, 57


[1] Капустин М.Н. История права. Ч. 1. Ярославль, 1872.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: