Аристотель о предмете и основных принципах метафизики (трактат «Метафизика»)

• Что выделяли в качестве начала всего, или первой причины бытия, ранние древнегреческие философы? Назовите основ­ные версии решения этой проблемы.

• Как определяет начала Аристотель и какие виды их он выде­ляет?

• Что такое причина, на какие виды причин указывает Аристо­тель?

• Как определяет Аристотель основные понятия метафизики: сущее, сущность, бытие, небытие?

• Какая наука изучает сущее как таковое?

См.: Аристотель. Метафизика // Аристотель. Кн.1.: гл.3–7; Кн.4.: гл.1–2; Кн.5.: гл. 1–4, 7–8; Кн. 6.: гл. 1; Кн.7.: гл.1, 3 // Аристотель. Соч. в 4 т. Т.1. М, 1976. С. 70–81, 145–150, 155–157, 180–182, 187–188, 189–191.

Дополнительная литература

Гайденко П. П. Онтологический горизонт натурфилософии Ари­стотеля // Философия природы в античности и средние века. М., 2000. Чанышев А. Н. Аристотель. М., 1981.

5. Учение о государстве и основных принципах государственного
устройства в «Политике» Аристотеля

• Как определяет Аристотель сущность государства?

• Что говорит Аристотель о природе человека?

• Как определяет Аристотель понятия «гражданин» и «государ­ственное устройство»?

• Какие виды государственного устройства выделяет Аристо­тель и каковы критерии их различения?

• Что является государственным благом, согласно Аристотелю, и ради чего существует государство?

См.: Аристотель. Политика. Кн. 1, 3–4. //Аристотель. Соч.: В 4 т. Т. 4. М., 1983. С. 376, 378–384, 444–446, 453–457, 460–462, 467, 506– 510.

Дополнительная литература

Богомолов А. С. Античная философия. М., 1985. Гл. III. Доватур А. И. «Политика» Аристотеля // Аристотель. Соч.: В 4 т. Т. 4. М., 1983, С. 38–52.

Сенека о благе и добродетели как основании счастливой жизни в трактате «О счастливой жизни»

• Что называет Сенека подлинным благом и почему?

• Как философ определяет счастье, зависит ли оно от удовольст­вия?

• Кого Сенека почитает мудрецом?

• Что составляет основу мудрой жизни?

• Всегда ли тождественны понятия «философ» и «мудрец»?

См.: Сенека Л. А. О счастливой жизни // Римские стоики. Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий. М, 1995. С. 168–190.

Дополнительная литература

Батлук О. В. Философия образования Сенеки: кризис цицеронов­ского идеала // Вопр. философии. 2001. № 1.

Лосев А. Ф. Поздние стоики // Римские стоики. Сенека. Эпиктет. Марк Аврелий. М., 1995.

О власти светской и духовной в трактате Аврелия Августина «О граде Божием»

• Почему Августин называет государства «разбойничьими шайками»?

• Кому с точки зрения Августина принадлежит власть раздавать царствование?

• В чем различие между царством земным и небесным?

• Что понимает Августин под Градом Божием?

• Какую роль играет божественное провидение в жизни госу­дарства?

• Какими двумя родами любви образованы два града: земной и небесный?

См.: Августин Блаженный. О Граде Божием. М., 2000. С. 160–166; 210–212; 229–234; 256–264; 511–528; 653–663; 675–688; 700–704.

Дополнительная литература

Кремона К. Августин из Гиппона: Разум и Вера. М., 1995. Святой Августин и августианство. СПб., 1999.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: