Тематика семинарских занятий

Те­ма 1. Действие уголовного закона во времени, в пространстве и по кругу лиц

Цель занятия: формирование у студентов базовых знаний о принципах действия уголовного закона

Форма проведения занятия: коллективное обсуждение вопросов.

План за­ня­тия:

1) Действие уголовного закона во времени. Порядок вступления в силу уголовного закона. Понятие времени совершения преступления. Обратная сила уголовного закона. Прекращение действия уголовного закона. Промежуточный уголовный закон.

2) Принципы действия уголовного закона в пространстве: территориальный, гражданства, реальный, универсальный. Понятие территории РФ. Границы сухопутной территории, территориальных вод, континентального шельфа, исключительной экономической зоны. Воздушные и морские суда как объекты, приравненные к территории РФ.

3) Действие уголовного закона по лицам. Дипломатический (правовой) иммунитет.

Задания для самостоятельной работы:

1. Подготовка к занятию по поставленным вопросам

Ре­ко­мен­дуе­мые пра­во­вые ис­точ­ни­ки:

Уго­лов­ный ко­декс Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции

Те­ма 2. Толкование уголовного закона

Цель занятия: формирование у студентов базовых знаний о способах и правилах толкования уголовного закона.

Форма проведения занятия: коллективное обсуждение вопросов.

План за­ня­тия:

1) Понятие и виды толкования уголовного закона.

2) Значение разъяснений Пленума Верховного Суда РФ для правильного применения уголовных законов в судебной практике, а также для науки уголовного права.

3) Роль Определений Конституционного Суда РФ в уголовно-правовой сфере.

Задания для самостоятельной работы:

1. Подготовка к занятию по поставленным вопросам

Ре­ко­мен­дуе­мые пра­во­вые ис­точ­ни­ки:

Кон­сти­ту­ция Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции

Уго­лов­ный кодекс Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции

***

по­ста­нов­ле­ние № 5 Пле­ну­ма Вер­хов­но­го Су­да РФ от 10.10.2003 г. «О при­ме­не­нии су­да­ми об­щей юрис­дик­ции об­ще­при­знан­ных прин­ци­пов и норм ме­ж­ду­на­род­но­го пра­ва и ме­ж­ду­на­род­ных до­го­во­ров Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции»

по­ста­нов­ле­ние № 23 Пле­ну­ма Вер­хов­но­го Су­да РФ от 22.11.2005 г. «О не­ко­то­рых во­про­сах при­ме­не­ния су­да­ми Кон­сти­ту­ции Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции при осу­ще­ст­в­ле­нии пра­во­су­дия»

Те­ма 3. Объект преступления

Цель занятия: формирование у студентов базовых знаний об основных положениях теории объекта преступления

Форма проведения занятия: коллективное обсуждение вопросов.

План за­ня­тия:

1) Понятие объекта преступления. Значение объекта преступления для определения характера и степени общественной опасности. Виды объектов преступления.

2) Общий объект преступления, родовой и непосредственный объекты преступления, их значение для построения Особенной части УК РФ.

3) Понятие предмета преступления и потерпевшего.

Задания для самостоятельной работы:

1. Подготовка к занятию по поставленным вопросам

Ре­ко­мен­дуе­мые пра­во­вые ис­точ­ни­ки:

Кон­сти­ту­ция Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции

Уго­лов­ный ко­декс Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции

Те­ма 4. Объективная сторона преступления

Цель занятия: формирование у студентов базовых знаний об основных положениях учения об объективной стороне преступления

Форма проведения занятия: коллективное обсуждение вопросов.

План за­ня­тия:

1) Понятие объективной стороны преступления. Признаки состава преступления, характеризующие объективную сторону преступления.

2) Общественно опасное действие или бездействие. Условия уголовной ответственности за преступное бездействие.

3) Общественно опасные последствия. Понятие и виды последствий, их уголовно-правовое значение.

4) Место, время способ, обстановка, орудия и средства совершения преступления как факультативные признаки, характеризующие объективную сторону преступления. Уголовно-правовое значение этих признаков.

5) Понятие причинной связи между действием (бездействием) и общественно опасным последствием, ее значение в уголовном праве. Концепции причинной связи в уголовно-правовой теории.

Задания для самостоятельной работы:

1. Подготовка к занятию по поставленным вопросам

Ре­ко­мен­дуе­мые пра­во­вые ис­точ­ни­ки:

Уголовный кодекc Российской Федерации

***

по­ста­нов­ле­ние № 5 Пле­ну­ма Вер­хов­но­го Су­да СССР от 01.09.1987 «О по­вы­ше­нии ро­ли су­дов в вы­пол­не­нии тре­бо­ва­ний за­ко­на, на­прав­лен­ных на вы­яв­ле­ние и уст­ра­не­ние при­чин и ус­ло­вий, спо­соб­ст­вую­щих со­вер­ше­нию пре­сту­п­ле­ний и дру­гих пра­во­на­ру­ше­ний»

Те­ма 5. Субъект преступления

Цель занятия: формирование у студентов базовых знаний о теории субъекта преступления в уголовном праве

Форма проведения занятия: коллективное обсуждение вопросов.

План за­ня­тия:

1) Понятие субъекта преступления. Признаки субъекта преступления: вменяемость, достижение возраста привлечения к уголовной ответственности. Минимальный “возрастной порог” привлечения к уголовной ответственности с 14, 16 и 18 лет.

2) Понятие вменяемости и невменяемости в уголовном праве. Биологические (медицинские) и психологические (юридические) критерии невменяемости. Уменьшенная (ограниченная) вменяемость.

3) Специальный субъект преступления и его виды. Проблема уголовной ответственности юридических лиц.

Задания для самостоятельной работы:

1. Подготовка к занятию по поставленным вопросам

Ре­ко­мен­дуе­мые пра­во­вые ис­точ­ни­ки:

Уго­лов­ный ко­декс Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции

***

по­ста­нов­ле­ние № 23 Пле­ну­ма Вер­хов­но­го Су­да РФ от 22.11.2005 г. «О не­ко­то­рых во­про­сах при­ме­не­ния су­да­ми Кон­сти­ту­ции Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции при осу­ще­ст­в­ле­нии пра­во­су­дия»

Те­ма 6. Субъективная сторона преступления

Цель занятия: формирование у студентов базовых знаний о субъективной стороне преступления и ее признаках

Форма проведения занятия: коллективное обсуждение вопросов.

План за­ня­тия:

1) Понятие субъективной стороны преступления.

2) Уголовно-правовое понятие вины. Оценочная и психологическая концепции вины. Субъективное и объективное вменение в уголовном праве.

3) Формы вины. Их значение для квалификации преступления и назначения наказания. Понятие умысла. Интеллектуальные и волевые моменты умысла. Прямой умысел и косвенный умысел. Заранее обдуманный и внезапно возникший умысел, определенный, не конкретизированный, альтернативный умысел.

4) Неосторожность и ее виды. Легкомыслие (интеллектуальный и волевой критерии). Отграничение легкомыслия от косвенного умысла. Небрежность (интеллектуальный и волевой критерии). Отграничение небрежности от легкомыслия.

5) Случай (казус) и его отличие то небрежности. Уголовно-правовое значение непреодолимой силы.

6) Мотив и цель преступления, эмоциональное состояние лица при совершении преступления, их значение как факультативных признаков субъективной стороны преступления.

7) Преступления с двумя формами вины.

8) Уголовно-правовое значение юридической и фактической ошибки.

Задания для самостоятельной работы:

1. Подготовка к занятию по поставленным вопросам

Ре­ко­мен­дуе­мые пра­во­вые ис­точ­ни­ки:

Уго­лов­ный ко­декс Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции

Те­ма 7. Оконченное и неоконченное преступление

Цель занятия: формирование у студентов базовых знаний об оконченном и неоконченном преступлении.

Форма проведения занятия: коллективное обсуждение вопросов.

План за­ня­тия:

1) Понятие оконченного преступления. Момент окончания отдельных видов преступлений.

2) Понятие и признаки приготовления к преступлению. Формы приготовительных действий. Общественная опасность приготовления к преступлению и критерии ее определения. Наказуемость приготовления.

3) Понятие покушения на преступление. Объективные и субъективные признаки покушения. Особенности уголовной ответственности при покушении.

4) Виды покушения. Оконченные и неоконченные покушения. Понятие и виды негодного покушения. Отличие покушения от приготовления и от оконченного преступления.

5) Добровольный отказ от преступления. Основания и условия исключения уголовной ответственности при добровольном отказе. Деятельное раскаяние и его отличие от добровольного отказа.

Задания для самостоятельной работы:

1. Подготовка к занятию по поставленным вопросам

Ре­ко­мен­дуе­мые пра­во­вые ис­точ­ни­ки:

Уго­лов­ный ко­декс Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции

Те­ма 8. Множественность преступлений

Цель занятия: формирование у студентов базовых знаний о теории множественности преступлений в уголовном праве

Форма проведения занятия: коллективное обсуждение вопросов.

План за­ня­тия:

1. Понятие множественности преступлений в уголовном праве.Ограничение множественности преступлений от сложных единичных преступлений, от длящихся и продолжаемых преступлений.

2. Формы множественности преступлений.

3. Совокупность преступлений. Идеальная и реальная совокупности преступлений. Ограничение идеальной совокупности преступлений от единичного преступления. Квалификация преступлений при идеальной и реальной совокупности.

4. Рецидив преступной деятельности. Понятие рецидива. Виды рецидива. Значение рецидива для квалификации преступления и назначения наказания.

Задания для самостоятельной работы:

1. Подготовка к занятию по поставленным вопросам

Ре­ко­мен­дуе­мые пра­во­вые ис­точ­ни­ки:

Уголовный ко­декс Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции

Те­ма 9. Соучастие в преступлении

Цель занятия: формирование у студентов базовых знаний о теории соучастия в преступлении

Форма проведения занятия: коллективное обсуждение вопросов.

План за­ня­тия:

1) Понятие и значение соучастия в уголовном праве.

2) Виды соучастников преступления. Исполнитель, организатор, подстрекатель и пособник. Объективные и субъективные признаки, характеризующие их. Формы соучастия, критерии их выделения. Совершение преступлений группой лиц без предварительного сговора, группой лиц по предварительному сговору, организованной группой, преступным сообществом (преступной организацией).

3) Основания и пределы уголовной ответственности соучастников. Квалификация действий соучастников. Индивидуализация ответственности и наказания при соучастии. Влияние на ответственность соучастников, отягчающих и смягчающих обстоятельств. Сложное соучастие и простое соучастие (соисполнительство).

4) Соучастие в преступлениях со специальным субъектом.

5) Эксцесс исполнителя.

6) Ответственность при неосторожном сопричинении. Особенности добровольного отказа при соучастии

Задания для самостоятельной работы:

1. Подготовка к занятию по поставленным вопросам

Ре­ко­мен­дуе­мые пра­во­вые ис­точ­ни­ки:

Уго­лов­ный ко­декс Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции

Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 12 от 10.06.2010 г. «О судебной практике рассмотрения уголовных дел об организации преступного сообщества (преступной организации) или участии в нем (ней)».

Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 1 от 17.01.1999 г. «О судебной практике по делам об убийстве (ст. 105 УК РФ)».

Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 29 от 27.12.2007г. «О судебной практике по делам о краже, грабеже и разбое».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: