Тема 1. Действие уголовного закона во времени, в пространстве и по кругу лиц
Цель занятия: формирование у студентов базовых знаний о принципах действия уголовного закона
Форма проведения занятия: коллективное обсуждение вопросов.
План занятия:
1) Действие уголовного закона во времени. Порядок вступления в силу уголовного закона. Понятие времени совершения преступления. Обратная сила уголовного закона. Прекращение действия уголовного закона. Промежуточный уголовный закон.
2) Принципы действия уголовного закона в пространстве: территориальный, гражданства, реальный, универсальный. Понятие территории РФ. Границы сухопутной территории, территориальных вод, континентального шельфа, исключительной экономической зоны. Воздушные и морские суда как объекты, приравненные к территории РФ.
3) Действие уголовного закона по лицам. Дипломатический (правовой) иммунитет.
Задания для самостоятельной работы:
1. Подготовка к занятию по поставленным вопросам
Рекомендуемые правовые источники:
Уголовный кодекс Российской Федерации
Тема 2. Толкование уголовного закона
Цель занятия: формирование у студентов базовых знаний о способах и правилах толкования уголовного закона.
Форма проведения занятия: коллективное обсуждение вопросов.
План занятия:
1) Понятие и виды толкования уголовного закона.
2) Значение разъяснений Пленума Верховного Суда РФ для правильного применения уголовных законов в судебной практике, а также для науки уголовного права.
3) Роль Определений Конституционного Суда РФ в уголовно-правовой сфере.
Задания для самостоятельной работы:
1. Подготовка к занятию по поставленным вопросам
Рекомендуемые правовые источники:
Конституция Российской Федерации
Уголовный кодекс Российской Федерации
***
постановление № 5 Пленума Верховного Суда РФ от 10.10.2003 г. «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации»
постановление № 23 Пленума Верховного Суда РФ от 22.11.2005 г. «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия»
Тема 3. Объект преступления
Цель занятия: формирование у студентов базовых знаний об основных положениях теории объекта преступления
Форма проведения занятия: коллективное обсуждение вопросов.
План занятия:
1) Понятие объекта преступления. Значение объекта преступления для определения характера и степени общественной опасности. Виды объектов преступления.
2) Общий объект преступления, родовой и непосредственный объекты преступления, их значение для построения Особенной части УК РФ.
3) Понятие предмета преступления и потерпевшего.
Задания для самостоятельной работы:
1. Подготовка к занятию по поставленным вопросам
Рекомендуемые правовые источники:
Конституция Российской Федерации
Уголовный кодекс Российской Федерации
Тема 4. Объективная сторона преступления
Цель занятия: формирование у студентов базовых знаний об основных положениях учения об объективной стороне преступления
Форма проведения занятия: коллективное обсуждение вопросов.
План занятия:
1) Понятие объективной стороны преступления. Признаки состава преступления, характеризующие объективную сторону преступления.
2) Общественно опасное действие или бездействие. Условия уголовной ответственности за преступное бездействие.
3) Общественно опасные последствия. Понятие и виды последствий, их уголовно-правовое значение.
4) Место, время способ, обстановка, орудия и средства совершения преступления как факультативные признаки, характеризующие объективную сторону преступления. Уголовно-правовое значение этих признаков.
5) Понятие причинной связи между действием (бездействием) и общественно опасным последствием, ее значение в уголовном праве. Концепции причинной связи в уголовно-правовой теории.
Задания для самостоятельной работы:
1. Подготовка к занятию по поставленным вопросам
Рекомендуемые правовые источники:
Уголовный кодекc Российской Федерации
***
постановление № 5 Пленума Верховного Суда СССР от 01.09.1987 «О повышении роли судов в выполнении требований закона, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений и других правонарушений»
Тема 5. Субъект преступления
Цель занятия: формирование у студентов базовых знаний о теории субъекта преступления в уголовном праве
Форма проведения занятия: коллективное обсуждение вопросов.
План занятия:
1) Понятие субъекта преступления. Признаки субъекта преступления: вменяемость, достижение возраста привлечения к уголовной ответственности. Минимальный “возрастной порог” привлечения к уголовной ответственности с 14, 16 и 18 лет.
2) Понятие вменяемости и невменяемости в уголовном праве. Биологические (медицинские) и психологические (юридические) критерии невменяемости. Уменьшенная (ограниченная) вменяемость.
3) Специальный субъект преступления и его виды. Проблема уголовной ответственности юридических лиц.
Задания для самостоятельной работы:
1. Подготовка к занятию по поставленным вопросам
Рекомендуемые правовые источники:
Уголовный кодекс Российской Федерации
***
постановление № 23 Пленума Верховного Суда РФ от 22.11.2005 г. «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия»
Тема 6. Субъективная сторона преступления
Цель занятия: формирование у студентов базовых знаний о субъективной стороне преступления и ее признаках
Форма проведения занятия: коллективное обсуждение вопросов.
План занятия:
1) Понятие субъективной стороны преступления.
2) Уголовно-правовое понятие вины. Оценочная и психологическая концепции вины. Субъективное и объективное вменение в уголовном праве.
3) Формы вины. Их значение для квалификации преступления и назначения наказания. Понятие умысла. Интеллектуальные и волевые моменты умысла. Прямой умысел и косвенный умысел. Заранее обдуманный и внезапно возникший умысел, определенный, не конкретизированный, альтернативный умысел.
4) Неосторожность и ее виды. Легкомыслие (интеллектуальный и волевой критерии). Отграничение легкомыслия от косвенного умысла. Небрежность (интеллектуальный и волевой критерии). Отграничение небрежности от легкомыслия.
5) Случай (казус) и его отличие то небрежности. Уголовно-правовое значение непреодолимой силы.
6) Мотив и цель преступления, эмоциональное состояние лица при совершении преступления, их значение как факультативных признаков субъективной стороны преступления.
7) Преступления с двумя формами вины.
8) Уголовно-правовое значение юридической и фактической ошибки.
Задания для самостоятельной работы:
1. Подготовка к занятию по поставленным вопросам
Рекомендуемые правовые источники:
Уголовный кодекс Российской Федерации
Тема 7. Оконченное и неоконченное преступление
Цель занятия: формирование у студентов базовых знаний об оконченном и неоконченном преступлении.
Форма проведения занятия: коллективное обсуждение вопросов.
План занятия:
1) Понятие оконченного преступления. Момент окончания отдельных видов преступлений.
2) Понятие и признаки приготовления к преступлению. Формы приготовительных действий. Общественная опасность приготовления к преступлению и критерии ее определения. Наказуемость приготовления.
3) Понятие покушения на преступление. Объективные и субъективные признаки покушения. Особенности уголовной ответственности при покушении.
4) Виды покушения. Оконченные и неоконченные покушения. Понятие и виды негодного покушения. Отличие покушения от приготовления и от оконченного преступления.
5) Добровольный отказ от преступления. Основания и условия исключения уголовной ответственности при добровольном отказе. Деятельное раскаяние и его отличие от добровольного отказа.
Задания для самостоятельной работы:
1. Подготовка к занятию по поставленным вопросам
Рекомендуемые правовые источники:
Уголовный кодекс Российской Федерации
Тема 8. Множественность преступлений
Цель занятия: формирование у студентов базовых знаний о теории множественности преступлений в уголовном праве
Форма проведения занятия: коллективное обсуждение вопросов.
План занятия:
1. Понятие множественности преступлений в уголовном праве.Ограничение множественности преступлений от сложных единичных преступлений, от длящихся и продолжаемых преступлений.
2. Формы множественности преступлений.
3. Совокупность преступлений. Идеальная и реальная совокупности преступлений. Ограничение идеальной совокупности преступлений от единичного преступления. Квалификация преступлений при идеальной и реальной совокупности.
4. Рецидив преступной деятельности. Понятие рецидива. Виды рецидива. Значение рецидива для квалификации преступления и назначения наказания.
Задания для самостоятельной работы:
1. Подготовка к занятию по поставленным вопросам
Рекомендуемые правовые источники:
Уголовный кодекс Российской Федерации
Тема 9. Соучастие в преступлении
Цель занятия: формирование у студентов базовых знаний о теории соучастия в преступлении
Форма проведения занятия: коллективное обсуждение вопросов.
План занятия:
1) Понятие и значение соучастия в уголовном праве.
2) Виды соучастников преступления. Исполнитель, организатор, подстрекатель и пособник. Объективные и субъективные признаки, характеризующие их. Формы соучастия, критерии их выделения. Совершение преступлений группой лиц без предварительного сговора, группой лиц по предварительному сговору, организованной группой, преступным сообществом (преступной организацией).
3) Основания и пределы уголовной ответственности соучастников. Квалификация действий соучастников. Индивидуализация ответственности и наказания при соучастии. Влияние на ответственность соучастников, отягчающих и смягчающих обстоятельств. Сложное соучастие и простое соучастие (соисполнительство).
4) Соучастие в преступлениях со специальным субъектом.
5) Эксцесс исполнителя.
6) Ответственность при неосторожном сопричинении. Особенности добровольного отказа при соучастии
Задания для самостоятельной работы:
1. Подготовка к занятию по поставленным вопросам
Рекомендуемые правовые источники:
Уголовный кодекс Российской Федерации
Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 12 от 10.06.2010 г. «О судебной практике рассмотрения уголовных дел об организации преступного сообщества (преступной организации) или участии в нем (ней)».
Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 1 от 17.01.1999 г. «О судебной практике по делам об убийстве (ст. 105 УК РФ)».
Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 29 от 27.12.2007г. «О судебной практике по делам о краже, грабеже и разбое».