Лекционный комплекс. Наименование дисциплиныменеджмент в гос

Наименование дисциплины Менеджмент в гос. секторе

Наименование специальности «Государственное и местное управление»

Курс 3 _____________________________

Тезисы лекции 1,2:

Тема Теоретические основы курса Менеджмент в гос. секторе ______________________________________

План

Лекции

Тема 1. Менеджмент государственного сектора: особый род деятельности в отрасли знания

  1. Общая теория менеджмента и менеджмент в государственном секторе.

2.Опыт развитых стран по управлению государственным сектором в экономике.

Менеджмент общественного сектора как область исследования была открыта Бокконским университетом (Италия)в 1970г.

Государственный менеджмент, как наука направляет свои усилия на объяснения природы управленческого труда, установление связей между причиной и следствием, выявление факторов и условий, при которых совместный труд людей оказывается и более полезным и более эффективным. В определении государственного менеджмента как науки подчеркивается важность упорядоченных знаний о государственном управлении. Они позволяют не только современно и качественно управлять делами, но и прогнозировать развитие событий, и в соответствие с этим разработать стратегию и политику государственных учреждений. Поэтому государственное управление является и искусством, которому нужно научиться через опыт и которым в совершенстве овладевают только люди, имеющие к этому талант. Государственные управляющие должны учиться на опыте и соответственно моделировать последующую практику с учетом выводов теории. Такой подход позволяет соединить науку и искусство управления в единый процесс, требующий не только постоянного пополнения научных знаний, но и развития личностных качеств государственных менеджеров, их способностей применять знания в практической работе.

Под госсектором следует понимать совокупность юридических лиц, управление

которыми осуществляется государством через органы государственного управления, под местным – совокупность юридических лиц, управление которыми осуществляется органами местного управления, а к частному сектору относятся юридические лица, не входящие в состав государственного и местного секторов.

Государственный и местный сектор в совокупности образуют общественный сектор страны и представлен в следующих направлениях:

Во-первых, государственный менеджмент рассматривается как вид человеческой деятельности, направленный на достижение определенной цели или целей.

Во-вторых, государственный менеджмент определяется, как интеграционный процесс, с помощью которого профессионально подготовленные специалисты формируют государственные учреждения и управляют или путем поставки целей и разработки способов достижения. Примером может служить формирование Министерством финансов Республики Казахстан структуры управления бюджетом и функционирования его в новых рыночных условиях.

Процесс государственного управления есть информационный процесс, то есть процесс формирования, восприятия, передачи, обработки и хранения информации. Следует особенно отметить, что государственное управление не сводится к информации, но и немыслимо без информации. Для государственных органов полная и достоверная информация особенно необходима, так как здесь затрагиваются государственные интересы.

Сущность и содержание процесса государственного управления в его функциях, процесс государственного управления предполагает выполнение функций планирования, организации, координации, осуществляя которые, государственные менеджеры обеспечивают условия для производительного и эффективного труда занятых в организации работников и получение результатов, соответствующих целям. Поэтому государственный менеджмент - это еще умение добиваться поставленных целей, направляя труд, интеллект, мотивы поведения людей, работающих в государственных учреждениях. Это является основанием для рассмотрения государственного менеджмента, как процесса влияния на деятельность отдельного работника, отделов и государственных учреждений в целом с целью достижения результатов. Это влияние осуществляет определенная категория людей - государственные менеджеры. Поэтому, государственный менеджмент нередко идентифицирует с государственными менеджерами, а также с государственными органами или государственным аппаратом управления.

В-третьих, государственный менеджмент рассматривается, как иерархическая организационная структура, в рамках которой реализуются функции государственного управления. В свою очередь, иерархия государственного аппарата управления находит своё конкретное отражение в схеме государственного управления тем или иным государственным учреждением. Таким образом, государственный аппарат управления является составной частью любого государственного учреждения и ассоциируется с понятием государственного менеджмента.

В-четвертых, государственный менеджмент рассматривается как категория людей, занятых государственным управлением. Главной задачей управленческого персонала является эффективное и использование и координация всех ресурсов организации для достижения целей.

Комплекс государственного менеджмента состоит из следующих компонентов: стратегический государственный менеджмент; управление персоналом (или персональный кадровый менеджмент), управление финансами (финансовый менеджмент), управление материально - техническим снабжением, инновационный менеджмент (управление развитием).

1. Стратегический государственный менеджмент-поставка и достижение задач, включает: выбор миссии, ситуационный анализ, стратегическое планирование деятельности, создание и коррекцию организационных структур, управление реализацией стратегии.

2. Управление персоналом - все цели государственных органов достигаются через людей - это важнейшая составляющая государственного менеджмента. Таким образом, кадровая служба в государственных учреждениях выполняют наиважнейшую функцию. Кадровая служба в государственных организациях имеет свои специфические особенности. Кадровая служба государственных органов обеспечивает проведение конкурсов на замещение вакантных должностей государственной службы, аттестации, прохождение государственными служащими испытания при замещении должностей государственной службы; оформляет решения государственных органов, связанные с прохождением государственными служащими государственной службы. Ведет личные дела государственных служащих, вносит необходимые записи в послужные списки государственных служащих; консультирует государственных служащих по вопросам их правового положения, контролирует соблюдение ограничений, связанных с государственной службой; анализирует уровень профессиональной подготовки государственных служащих, организует переподготовку (переквалификацию) и повышение квалификации государственных служащих, осуществляет иные полномочия, установленные нормативными правовыми актами.

3. Управление технологическими процессами - осуществляется людьми с помощью машин, механизмов, аппаратуры и приспособлений, в том числе компьютеров и других специальных устройств. Управление технологическими процессами включает овладение навыками работы на компьютере, обеспечение эффективного использования имеющихся технических средств, обеспечивающих должный уровень производительности труда.

4. Управление финансами - через распределение финансов и их динамики.

5. Инновационный менеджмент - управление развитием - необходим для сохранения и повышения эффективности государственных органов в меняющихся условиях. Планируются, организуются, мотивируются и контролируются нововведениями.

Государственный менеджмент имеет системный характер своей структуры. Система - совокупность отдельных элементов, рассматриваемых во взаимодействии, как единое целое. Системность присутствует во всех элементах управления. Различные системы, используемые для обеспечения планирования, контроль организации, мотивации, принятие решения,- самый действенный инструмент любой организации. Система целей включает деловые установки, принципы, духовные ценности, долгосрочные цели.

Система показателей деятельности государственных учреждений: действенность, качество, производительность, условия труда, инновативность. Система контроля, система мотивации.

В зарубежной практике для обозначения границ госсектора относятся предприятия, участие государства в капитале которого составляет более 50%.

К госсекору относятся следующие хозяйствующие субъекты:

1.Государственные унитарные предприятия;

2.Государственные учреждения;

3.АО, в уставном капитале который более 50% голосующих акций находятся в госсекторе;

4. Дочерние предприятия, чьи головные (материнские) компании входят в состав госсектора.

Основой государственного сектора является совокупность государственных предприятий, которые независимо от сферы деятельности и национальных особенностей можно сгруппировать в три большие группы:

несамостоятельные публично-правовые предприятия (монетные дворы, тюрьмы, детские сады);

самостоятельные предприятия, действующие в рамках публичного права (почта, железные дороги, государственные холдинги и корпорации);

юридически самостоятельные предприятия, действующие в рамках частного права (в форме акционерных обществ).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: