1. Анастази, А. Дифференциальная психология / А. Анастази. - М., 2001.
2. Губанов, Н. И. Биологическая и социальная детерминация способностей: методологический аспект / Н. И. Губанов, Г. И. Царегородцев // Философские науки. - 1988. - № 2. - С. 23-35.
3. Ломброзо, Ч. Гениальность и помешательство / Ч. Ломброзо. – М., 2006.
4. Лях, В. И. Координационные способности: диагностика и развитие / В. И. Лях. - М., 2006.
5. Психология индивидуальных различий» / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. – М., 2008.
Способности в структуре индивидуальности человека.
1. Голубева, Э. А. Способности и индивидуальность / Э. А. Голубева. – М., 1993.
2. Мерлин, B. C. Очерк интегрального исследования индивидуальности / В.С.Мерлин. - М., 1986. - С. 86-110, 153-181, 196-208.
3. Мерлин, B. C. Структура личности: характер, способности, самосознание / В. С. Мерлин. - Пермь, 1990. - С. 27- 58.
4. Русалов, В. М. Психофизиологические основы взаимодействия темперамента и общих способностей человека / В. М. Русалов // Проблемы психологии личности. - М., 1982. - С. 198-305.
Способности и возраст.
|
|
|
|
Одаренные дети.
1. Бабаева, Ю. Д. Психологический тренинг для выявления одаренности / Ю.Д. Бабаева. - М., 1997.
2. Гильбух, Ю. З. Умственно одаренный ребенок / Ю. З. Гильбух. - Киев, 1992.
3. Психология одаренности детей и подростков / под. ред. Н.С. Лейтеса. – М., 2000.
Специальные способности и условия их развития.
1. Кирнарская, Д. К. Музыкальные способности. – М., 2004.
2. Крутецкий, В. А. Психология математических способностей школьников / В. А. Крутецкий. - М., 1998.
3. Харламова, Т. М. Психология профессиональных способностей учителя изобразительного искусства: монография. – Пермь, 2004.
´ Задания для самостоятельной работы.
Задача №1.
Разведите характеристики темперамента, характера и способностей.
1. Индивидуально-психологические особенности, отвечающие требованиям данной деятельности и являющиеся условиями её успешного выполнения.
2. Совокупность свойств личности, закрепленных в привычных формах поведения.
3. Индивидуальные особенности человека, определяющие динамику его деятельности и поведения.
4. Психические свойства, не сводимые к знаниям, умениям и навыкам, но способствующие успешному их приобретению.
5. Индивидуальное сочетание устойчивых и существенных особенностей человека, выражающих его отношение к окружающему мира.
Задача №2.
Выберите характеристики, позволяющие судить о наличии у человека способностей к какой-либо деятельности.
1. Быстрота овладения деятельностью.
2. Желание овладеть данной деятельностью.
3. Качество достижений.
4. Интерес к деятельности.
5. Творческое начало деятельности.
6. Легкость овладения деятельностью.
7. Динамика овладения знаниями и умениями.