К решению этих задач следует приступить после изучения темы "Направляющие вращательного движения".
Решение этих задач рекомендуется выполнять в такой последовательности:
1. Определяют радиальные реакции для каждой опоры
Тип подшипника выбирают исходя из условий работы, действующих нагрузок и намечаемой конструкции подшипникового узла.
2. По табл. 19, ориентируясь на легкую серию, по диаметру вала под подшипник подбирают номер подшипника и выписывают характеризующие его данные:
2.1.Для шариковых радиальных и шариковых радиально-упорных подшипников с углом контакта α<18° значения динамической С и статической Сог радиальных грузоподъемностей (табл. 19);
2.2.Для шарикового радиально-упорного с α ≥ 18° значения Сг и по табл. 19 и значение коэффициента е;
2.3.Для конического роликового значения Cr, e и У.
3. Для шариковых радиально-упорных и роликовых конических подшипников определяют для обеих осевые составляющие Rs от радиальных сил Rr, а затем по формулам вычисляют расчетные осевые силы Ra. Задаются расчетными коэффициентами V, Кб и Кт в зависимости от условий работы.
|
|
4. Для шариковых радиальных и шариковых радиальноупорных подшипников с углом контакта α <18° определяют отношение по ГОСТу (табл. 19), принимают значение коэффициента е. Сравнивают отношение с коэффициентом е и принимают значения коэффициентов X и Y:
а) если ≤ е, то для любого типа подшипника, кроме двухрядного, принимают Х=1, У=0;
б) если > е для подшипников шариковых радиальных и радиально-упорных, то значения коэффициентов X и Y принимают по табл. 19.
в) при > е для конических роликовых подшипников принимают коэффициент Х=0,4 (значение Y принято ранее в п. 2.3)
5. Вычисляют эквивалентную динамическую нагрузку.
6. Определяют расчетную динамическую грузоподъемность подшипника Сг расч и оценивают пригодность намеченного подшипника по условию
Cr расч ≤ Cr.
Если расчетное значение Cr расч больше значения базовой динамической грузоподъемности Сг для принятого подшипника, то переходят к более тяжелой серии или принимают другой тип подшипника (например, вместо шарикового - роликовый) и расчет повторяют. В отдельных случаях увеличивают диаметр цапфы вала с целью перехода на следующий типоразмер подшипника. В этом случае в конструкцию вала вносят изменения.
Если для обеих опор вала принимают подшипники одного типа и одного размера, то расчет и подбор подшипника ведут по наиболее нагруженной опоре. В этом случае уменьшается количество типоразмеров подшипников в конструкции.
Пример 16
Для вала редуктора подобрать подшипники качения. Нагрузка нереверсивная, спокойная. Рабочая температура подшипникового узла не должна превышать 65°. Ресурс работы подшипника Lh=12·103 ч. Величина осевой нагрузки Fa=570 H. Реакции опор RAУ=1394 H, RВУ=2364 H, Rax=2336 H, Rbx=335 H. Диаметр вала dв=40 мм, угловая скорость вала ω=24,8 рад/с (рис. 25).
|
|
Рис. 25
Решение
1. Суммарные опорные реакции вала.
Для опоры А
RrA = H= 2720 H;
Для опоры В
RrB = H= 2390 H.
Из расчета следует, что более нагруженной является опора А, по которой и ведем дальнейший расчет подшипника.
2. Выбор типа подшипника. По условиям работы подшипникового узла (небольшая угловая скорость, малая осевая нагрузка) намечаем для обеих опор наиболее дешевый шариковый радиальный подшипник легкой серии 208 (табл. 19).
Характеристики подшипника. По табл. Для подшипника 208 базовая динамическая радиальная грузоподъемность Сr=25,1 кН, базовая статическая радиальная грузоподъемность Сог= 17,8 кН.
3. Расчетные коэффициенты. В соответствии с условиями работы подшипника принимаем: V=l; Кб=1,3; Кт=1.
4. Коэффициент осевого нагружения е. При Ra=Fa вычисляем отношение
= = 0,032
По таблице 19 для подшипника 208 е = 0,23.
Коэффициенты радиальной и осевой нагрузок (X и Y).
Вычисляем отношение
= = 0,21 < e = 0,23,
тогда X=l;Y=0.
5. Эквивалентная динамическая радиальная нагрузка наиболее нагруженного подшипника (опора А)
RE = (XVRrВ + YRa) · Kб Kт = (1 · 1 · 2720 + 0) · 1,3 · 1 = 3536 H.
6. Расчетная динамическая радиальная грузоподъемность подшипника:
Сr расч = RE =3536 =
= 19,6 кН<Сг=25,1кН.
Следовательно, принятый подшипник 208 удовлетворяет заданному режиму работы.