Для решения обозначенных выше вероятных педагогических задач по выбору и применению стилей управления конфликтными ситуациями полезно руководствоваться следующими принципами.
В педагогической конфликтной ситуации нужно всегда видеть противоречие, которое может привести к развитию школьника, отношений между ним и учителем.
Если целью учителя является душевное здоровье воспитанника и его человеческое счастье, то ему нужно озаботиться тем, как ученик выйдет из ситуации, что усвоит из общения с учителем.
Находясь в конфликтной ситуации, учитель обязан помнить о необходимости выполнения профессиональных действий.
Для успешного разрешения конфликтных ситуаций необходимо учитывать следующие положения:
– учителю следует понять и принять неизбежность встречи с конфликтными ситуациями в своей работе;
– постараться вычленить наиболее вероятные конфликтные ситуации и научиться заранее способам их решения;
– осознать реальные причины таких ситуаций, увидеть трудности их разрешения и необходимость овладения способами их предупреждения;
|
|
– при разрешении конфликтов профессиональная ответственность за педагогически правильное разрешение ситуации лежит на учителе;
– участники конфликтов имеют различный ранг, чем и определяется их разное поведение в конфликте;
– разница возраста и жизненного опыта участников разводит их позиции в конфликте;
– различно понимание участниками событий и их причин, поэтому учителю не всегда легко понять глубину переживаний ребенка, а ученику – справиться со своими эмоциями, подчинить их разуму;
– присутствие других школьников при конфликте делает их из свидетелей участниками, а конфликт приобретает коллективный характер. Выливается это в обсуждение личностных качеств ребенка всем коллективом, что, естественно, может травмировать ребенка. Поэтому не следует привлекать других детей к конфликту, не выносить все на обсуждение коллектива; профессиональная позиция учителя в конфликте обязывает его взять на себя инициативу в его разрешении и на первое место поставить интересы школьника; всякая ошибка учителя при разрешении конфликта порождает новые ситуации и конфликты, в которые включаются другие ученики; конфликт в педагогической деятельности легче предупредить, чем успешно разрешить[73].
ПО МАТЕРИАЛАМ КНИГИ:
ДОБРОВИЧ А. Б.
ВОСПИТАТЕЛЮ О ПСИХОЛОГИИ И ПСИХОГИГИЕНЕ
ОБЩЕНИЯ