Плейбек в образовании

Во всем мире многие группы и индивидуальные практики исследуют возможности использования Плейбек-театра в системе образования[21]. Их экспериментальная работа в школах включает все уровни обучения. И хотя некоторые из них обескуражены школьной культурой и условиями, другие, проявляя упорство и дипломатию, успешно справляются с этой работой и устанавливают там дружескую среду для Плейбека. Проекты в школах могут быть просто разовыми выступлениями, а могут продолжаться несколько дней или недель, создавая форум для обсуждения насущных проблем школы или предлагая нестандартный способ для освоения учебного материала. Плейбек может стать и постоянным средством функционирования школьной жизни. Я знаю две очень успешные труппы, которые в основном работают в школах, одна из них находится на Аляске, а другая - в Нью-Гемпшире. В состав первой группы входят старшеклассники, которых называют «группой риска», со склонностью к суициду, алкоголизму и другим опасностям пубертатного периода. В другую группу входят дети одиннадцати-двенадцати лет, они выступают для пациентов домов престарелых и для школьников начальных классов.

Все те преимущества Плейбек-театра, о которых мы говорили, так же доступны и для детей: самоутверждение, осознанность и владение ситуацией, понимание, что другие разделяют твои переживания, искусное выстраивание идентичности. Но для детей, которые сами стали плейбек-актерами, есть и дополнительные преимущества. Для молодых людей, у которых есть особая потребность в эмоциональной и социальной поддержке, таких как подростки с Аляски, участие плейбек-труппе в буквальном смысле может спасти жизнь. Эти молодые люди получают удовлетворение не только от рассказа своих историй в безопасной, интимной, подходящей для этого обстановке, они также обретают огромное чувство собственного достоинства, демонстрируя свои умения публике.

Плейбек-процесс может играть роль в главной задаче обучения, особенно в свете новых тенденций в образовании. Согласно теории Гарднера о множественности интеллекта, можно выделить несколько типов интеллекта, помимо тех двух – лингвистического и логико-математического, - которые обычно акцентируются в образовании[22]. Дети, у которых основные модели обучения кинестетические, или пространственные, или межперсональные, могут лучше усваивать новые понятия, если они изучаются в виде разыгрываемых историй. Совместное обучение, еще одно новое направление в образовании, основывается на преимуществах объединенных навыков в противоположность соревновательному подходу. Плейбек создает опыт командной работы, которая получает немедленное вознаграждение. Успех такого опыта зависит от того, насколько велико желание участников «создавать друг друга». (Способность Плейбека содействовать обучению также может иметь ценность при обучении взрослых, например, Плейбек-театр используется на курсах иностранных языков для взрослых в Австралии, Германии, Англии и Чешской республике.)

Несмотря на очевидную привлекательность Плейбек-театра для детей и его явную значимость для процесса обучения, иногда в школах он принимается с неохотой. Плейбек обещает относиться уважительно не к сложившемуся положению вещей и утвержденной версии действительности, а к личному опыту. А школы, как большинство общественных организаций, - это не то место, где признается субъективная позиция одного человека или группы людей. Материально-техническая сторона дела также вызывает трудности: часто бывает сложно выделить подходящее пространство для выступления Плейбек-театра в школе. Собрания проходят в огромных аудиториях, куда собирается очень много детей, классные комнаты переполнены партами, бьющий в уши школьный звонок грубо прерывает рассказ последней истории.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: