Южно-Казахстанская государственная фармацевтическая академия
Кафедра «Общественного здравоохранения №2»
СИЛЛАБУС
Дисциплина «Основы доказательной медицины»
Код дисциплины ОDM 3216
Специальность: 5В110200 «Общественное здравоохранение»
Объем учебных часов - 45 ч (1 кредит)
Курс и семестр изучения –ІІІ курс, V семестр
Г.
Силлабус составлен на основании рабочей учебной программы
Силлабус обсужден на заседание кафедры.
протокол № «___» от ________2014г.
Зав.кафедрой Жаксыбергенов А.М
д.м.н.,и.о профессора
1.7 Сведения о преподавателях:
| № | Ф.И.О. | Степени и должности | Приоритетные научные интересы | Достижения |
| Жақсыбергенов Абай Маратович | д.м.н., и.о. профессора, заведующая кафедрой | Общественное здравоохранение | Автор 76 статьи, учебного пособия и методических рекомендаций 4 авторский св. 1 патент | |
| Алимова Толкын Акимовна | Старший преподаватель | Магистр | Автор методических рекомендаций | |
| Бегембетова Айсапар Кемельбековна | Преп-ль | Автор методических рекомендаций | ||
| Таскынова Мая Адильбековна | Преп-ль | Магистр медицины | Автор 7 статьи, учебного пособия и методических рекомендаций |
Контактная информация
Местонахождение кафедры: пл. Аль-Фараби, 1,Казхимпроект 5-этаж ЮКГФА, 3-этаж, ауд 501,502,503,1,2,3,4,5.
1.9 Политика дисциплины:
Требования к студентам:
1. Не пропускать все виды занятиий без уважительных причин;
2. Активность во время практических занятий, СРСП;
3. Подготовка к занятиям;
4. Не опаздывать на занятия;
5. Не заниматься посторонними делами во время занятий;
6. Быть терпимым, открытым и доброжелательным к сокурсникам и преподавателям;
7. Бережно относиться к имуществу кафедры;
8. Своевременно отрабатывать пропущенные по уважительным причинам занятия;
9. Не пропускать лекции без уважительных причин, в противном случае к студенту будут применены штрафные санкции (при пропуске 1 лекционного занятия без уважительной причины рейтинг студента снижается на 0,66%);
10. Сдавать СРС во время и соответсвенного требованиям, которые указаны в силлабусе, в противном случае студент получит штрафные санкции (при несвоевременной сдаче СРС рейтинг студента снижается на 10%).
2.0 Программа:
Введение (краткое)
В последние два десятилетия в медицине сформировалась новая область знаний даказательная медицина (ДМ – evidence-based medicine). В буквальном переводе «медицина, основанная на фактах» либо, что более точно отражает значение термина, «научно обоснованная медицинская практика», или «научно-доказательная медицина». Научно – доказательная медицина – это новый подход, направление в технологии сбора, анализа, обобщения и интерпретации научной информации. Это интегрирование наилучших научных данных с клиническим опытом врача и ценностями пациента, добросовестное, точное и осмысленное использование лучших результатов клинических исследований для выбора лечения конкретного больного. В связи с этими, современный варач должен быть не только информирован о новейших медицинских технологиях, но и знать, почему тот или иной метод лечения может считаться эффективным и безопасным.
2.2 Цель дисциплины: формирование у студентов знаний основ доказательной медицины, формирование умений и навыков, которые позволят критически оценить медицинскую информацию для рационального использования в дальнейшей практической деятельности.
2.3 Задачи обучения:
- дать студентам знания об основных терминах доказательной медицины (ДМ);
- научить студентов различать типы клинических исследований;
- научить основным навыкам испольезования базы данных доказателной медицины;
- научить критически оценивать медицинскую информацию с помощью фильтров
доказательной медицины.
2.4 Конечные результаты обучения:
| Дублинские дескрипторы | Компетенции специальности, разработанные в ЮКГФА | Результаты обучения дисциплины | Результаты обучения по концепции (ГОСО) | |
| А | Демонстрировать знания и понимание в изучаемой области, включая элементы наиболее передовых знаний в этой области | Компетенция в области естественных и специальных наук | Знает основные термины доказательной медицины. | Р13 |
| Знает основные навыки использования базы данных доказательной медицины. | ||||
| Демонстрирует знания о связи ДМ с клинической эпидемиологией и биологической статистикой. | ||||
| Знает виды исследований, применяемых в клинической эпидемиологии. | ||||
| Демонстрирует знания принципов работы в поисковой системе с использование фильтров доказательной медицины. | ||||
| Знает правила использования принципа PICO. | ||||
| Знает понятие о клиническом руководстве, в том числе о стандарте, протоколе диагностики и лечения, профилактике. | ||||
| Знает правила проведения анализа и критической оценки медицинских статей о заболеваниях и его профилактики. | ||||
| Компетенция предпринимательства | Знает правила поиска и оценки доказательств, полученных из разных источников. | |||
| Знает связь ДМ с клинической эпидемиологией, биологической статистикой и клиникой. | ||||
| Демонстрирует знания базы данных доказательной медицины в интернете. | ||||
| Демонстрирует знания типов принятия решений в профилактической медицине. | ||||
| Компетенция «Адвокат здоровья» | Знает понятие о клиническом руководстве, в том числе о стандарте, протоколе диагностики и лечения, профилактике. | |||
| Демонстрирует знания о клиническом (медицинском) аудите. | ||||
| Знает, как составить примерный план клинического аудита. | ||||
| Демонстрирует знание правил проведения клинического аудита. | ||||
| Знает правила поиска и оценки доказательств, полученных из разных источников. | ||||
| Компетенция «Навыки научных исследований» | Знает основные приемы использования базы данных доказательной медицины. | |||
| Использует различные типы клинических исследований. | ||||
| Применяет поиск и оценку доказательств, полученных из разных источников. | ||||
| Использует навыки работы в поисковой системе с использованием фильтров доказательной медицины. | ||||
| Применяет аргументы критической оценки медицинских статей о профилактике заболеваний. | ||||
| Знает правила разработки плана клинического аудита своей практики. | ||||
| Компетенция коммуникативные навыки | Имеет личные суждения на практических занятиях при обсуждении основных вопросов темы | |||
| Имеет навыки презентации | ||||
| Знает правила проведения анализа и критической оценки медицинских статей о профилактике заболеваний. | ||||
| Знает правила по составлению клинического вопроса (проблемы) с использованием принципа PICO и методами доказательной медицины. | ||||
| Компьютерная и информационная компетентность | Имеет навыки обращения компьютерной техникой. | |||
| Проводит поиск информации с использованием фильтров ДМ | ||||
| Использует различные поисковые системы для сбора информации | ||||
| В | Применять эти знания и понимание на профессиональном уровне Формулировать аргументы и решать проблемы в изучаемой области | Компетенция в области естественных и специальных наук | Умеет применить основные термины доказательной медицины в критическом анализе статьи о профилактической медицине. | |
| Применяет навыки использования базы данных доказательной медицины | ||||
| Применяет закономерности взаимосвязи ДМ с клинической эпидемиологией и биологической статистикой. | ||||
| Применяет принципы работы в поисковой системе с использование фильтров доказательной медицины. | ||||
| Понимает правила проведения анализа и критической оценки медицинских статей о фармакотерапии. | ||||
| Компетенция предпринимательства | Понимает правила поиска и оценки доказательств, полученных из разных источников. | |||
| Применяет знания баз данных доказательной медицины в интернете. | ||||
| Применяет различные типы принятия решений в профилактической медицине. | ||||
| Компетенция «Адвокат здоровья» | Знает понятие о клиническом руководстве, в том числе о стандарте, протоколе диагностики и лечения, профилактике. | |||
| Демонстрирует знания о медицинском аудите. | ||||
| Составляет примерный план медицинского аудита. | ||||
| Умеет использовать правила проведения медицинского аудита. | ||||
| Использует принципы поиска и оценки доказательств, полученных из разных источников. | ||||
| Компетенция «Навыки научных исследований» | Применяет основные навыки использования базы данных доказательной медицины. | |||
| Различает типы клинических исследований. | ||||
| Интерпретирует выводы различных клинических исследований. | ||||
| Демонстрирует навыки работы в поисковой системе с использованием фильтров доказательной медицины. | ||||
| Формулирует аргументы критической оценки медицинских статей. | ||||
| Способен составить примерный план медицинского аудита своей практики. | ||||
| Компетенция коммуникативные навыки | Способен представить проект проведения научной работы и представить результаты на всеобщее обсуждение | |||
| Разрабатывает план поиска и оценки доказательств, полученных из разных источников. Имеет различные точки зрения в критической оценке медицинских статей. | ||||
| Способен работать в команде | ||||
| Компьютерная и информационная компетентность | Обладает навыками работы в Medline. | |||
| Использует PubMed в поиске информации | ||||
| С | Компетенция в области естественных и специальных наук | Аргументирует связь ДМ с клинической эпидемиологией, биологической статистикой и медициной. | ||
| Демонстрирует знания о видах исследований, применяемых в клинической эпидемиологии. | ||||
| Аргументирует принципы работы в поисковой системе с использование фильтров доказательной медицины. | ||||
| Формулирует проблему (вопрос) с использованием принципа PICO. | ||||
| Формулирует этапы применения стандарта, протокола диагностики и лечения, профилактики. | ||||
| Формулирует аргументы для проведения анализа и критической оценки медицинских статей о профилактической медицине. | ||||
| Компетенция предпринимательства | Аргументирует правила поиска и оценки доказательств, полученных из разных источников. | |||
| Предлагает свои идеи в принятии решеня медицинских вопросов по профилактической медицине. | ||||
| Формулирует аргументы по базе данных доказательной медицины в интернете. | ||||
| Формулирует аргументы по стандартам, протоколам диагностики и лечения, профилактике. | ||||
| Компетенция «Адвокат здоровья» | Формулирует аргументы о клиническом руководстве, этапах ее составления. | |||
| Формулирует аргументы о медицинском аудите. | ||||
| Формулирует аргументы правил проведения медицинского аудита. | ||||
| Формулирует аргументы правил поиска и оценки доказательств, полученных из разных источников. | ||||
| Компетенция «Навыки научных исследований» | Формулирует аргументы использования базы данных доказательной медицины. | |||
| Использует дифференциальные признаки клинических исследований. | ||||
| Проводит поиск и оценку доказательств, полученных из разных источников. | ||||
| Применяет основные навыки работы в поисковой системе с использованием фильтров доказательной медицины. | ||||
| Использует различные критерии критической оценки статей о профилактической медицине. | ||||
| Составляет примерный план медицинского аудита своей практики. | ||||
| Компетенция коммуникативные навыки | Способен передавать студентам, преподавателям, экзаменаторам собственные знания и умения при планировании и проведении учебных мероприятий. | |||
| Способен составить примерный план медицинского аудита в своей практике. | ||||
| Показывает свою способность работать в команде. | ||||
| Способен передавать студентам собственные знания и умения по работе с информацией (учебной, справочной, научной). | ||||
| Владеет навыками работы в базе данных доказательной медицины в интернете. | ||||
| Компьютерная и информационная компетентность | Умеет анализировать результаты поиска материала, полученный из Кокрановской библиотеки | |||
| Способен вовлекать коллег в дискуссию | ||||
| D | Осуществлять сбор и интерпретацию информации для формирования суждений с учетом социальных, этических и научных соображений. | Компетенция в области естественных и специальных наук | Способен использовать в работе основные термины доказательной медицины. | |
| Способен интерпретировать информацию, полученную из базы данных доказательной медицины. | ||||
| Дифференцирует виды исследований, применяемых в медицинской практике. | ||||
| Выделяет основные принципы работы в поисковой системе с использованием фильтров доказательной медицины. | ||||
| Осуществляет сбор и интерпретацию информации, полученную с использованием принципа PICO. | ||||
| Проводит анализ и критическую оценку медицинских статей. | ||||
| Компетенция предпринимательства | Осуществляет сбор материала и интерпретацию с использованием базы данных доказательной медицины. | |||
| Интерпретирует типы клинических исследований. | ||||
| Применяет поиск и оценку доказательств, полученных из разных источников. | ||||
| Демонстрирует навыки работы в поисковой системе с использованием фильтров доказательной медицины. | ||||
| Формулирует аргументы критической оценки медицинских статей. | ||||
| Способен составить примерный план медицинского аудита своей практики. | ||||
| Компетенция «Адвокат здоровья» | Формулирует аргументы о применении клинического руководства, этапах его составления. | |||
| Формулирует аргументы о медицинском аудите. | ||||
| Формулирует аргументы правил поиска и оценки доказательств, полученных из разных источников. | ||||
| Компетенция «Навыки научных исследований» | Формулирует аргументы использования базы данных доказательной медицины. | |||
| Использует дифференциальные признаки клинических исследований. | ||||
| Проводит поиск и оценку доказательств, полученных из разных источников. | ||||
| Компетенция коммуникативные навыки | Способен передавать студентам, преподавателям, экзаменаторам собственные знания и умения при планировании и проведениях учебных мероприятий. | |||
| Способен составить примерный план медицинского аудита в своей практике. | ||||
| Показывает свою способность работать в команде. | ||||
| Компьютерная и информационная компетентность | Умеет анализировать результаты поиска материала, полученный из Кокрановской библиотеки | |||
| Способен вовлекать коллег в дискуссию | ||||
| E | Сообщать информацию, идеи и проблемы и решения, как специалистам, так и не специалистам | Компетенция в области естественных и специальных наук | Способен сообщить информацию, используя в работе основные термины доказательной медицины. | |
| Способен найти и интерпретировать информацию, полученную из базы данных доказательной медицины, сформулировать идею, найти проблемы и пути ее решения. | ||||
| Способен сформулировать проблему, используя виды исследований, применяемых в медицинской практике. | ||||
| Способен интерпретировать проблему, полученную с использованием принципа PICO, найти пути ее решения. | ||||
| Способен анализировать и дать критическую оценку медицинских статей о профилактической медицине. | ||||
| Компетенция предпринимательства | Способен сообщить информацию о сборе материала и интерпретировать с использованием базы данных доказательной медицины. | |||
| Способен разработать алгоритм поиска и оценки доказательств, полученных из разных источников. | ||||
| Способен дать критическую оценку медицинских статей с определением проблем и путей решения. | ||||
| Составляет примерный план медицинского аудита своей практики с последующим анализом и результатами. | ||||
| Компетенция «Адвокат здоровья» | Способен аргументировать значимость применения клинического руководства, интерпретировать выводы. | |||
| Способен провести медицинский аудит с соблюдением правил проведения клинического аудита, составлять итоги и дать рекомендации. | ||||
| Способен найти, оценить доказательства, полученные из разных источников, сформулировать свою точку зрения и предствить в виде статьи. | ||||
| Компетенция «Навыки научных исследований» | Способен аргументировать значимость использования базы данных доказательной медицины в практической медицине | |||
| Способен использовать в практической деятельности теории, основанные на доказательной медицине | ||||
| Способен использовать в работе доказательства, полученные из разных источников. | ||||
| Компетенция коммуникативные навыки | Выступает с публичными лекциями перед населением по проблемам здравоохранения | |||
| Стремится к лидерству. | ||||
| Показывает свою способность работать в команде. | ||||
| Компьютерная и информационная компетентность | Обладает навыками обращения с современной техникой. | |||
| Умеет использовать информационные технологии в сфере профессиональной деятельности. | ||||
| Обладает навыкамипри работе с компьютерными статистическими программами. | ||||
| Способность продолжить дальнейшее самостоятельное обучение | Общественное здравоохранение, Эпидемиология инфекционных и неинфекционных болезней, биостатистика. |
2.5 Пререквизиты: информатика, социология, биостатистика.
2.6 Постреквизиты: общественное здоровье, основы маркетинга и менеджмента, эпидемиология, общественное здравоохранение.
2.7 Краткое содержание дисциплины Определение, история развития доказательной медицины. Мировой опыт развития. Доказательная медицина в клинической проктике стран СНГ и Казахстана. Современные тенденции развития.
2.8 Тематический план темы, форма проведения и продольжительность каждого занятия (лекций, практических занятий, самостоятельной работы)
Тематический план лекций
| № | Темы | Форма проведения | Продолжительность (в часах) |
| Введение в доказательную медицину (ДМ). Принципы клинической эпидемиологии. | Обзорная | ||
| Терминология и инструментарий доказательной медицины. Типы исследований в ДМ. | Проблемные | ||
| Поиск информации в Интернете с использованием фильтров ДМ. Систематические обзоры и мета-анализ статей. | Обзорная | ||
| Всего часов: |
Тематический план практических занятия
| № п/п | Темы | Форма проведения | Продолжительность (в часах) |
| Определение доказательной медицины. История развития доказательной медицины. Мировой опыт развития. | Устный опрос | ||
| Клиническая эпидемиология: определение, история развития, основные принципы и методы исследования. | Дискуссия | ||
| Пять этапов доказательной медицины. Первый этап ДМ. | Устный опрос | ||
| Формулирование клинической проблемы с использованием принципа РІСО. | дискуссия | ||
| Второй и третий этапы ДМ. | Работа в малых группах | ||
| Поиск информации в Интернете и электронной базе данных.Анализ статей и их критическая оценка. | Устный опрос | ||
| Четвертый и пятый этапы ДМ.Применение полученных данных в практику. | Устный опрос | ||
| Примерное планирование и проведение клинического аудита.Анализ ошибок | Дискуссия | ||
| Клинические руководства: определение,основные принципы разработки и внедрения в практику. | Устный опрос | ||
| Преимущества и недостатки клинических руководств. | Работа в малых группах | ||
| Типы исследований в ДМ. | Устный опрос | ||
| Поиск информации в Интернете с пользованием фильтров ДМ.Систематические обзоры и мета-анализ статей. | Работа в малых группах | ||
| Всего часов: |






