Действие и противодействие

Для начала короткое замечание по поводу примечания, прозвучавшего, возможно, недостаточно веско. Ньютон сказал, что действие и противодействие равны по силе и противоположны по направлению. В широком смысле это означает, что каждый эволюционный скачок, будь то новая школа мысли, — технология или новый рынок, непременно сопровождается таким же по длине скачком в противоположном направлении. Это явление четко просматривается в сфере идей или предложений по организации общества: капитализм породил социализм, опыт претворения идеи социализма в жизнь привел к возрождению неокапитализма, а развитие глобальных свободных рынков, без сомнения, повлечет за собой какой-нибудь другой серьезный шаг назад. Именно это я имел в виду, говоря о такой же тенденции в бизнесе, когда в ответ на господство рационалистической, ньютоновской школы в сфере менеджмента на свет появилась оппозиционная, системная школа. Идеи и поступки нарушают инерцию, а каждое нарушение инерции неминуемо порождает противодействие.

Применительно к бизнесу и рынкам этот простой вывод помогает безошибочно предсказать, что ждет нас за следующим поворотом. Никогда не обольщайтесь по поводу перспектив нового рынка, думайте о том, что следующий шаг будет сделан в обратном направлении. Вспомните, как Генри Форд организовал массовое производство стандартных автомобилей, а следующим этапом стал представленный концерном General Motors широкий ассортимент моделей, ориентированных на разные уровни потребительских возможностей. Создание эффективной государственной системы здравоохранения сопровождалось ростом спроса на частную медицину. То же самое наблюдается в образовании и любых других сферах услуг. Как только появляется массовый рынок в какой-нибудь области, сразу же возникает спрос на противоположное — на рыночные ниши, скроенные по мерке конкретных потребительских групп. Рядом с национальными телеканалами всегда будут существовать сети кабельного телевидения.

Преимущество динамики заключается в том, что развитие идет в обоих направлениях. Там, где появляется дорогая, эксклюзивная продукция, всегда возникает спрос на удешевленные массовые модели. Роскошные отели, самолеты и океанские лайнеры стали нормой? Ждите развития массового туризма. Рынок захватили групповые туры? Значит, пришло время резкого возрастания спроса на что-нибудь элитарное, сделанное по индивидуальному заказу. Бизнесмены стали считать постоянные разъезды дорогостоящим неудобством? Пожалуйста, к их услугам видеоконференции и Интернет. Вы стали пленником Интернета? Самое время вновь открыть для себя преимущества личного общения. Врачи, медсестры и больницы стали важной частью современного общества? Даешь расцвет нетрадиционной медицины!

Новые технологии и рынки часто не оправдывают, казалось бы, стопроцентных прогнозов и не могут сокрушить предшественников.

Несмотря на стремительное развитие персональных компьютеров и расцвет «безбумажного делопроизводства», бизнес производителей бумаги и копировальных аппаратов держится на плаву. Телефон, факс, Интернет и видео не смогли заменить заседания, командировки или чтение книг.

И все же это замечание — лишь легкая закуска. Пора переходить к основному блюду.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: