Бизнес фрактален

В бизнесе достаточно неуверенности и уникальности — его язык хаотичен, он слишком фрактален и очень чувствителен к начальным условиям — чтобы, как блины, выпекать стратегии или рабски следовать эмпирическим правилам.

Это не означает, что мы должны сдаваться и принимать большинство решений, подбрасывая монетку. Значительная разница между победителями и неудачниками в сфере бизнеса заключается в способности распознавать фрактальные модели и принимать решения в соответствии с ними.

Если вы провели всю жизнь, разглядывая облака или береговые линии, то вы лучше других будете чувствовать, когда пойдет дождь и куда направится линия берега за крайней точкой в поле вашего зрения. Если у вас многолетний опыт и хороший послужной список принятия правильных решений в какой-то конкретной индустрии или на рынке, то вы наверняка будете продолжать принимать верные решения, распознавая повторяющиеся модели, пока будете оставаться в том же бизнесе или на том же рынке.

Одна из неприятностей современной корпоративной жизни состоит в том, насколько часто опытные менеджеры, прекрасно знающие свои рынки, покоряются судьбе только потому, что не могут объяснить или обосновать свою инстинктивную точку зрения начальству. Более разумный подход не потребует обоснований — вас будут судить по результатам.

Понимание того, что бизнес фрактален, дает вам много очень важных предупреждающих и ободряющих сигналов:

■ Опыт и интуиция обычно одерживают победу над анализом, потому что анализ никогда не может быть достаточно точным или убедительным. Анализ, конечно, полезен как дополнение к интуиции, и, как мы уже видели раньше, дихотомия (противопоставление) интуиции и анализа в каких-то смыслах неправильна. Хорошая интуиция — это кристаллизация результатов предыдущих анализов, а хороший анализ — это часто проработка предыдущих интуитивных гипотез путем сбора данных. Однако важность распознавания фрактальных моделей и сопоставления сопутствовавших им раньше результатов — способность понимать, к примеру, что сложившаяся ситуация больше похожа на предыдущую ситуацию А, чем на предыдущую ситуацию В, и что ситуация А привела к катастрофе — настолько велика, что блестящему молодому менеджеру-аналитику вполне могут предпочесть явно ленивого, но хитрого и опытного старого волка.

■ Самое меньшее, чему может научить нас понимание того, что бизнес фрактален и что небольшие различия на входе могут привести к совершенно различным результатам на выходе, это соблюдению осторожности при вступлении на «смежные», но новые рынки. Они могут выглядеть совершенно такими же, как старые, но все же слегка отличаться — и результаты окажутся ужасающими! Если вы сомневаетесь, посмотрите на удручающие отчеты розничных торговцев, в первый раз выехавших за пределы родной страны. Часть проблемы состоит в том, что головной офис стремится экспортировать свою собственную проверенную формулу — то есть проверенную на другом рынке — и отметает все возражения или альтернативные модели, предлагаемые менеджерами на местах. /Поди на местах не могут представить анализы с оценкой сиопх соображений, а головной офис вполне логично настаивает: «Делайте так, как мы вам говорим, пока не обоснуете вашу логику». После этого иностранцы терпят полный крах. Никто не знает почему. А ответ прост — бизнес фракталей.

■ Когда бы вам ни пришлось принимать важное решение, поищите ближайшую эквивалентную ситуацию в вашем опыте или в опыте коллег и друзей. Не спешите с заключениями. Организуйте трезвое обсуждение возможностей. Если вы не совсем уверены, составьте список трех подобных ситуаций и посмотрите, чем они закончились.

■ После того как вы пошли по выбранному пути, имейте в виду, что ваше решение может оказаться неверным. Сразу же начинайте искать указатели, которые, как при движении по карте, скажут, правильно ли вы идете. Если первые указатели не те, которых вы ожидали, то, возможно, вы выбрали неверное «фрактальное сравнение».

Так как существует слишком много разных типов бизнеса, где применяются разные правила, то специализированные виды бизнеса всегда имеют преимущество перед многопрофильными. Специализированные предприятия, компании или рынки обычно в лучшем положении, чем недифференцированные. Поэтому везде, где возможно, формируйте специализированные команды, новые подразделения, управления и, наконец, новые компании. Бизнес в целом неохотно поступает таким образом, и его сопротивление возрастает, по мере того как предложенная мной последовательность продвигается все дальше. Создать специализированную команду, допустим. Разделить компанию надвое — никогда. Но все же если бизнес фрактален, и частью мастерства бизнесмена является умение распознавать фрактальные модели, то специализированная компания окажется в лучшем положении для поиска правильных моделей и правильного реагирования. Специализированная команда пройдет какую-то часть пути к этому преимуществу, но ее будет сдерживать степень доступа к ресурсам и принятию решений по сравнению с другими частями организации, занимающимися иными типами моделей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: