Вязание крючком с бисером. Введение

Методическая разработка

Вязание крючком с бисером

Прямоугольного полотна

Автор: Самохвалова Анна Романовна,

педагог дополнительного образования

г. Нижний Новгород

СОДЕРЖАНИЕ

1. Пояснительная записка 3

2. Правила техники безопасности труда 4

3. Инструменты и материалы 4

4. Подготовка рабочего места 5

5. Методические рекомендации 5

6. Литература 7

7. Приложение 8


1. Пояснительная записка.

Введение.

Расцвет использования бисера в быту, его широкое распространение приходится на конец XVIII – XIX вв. Одно из главных достоинств бисера и стекла в целом подметил еще великий М.В. Ломоносов, и заключается оно в том, что созданные из них творения «ветхой древности грызенья не боятся». И действительно, вещи хорошо сохраняются, краски бисера ярки до сих пор, хотя многим изделиям, которые мы видим сейчас в краеведческом музее, более 100 лет. С конца XVIII века в помещичьих усадьбах, городских домах занимались работами по бисеру. Причем вязали как дворянки, так и крепостные, потом уже и мещанки начали коротать свои дни, вывязывая кошелечки и подсвечники, чубуки и подстаканники, игольницы и всевозможные чехлы для крючков, ножниц и т.д. В собраниях областных, районных краеведческих музеев Центральной России третья часть произведений из бисера – это вязаные предметы. Считается, что способ вязания бисером был привезен из Германии, где имел широкое распространение и целые семьи вязали объемные изделия, которые требовали отработанной технологии и достаточной сноровки. В работе активное участие принимали мужчины: они нанизывали бисер по заданному рисунку, а женщины вязали. Вязание применялось для изготовления сложных объемных и плоских форм: круглых кошельков, салфеток с розетками посередине, обвязывания бутылок, флаконов для духов, игольниц, чернильниц, подсвечников, подстаканников с цветочными узорами, картин, чехлов на мебель.

Цель и задачи:

Цель: передать опыт преподавания темы «вязание крючком с бисером прямоугольного полотна» - техники работы с бисером XIX в.

Задачи:

- обучить педагогов создавать изделия с использованием техники «вязание крючком с бисером прямоугольного полотна»

- обеспечить педагогов методическим пособием

- развить произвольное внимание и мелкую моторику рук

2. Правила техники безопасности труда

В процессе работы необходимо соблюдать следующие правила техники безопасности:

- бисерную иголку хранить в коробочке с крышкой, в процессе работы вкалывать иголку в драповую салфетку, не оставлять ее лежащей на столе

- головка крючка должна быть гладкой, для того чтобы нить за него не цеплялась, а плавно скользила по нему

- принадлежности для работы должны храниться в специальной коробке

- нельзя делать резких движений рукой с крючком – можно поранить соседа

- ножницы должны лежать с сомкнутыми лезвиями

- передавать ножницы можно только кольцами вперед с сомкнутыми лезвиями

3. Инструменты и материалы

Для изготовления картины «Домик в горах» с использованием техники «Вязание крючком с бисером прямоугольного полотна» понадобятся:

Материалы:

1. Бисер (хорошего качества) № 10/0 (Приложение, рис. 3, табл. 1).

2. Рабочая нить: ЛЛ № 100 белая 16 м. от катушки.

3. Мононить 15 см.

4. Рамка, паспарту.

Инструменты:

1. Крючок № 1 с плоской площадкой на ручке.

2. Бисерная иголка с длинным ушком.

3. Ножницы.

4. Инструкция (Приложение, рис.3-33).

5. Квадратная салфетка из толстого ровного драпа серого цвета размером 25см./25 см.

6. Одноразовая ложка белая.

7. Емкость для катушки, можно использовать литровую стеклянную банку.

4. Подготовка рабочего места

Помещение должно быть хорошо проветриваемым, с хорошим освещением. Свет должен падать с левой стороны стола. Учащиеся должны сидеть достаточно просторно, чтобы не мешать работать друг другу. Вокруг столов должно быть достаточно места, чтобы учитель мог подойти к каждому ученику для показа сложного приема.

5. Методические рекомендации

Раздайте каждому ученику инструкцию по выполнению изделия. Насыпьте немного бисера каждого цвета на квадратную салфетку из толстого ровного драпа серого цвета размером 25см./25 см. Возьмите бисерную иголку, вставьте в нее отрезок мононити длиной 15 см., сложите концы мононити вместе и свяжите узлом – получился переходник для рабочей нити. Катушку с рабочей нитью № 100 ЛЛ (лен лавсан) положите в литровую стеклянную банку, а ее конец вставьте в петлю, которая образовалась на бисерной иголке после завязывания узла на мононити. Аккуратно набирайте бисер по формуле набора или по цветной схеме по стрелке ряд за рядом (Приложение, рис. 4). Для того чтобы было легко проверить правильность набора, нарежьте из бумаги квадратики со стороной 1 см и набирайте их по одному после каждого ряда бисера. До провязывания бисерного рисунка свяжите 39 воздушных петель, 1 петлю на подъем, поверните вязание и провяжите в каждую воздушную петлю столбик без накида без бисера, всего 38 столбиков, петлю на подъем, и еще ряд столбиков без накида без бисера, петлю на подъем, поверните работу, 4 столбика без накида без бисера. (Приложение, рис. 6-7) После этого надо начать провязывать бисерный рисунок по рядам, причем бисер провязывается в той последовательности, которая описана в формуле провязывания рисунка (Приложение, рис. 8).

Техника вязания крючком с бисером прямоугольного полотна:

1. Провязывание прямого ряда (Приложение, рис. 9-17)

2. Провязывание обратного ряда (Приложение, рис. 18-24)

3. Работа с ошибками провязывания (Приложение, рис. 25-32)

Оба приема повторяются до тех пор, пока не будет связано нужное количество рядов.

Разберем подробнее выполнение каждого из них.

1. Прямой ряд. (Приложение, рис. 9-17)

1.1. Введите крючок под заднюю нить петли основания столбика без накида без бисера.

1.2. Придвиньте бисер к вязаному полотну.

1.3. Оставьте одну бисеринку, остальные отодвиньте по рабочей нити, чтобы они не мешали провязыванию.

1.4. Захватите крючком нить за бисеринкой.

1.5. Протяните нить через петлю основания, при этом бисеринка притягивается к вязаному полотну.

1.6. Затем захватите крючком нить.

1.7. И протяните ее через обе петли, находящиеся на крючке.

1.8. Далее повторите действия с пункта 1.1 по пункт 1.7. до конца ряда.

1.9. Для картины «Домик в горах» в прямом ряду провязывается 30 бисерин. После провязывания первого ряда надо провязать 4 столбика без накида без бисера, 1 петлю на подъем, повернуть работу бисером к себе, провязать 5 столбиков без накида без бисера.

2. Обратный ряд. (Приложение, рис. 18-24)

2.1. Введите крючок под нить с бисеринкой и под заднюю нить петли основания столбика без накида с бисером прямого ряда.

2.2. Придержите указательным пальцем правой руки бисеринку.

2.3. Зацепите крючком рабочую нить за бисеринкой.

2.4. Протяните нить через петлю основания.

2.5. Затем еще раз зацепите крючком рабочую нить и протяните ее через обе петли, находящиеся на крючке.

2.6. Исходное положение рук для продолжения провязывания.

2.7. Введите крючок под заднюю нить основания и далее повторяйте действия с пункта 2.1. по пункт 2.7. до конца ряда, всего надо провязать 30 бисерин.

3. Работа с ошибками провязывания. (Приложение, рис. 25-32)

Возможно, при наборе была допущена ошибка, которая была обнаружена только при провязывании. Ее можно исправить следующим образом: надо обрезать рабочую нить, снять ошибочную бисеринку, если она лишняя или заменить ее правильно набранной по рисунку, концы нити связать ткацким узлом и продолжить вязание. После окончания вязания концы спрятать внутрь полотна. Когда бисерные ряды закончатся, провяжите еще 3 ряда без бисера вставьте картину в рамку. (Приложение, рис. 33)

6.Литература

1. Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», январь-февраль 2009 г.

2. «Костюм в России XVIII-начала XX века» выставка, Ленинград, 1974.

3. Коршунова Т.Т. «Костюм серебряного века в России, 1890 -1914 гг.» Каталог выставки из собрания Государственного Эрмитажа. – СПб.; АО «Славия-Интербук», 1993.

4. «Костюм в России XVIII-начала XX века» Альбом (на франц. яз.) – Л.; Аврора, 1983.

5. Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», 2011, № 10, стр. 78-83.

6. «Костюм в России XVIII-начала XX века» Из собрания гос. исторического музея под ред. Е.Р. Беспаловой, «АРТ-РОДНИК», М., 2000.

7. Тимченко Э.А. «Бисерное рукоделие» - Смоленск; Русич, 2005.

8. Виноградова Е. «Большая книга бисера» - М.; ОЛМА-ПРЕСС; СПб.; «Валери СПД», 2000.

9. Ляукина М.В. «Бисер: Техника. Приемы. Изделия.» – М.; АСТ-ПРЕСС КНИГА., 1998 – (Золотая библиотека увлечений).

Компьютерная верстка и разработка – педагог-организатор МБОУ ДОД ДДТ Нижегородского района Шиян Иван Андреевич


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: