Обратная связь - это существенная часть всего занятия. Существует несколько способов для получения обратной связи, поэтому ведущим следует задавать следующие вопросы:
· Что люди чувствуют по поводу занятия?
• Было ли оно более или менее трудным, чем они себе изначально представляли?
• Какие аспекты занятия были наиболее трудными, или что было труднее всего представить?
• Узнали ли люди что-либо новое о правах человека?
• В чем было сходство или различие между группами?
• Были ли какие-либо фундаментальные разногласия по поводу идеи прав человека? Почему?
В процессе обратной связи очень важно уважать других, концентрировать внимание на том, что они сказали или сделали, и обосновывать вашу точку зрения. Некоторые способы обратной связи:
• «Коробка мнений»: Каждый обучающийся пишет свое мнение о занятии на листке бумаги и кладет его в коробку. Затем каждый вытаскивает по одному листку и читает вслух написанное на нем, затем вся группа обсуждает озвученное мнение.
|
|
«Продолжайте, я слушаю»: Каждый обучающийся в течение 5 минут рассказывает слушателям о своем мнении по поводу занятия.
• «Человеческая машина»: Все обучающиеся становятся в круг, держась за руки, и один человек начинает рассказывать про то, что ему/ей понравилось или не понравилось. Человек, стоящий рядом с ним, повторяет данное мнение, соглашается или не соглашается с ним, а затем высказывает свое мнение о чем-либо еще.
• «Прогноз погоды»: Обучающиеся описывают свои чувства по поводу занятия в форме прогноза погоды.
Заключение
Очень важно закончить занятие на правильной ноте. Например, участникам необходимо дать возможность индивидуально и коллективно обобщить все то, что они узнали. В общем, способ завершения занятия сильно зависит от его целей и содержания. Вот несколько идей:
«Поймай мяч»: Обучающиеся бросают друг другу мяч. Каждый, кто ловит мяч, должен сказать что-либо, что он или она узнал(а) или может использовать из данного занятия.
• Коллективное обобщение: Задайте обобщающий вопрос (Какие услышанные сегодня замечания вы особенно запомните?) или прочтите открытое утверждение (Попытайтесь придумать слово или фразу, которая обобщает наши чувства).
• «Показ слайдов»: Преподаватель может делать фотографии занятия, в том числе фотографии каждого обучающегося. Каждый делает короткий комментарий к своему вкладу, к своим чувствам до, во время и после занятия.