1. Вспомните, что означают следующие понятия: личность, направленность личности, способности, характер, темперамент, статус, авторитет.
2. Обоснуйте, какую направленность должна иметь личность руководителя; исполнителя, работающего самостоятельно; исполнителя, работающего в составе группы.
3. Покажите, какого типа общими способностями лучше обладать руководителю: художественными или логическими.
4. Объясните, какие способности должны иметь президент фирмы и руководитель низового подразделения: интерсоциальные или конструктивные.
5. Подумайте, какими чертами характера скорее всего будут обладать лица с интерсоциальными способностями: первичными или вторичными.
6. Попробуйте определить, с каким темпераментом целесообразно выбрать людей для занятия следующих вакансий в организации:
¨ торговый представитель;
¨ главный бухгалтер;
¨ главный конструктор;
¨ начальник отдела кадров;
¨ заведующий архивом;
¨ начальник цеха.
7. Попытайтесь дать оценку своему характеру и темпераменту и сравните ее с оценкой, данной товарищами.
8. Перечислите факторы, которые могут определять авторитет личности.
9. Проанализируйте причины авторитетности своих знакомых и друзей.
10. Вспомните известных киногероев, обладавших комплексом угрожаемого авторитета.
11. На основе приведенных в главе признаков коллектива определите его наличие у себя в учебной группе или на работе.
12. Используя приведенную в главе классификацию коллективов, попробуйте дать характеристику своему учебному или трудовому коллективу.
13. Объясните свое понимание психологического климата и его практической роли.
14. Попытайтесь оценить степень зрелости своей учебной группы как коллектива.
15. Раскройте суть конформизма и дайте оценку этому социальному явлению с точки зрения организации, коллектива, отдельной личности.
16. Определите наличие в своем коллективе групповых норм. Каковы они и в чем проявляются?
17. Проанализируйте свое окружение: есть ли в нем референтные группы или отдельные личности. Выясните, какие черты делают их таковыми.
18. Перечислите основные функции руководителя. Попробуйте ранжировать их по степени важности, которую они имели 150 лет назад и имеют сейчас.
19. Назовите наиболее важные задачи руководителей на каждом уровне управления.
20. Попытайтесь распределить по уровням управления руководящий состав учебного заведения.
21. Сравните пассивных и активных руководителей и методы их работы. Попробуйте «примерить» их черты на известных лиц.
22. Обсудите в учебной группе список качеств, необходимых современному руководителю, и предложите его собственную версию.
23. Сформулируйте свое понимание лидерства, его истоков и его роли в организации.
24. Проанализируйте набор лидерских качеств известных исторических деятелей.
25. Охарактеризуйте работников учебного заведения, с которыми вам приходится сталкиваться, как подчиненных.
26. Проведите в группе дискуссию на тему: «Кто такой подчиненный ХХI века?»