Характерные черты творческих личностей

Как вы представляете себе творческую личность? Наверное,

в образе сумасбродного фантазера, не похожего на нормальных

людей. Андрисон (Andreason, 1987) обнаружил, что писатели более

подвержены эмоциональным перепадам настроения, чем люди других

профессий. Многих из людей, занимающихся творческой деятельностью,

окружающие считают неуживчивыми, независимыми, самоуверенными и

легко поддающимися смене настроений.

Е. П. Ильин. «Психология творчества, креативности, одаренности»

Но совершенно очевидно, что творческая деятельность требует также

и большой работы. Мадиган и Элвуд (Madigan, Elwood, 1984) подчеркивают

важное значение таких качеств, как любознательность и упорство. Они

описывают, как швейцарский изобретатель Жорж де Местраль придумал

застежку – «липучку». Однажды на охоте к его одежде и к шерсти его

собаки пристали головки репейника. Стараясь отодрать репьи от одежды,

де Местраль заинтересовался, почему они так крепко прилипают к ткани.

Он рассмотрел репьи под микроскопом и обнаружил, что на каждой головке

имеются сотни маленьких крючочков. Много лет он настойчиво пытался

найти способ крепления подобных крючочков к ленте из ткани. В конце

концов у него получилась «липучка».

У других творческих личностей процесс творчества происходит

примерно так же. Бетховен проводил долгие часы за сочинением

музыки, потом рвал исписанные листы и переписывал все заново. Лаурет

Нобелевской премии Томас Манн утверждал, что он усилием воли заставлял

себя ежедневно писать не менее чем по три страницы.

Квин В. Н., 2000, с. 164–165.

А. Р. Агабабян и Н. Д. Арутюнян (2007) выявили, что на выраженность креативности

положительно влияют степень выраженности Супер-эго (сильный характер), уровень тре-

вожности и нонконформизм (независимость и самодостаточность). В то же время интел-

лект и экстраверсия не обнаружили связи с креативностью. Вербальная креативность поло-

жительно коррелирует с аутией, эго-напряженностью и отрицательно с сензитивностью.

Кроме того, для креативов характерны богатое воображение, поглощенность своими иде-

ями, собранность и энергичность, сензитивность, высокая нормативность.

А. В. Ассовской с соавторами показано, что при наличии высокого уровня креатив-

ности мальчики более тревожны, чем девочки. Н. Е. Кузьмина показала, что креативные

мальчики проявляют большую эмпатийность, дружелюбие, воспринимают другого человека

как ценность, проявляют большую устойчивость к критике. У девочек связи креативности

с характеристиками личности выражены гораздо слабее.

По данным В. Л. Марищука и Е. В. Пыжьяновой (2007), показатели дивергентного

мышления связаны с радикализмом, доминантностью, чувствительностью и нонконформиз-

мом. Отмечается связь творческих способностей с выраженностью нарциссизма (Д. Раскин).

Д. А. Циринг (2007) выявлено, что дети с личностной беспомощностью имеют более

низкий уровень креативности, чем дети с выраженной самостоятельностью.

...Можно выделить семь базовых векторов, определяющих

свойственную креативным субъектам необычность мировосприятия

и поведения: независимость взглядов и неконформность суждений;

стремление выйти за рамки, «нарушить границы»; оригинальность

и нестандартность; устойчивость к неопределенным ситуациям;

конструктивная активность в предметной деятельности; сила Я, связанная

с возможностью автономного функционирования и устойчивостью к

давлению социального окружения; открытость ко всему новому и

необычному; чувствительность к красоте в широком смысле слова.

Практически во всех наиболее известных личностных теориях

указывается на связь креативности с теми или иными особенностями.

Отличаются фундаментальностью в этой связи исследования такой черты,

как психотицизм, – конструкта, обозначающего нестандартность поведения

в общем смысле слова (Eysenck, 1996). Автором концепции Гансом

Е. П. Ильин. «Психология творчества, креативности, одаренности»

Айзенком был обнаружен удивительный эффект – обычно выявляемая

негативная связь между показателями силы Я и психотицизмом (Р)

трансформировалась в позитивную корреляцию в группе креативов.

Объяснение этого парадокса, обнаруженного во многих исследованиях,

заключается в том, что у креативных личностей две несовместимые, как

правило, черты образуют необычную комбинацию.

Либин А. В., 2000, с. 353–354.

Д. Б. Богоявленская (1989) вводит понятие креативной активности личности, полагая,

что она обусловлена определенной психической структурой, присущей креативному типу

личности.

Массовый характер использования в практике диагностики творческих

способностей тестов Е. П. Торренса определило одну из задач нашей работы

по исследованию креативности. Мы сопоставили на одном объекте два

концептуально разных подхода к исследованию творчества: подход Д. Б.

Богоявленской и подход Е. П. Торренса.

Определяющее отличие двух методов кроется в понимании творческих

способностей. Е. П. Торренс определяет творческие способности

(креативность) как способность к порождению разнообразных и

оригинальных идей, Д. Б. Богоявленская – как интеллектуальную активность

(ИА) – интегральное образование, включающее интеллектуальный

компонент, который преломляется через мотивационно-потребностную

сферу.

Исследование личности ребенка в период ее становления (3–9 лет)

позволило вскрыть психологические основы феноменов интеллектуальной

активности и креативности в процессе их формирования. Интеллектуальная

активность и креативность статистически не связаны между собой, т. е.

не обнаруживают корреляции. В онтогенезе становления творческих

способностей у детей в возрасте 5–6 лет при относительно равном

уровне интеллекта (высоком или среднем) именно мотивационная

структура личности выступает в качестве компонента, определяющего

проявление интеллектуальной активности. Положительная динамика ИА

обеспечивается доминированием познавательного мотива в структуре

деятельности. Разрушение ИА зависит от изменений в мотивационно-

потребностной структуре в сторону доминирования внешненаправленных

относительно деятельности мотивов (стремления к успеху и избегания

неудачи).

Количественный и качественный анализ результатов тестов Е. П.

Торренса, полученных в наших исследованиях, показал, что за высокими

показателями креативности могут стоять различные механизмы. Высокие

показатели креативности могут базироваться как на высоком уровне

интеллектуального развития, так и на низком, что в первом случае

имеет результатом порождение оригинальной идеи, а во втором –

вероятно, недифференцированное восприятие предмета, неполный анализ

стимульной фигуры, недостаточный селективный отбор идей. Но даже если

анализировать действительно оригинальные идеи, необходимо отметить, что

способность к порождению оригинальных идей в тестах Е. П. Торренса

реализуется в рамках заданной деятельности (поставленной задачи) и

Е. П. Ильин. «Психология творчества, креативности, одаренности»

поэтому является стимулированной деятельностью. Реальный уровень

творческих способностей ребенка остается нераскрытым.

В тестах Е. П. Торренса мотивационно-потребностная сфера

исключается из «субъективного поля исследования», внимание

исследователя концентрируется на собственно продуктивной сфере. В

центре исследовательских интересов Е. П. Торренса оказывается продукт,

результат деятельности, и не анализируется его природа, причины его

порождения. Тесты креативности не позволяют дифференцировать мотивы,

направляющие деятельность испытуемого. Стимулирующая инструкция и

ограничение времени часто «запускает» мотив достижения.

Таким образом, основное отличие двух методов: это чувствительность

метода «Креативное поле» к мотивационно-потребностной сфере, к

ведущей потребности, реализуемой в деятельности, и отсутствие данной

характеристики в тестах Е. П. Торренса. Оценивая творческие способности

в детстве по оригинальности продукта, мы неизбежно будем сталкиваться

с возможностью смешения действительно оригинальных решений,

отклонений от нормы и отсутствия сформированной нормы. Кроме того,

оценивая творческие способности в детстве по продукту, мы лишаем

творческий процесс его основного признака – спонтанности. Именно

поэтому творчество необходимо оценивать по причине, а не по следствию,

«по внутренним условиям», а не по продукту, пусть даже необычному.

Жукова Е. С., 2007, с. 370.

При этом автор отмечает: даже у ведущих специалистов можно встретить утвержде-

ния, что особо одаренных детей характеризует недостаточное развитие навыков и знаний

законов общения. Это находит опровержение в данных Н. М. Труновой и А. А. Немцова

(1983), которые показали, что у детей – «эвристов» общение характеризуется большей соци-

альной опосредованностью и тенденцией к участию в более широкой системе отношений, в

частности со взрослыми и более старшими по возрасту детьми, а не только со сверстниками

и близкими родственниками, что более характерно для «стимульно-продуктивных» детей.

Трунова и Немцов выявили также, что младшие школьники, проявившие склонность к

решению творческих задач («эвристы» по терминологии Д. Б. Богоявленской), обнаружили

большее разнообразие занятий в свободное от учебы время, чем учащиеся, не обнаружившие

такой склонности («стимульно-продуктивные»).

Т. В. Андреева (1998) выявила, что женщины-архитекторы с творческой направленно-

стью характеризуются меньшей тревожностью, чем большинство женщин этой профессии,

большей доминантностью, самодостаточностью и замкнутостью. Для мужчин-архитекторов

с творческой направленностью характерны замкнутость, высокая самодостаточность, сни-

женное чувство долга.

Талант – это предельная сосредоточенность, собранность,

целеустремленность, умноженные на громадное трудолюбие. Когда

Ньютона спрашивали, каким образом ему удалось открыть законы

классической физики, он отвечал: «Я все время думал об этом». А его

великий соотечественник Чарльз Дарвин писал в своей «Автобиографии»:

«Я трудился изо всех сил и старался как мог, а ни один человек не в

состоянии делать больше этого». Но талантливые люди часто анархичны,

недисциплинированны, беспечны и безответственны, допускают ребяческие

Е. П. Ильин. «Психология творчества, креативности, одаренности»

выходки, порою слишком разбросанны, чудаковаты, временами производят

впечатление бездельников.

Чурбанов В., 1980, с. 62.

Имеются различия и в содержании образа Я. Характеристики «идентичность половая»,

«семья, родственники», «друзья, приятели» у одаренных подростков встречаются реже (что

подтверждает данные Т. В. Андреевой и В. Е. Семенова), а характеристики «обобщенные

личностные качества», «интересы, увлечения», «убеждения и ценностные установки» отме-

чаются чаще. Таким образом, у одаренных подростков преобладают содержательные харак-

теристики образа Я над формальными. Доминируют суждения, отражающие личностные

качества и интересы. У подростков с обычными возможностями содержательные и формаль-

ные характеристики имеют равную степень выраженности.

А. А. Рысева (2007) показала, что одаренные подростки имеют качественные отли-

чия от самосознания подростков с обычными возможностями. Первые имеют более высокие

показатели самоуважения личности, т. е. отличаются большей верой в свои способности. У

них выше и показатели самопонимания. В то же время у них выше и показатели самообви-

нения личности, т. е. они более склонны ставить себе в вину свои неудачи.

По данным того же автора, интеллектуально одаренные мальчики-подростки имеют

преимущественно интернальный локус контроля в области достижений, т. е. они считают,

что большинство важных событий в их жизни являются результатом их собственных усилий.

У одаренных девочек, наоборот, показатели интернальности в области достижений ниже,

чем у девочек с нормальными возможностями. Одаренные девочки больше склонны припи-

сывать свои достижения внешним обстоятельствам, везению, помощи других людей.

Потребность в креативных людях, по мнению К. Роджерса,

обусловлена ситуацией в современном мире, связанной с увеличением

научных открытий и изобретений. Пассивный и культурно ограниченный

человек оказывается не в состоянии справиться с потоком вопросов и

проблем, предъявляемых ему окружающим миром. Платой за отсутствие

творческого начала является дезадаптация человека.

Итак, следуя логике рассуждений К. Роджерса, современный уровень

развития науки и техники выдвигает требование непременной творческой

адаптации к новому миру, а само творчество является неотъемлемой частью

самоактуализации человека.

Главным побудительным мотивом творчества является стремление

человека реализовать себя. Оно есть в каждом индивиде, но может

быть скрыто под слоем психологических защит. Созидательный характер

творчества можно предположить в том случае и в той мере, в какой человек

«открыт» своему опыту.

В феноменологическом подходе К. Роджерса описаны две

группы личностных качеств и внешних обстоятельств, способствующих

проявлению позитивного творчества. Прежде всего – открытость всему

опыту в противоположность психологическим защитам, приводящим к

его искажениям. Компонентами экстенсиональности являются: отсутствие

ригидности, способность интегрировать противоположности, терпимость

к неоднозначности, открытость к осознанию себя в настоящем моменте.

Второе условие – внутренний, в противоположность внешнему, локус

оценивания, или способность к опоре на свое мнение. Третье – способность

к необычным сочетаниям элементов и понятий, являющаяся основой

Е. П. Ильин. «Психология творчества, креативности, одаренности»

спонтанной игры – исследования, приводящей к пробуждению интуиции и

приобретению способности видеть новое.

Другую группу качеств образуют внешние условия, способствующие

проявлению созидательного творчества. При ближайшем рассмотрении

эти внешние условия оказываются теми же внутренними личностными

особенностями, но приписанными, отнесенными к другому человеку.

Юдина С. Д., 2007, с. 389.

Не подлежит сомнению, что для проявления и развития одаренности (таланта, гени-

альности) требуется высокая работоспособность, самоотдача человека, устойчивая моти-

вация (направленность личности), овладение знаниями и умениями в специальной области

деятельности. Недаром большинство выдающихся ученых, писателей, художников считают,

что из их достижений 90 % приходится на труд и только 10 % – на талант. Талант – это

склонность к бесконечному труду, считают они. Микеланджело, гениальный итальянский

художник и скульптор, говорил, что если некоторое время не поработает резцом или кистью,

то становится больным. И. Е. Репин утверждал, что он не добился бы успехов в живописи,

если бы не запирался ежедневно в одно и то же время у себя в комнате и не писал часами

картины и этюды.

Знаменитый художник Винсент Ван Гог писал своему брату, что занятия живописью

не такое уж мудреное дело, нужно лишь усердие и некоторое владение ремеслом. «Уникаль-

ные» произведения, по мнению ученых, создаются благодаря унитальным способностям и

полной самоотдаче. Последний компонент соответствует мнению многих гениев и талантов

о причинах своего успеха.

Самоотдача требует высокой концентрации внимания. Этому психическому процессу

придавали большое значение И. Гёте: «Гений есть лишь внимание», Мах: «Заслугою того,

кто делает открытие, является особое напряжение внимания», и другие выдающиеся дея-

тели. Отсюда Лезин делал вывод, что «у гения внимание в большей степени сконцентриро-

вано, чем у таланта; у последнего в большей, чем у обыкновенного человека, и т. п. – вплоть

до сумасшедшего. Такое напряжение внимания, какое мы замечаем у гениев, требует гро-

мадного труда, и гений – обязательно великий труженик, только экономно распределяющий

свои силы» (1907, с. 279).

Чрезвычайная сосредоточенность внимания великих ученых на своих мыслях создает

видимость их рассеянности. Ньютон, когда ему приходилось уходить из комнаты, чтобы

принести какую-нибудь вещь, зачастую возвращался, не захватив ее. Дидро, нанимая извоз-

чиков, забывал отпускать их, и ему приходилось платить за целые дни, которые они напрасно

простаивали у его дома. Один из известных ученых, уходя из дома, приколол к дверям

записку, в которой указал время своего возвращения. Домой он вернулся раньше указан-

ного срока и прочитав на дверях свою записку, взглянул на часы и сказал: «Надо подождать,

видно, его еще нет дома» и ушел.

Пути и судьбы реализации творческого потенциала определяются

прежде всего тем, как личность обращается с ним. Особенности личности

могут стать непреодолимой преградой для реализации даже самого

грандиозного творческого потенциала, но сильная и внутренне богатая

личность может в какой-то мере компенсировать недостаток одаренности.

Так, в американских исследованиях креативности встречается такая

характеристика знаменитого писателя первой половины XX в. Томаса

Вулфа: гений без таланта. Анализ жизненного пути выдающихся творцов

все больше приводит исследователей к выводу о том, что труд, обучаемость

и увлеченность своим делом играют более важную роль, чем собственно

Е. П. Ильин. «Психология творчества, креативности, одаренности»

одаренность. И в целом трудно не согласиться с тем, что когда мы говорим о

великих творцах, мы говорим и о великих личностях (Кривцун О. А., 2007).

Никольская Г. В., 2008, с. 305.

…Существует некий «континуум талантливости» – от гениев до

дарований, малозаметных, но все-таки дарований. И никто не остается вне

этого «континуума». Разница лишь в материале творчества, в масштабах

потенциала и достижений разных людей. Но различны и желания у

людей, их характеры, интересы, потребности. Один жаждет осчастливить

человечество, а другой – свою семью, одному нужна громкая слава, другому

– тихая благодарность близких, один мечтает изобрести желанный всеми

элексир здоровья, а другой – вывести голубую розу для одной женщины.

Значит, важно не то, что не всем дано быть гениями, – важно, что нет «вообще

бездарных», – так устроено природой.

Чурбанов В., 1980, с. 54.

Исследования показали, что наиболее талантливые – индивиды, неудовлетворенные

своими результатами, способные к саморазвитию, которые под влиянием новых требований

неустанно занимаются самообразованием, перестраивают свое мышление.

Французский психолог Е. Тулуз попытался разложить личность Э. Золя на отдельные

компоненты. Гения не стало! Он растворился в отдельных чертах, свойственных многим

людям. Другие попытки выделить какое-то специфическое качество гения также не увен-

чались успехом. Мнение о психологической исключительности гения, восходящее к фило-

софии Платона и немецкому романтизму, было заменено полярно противоположным – о

заурядности личности гения. На пьедестал была возведена случайность как основная детер-

минанта творчества. Только благоприятное стечение обстоятельств отличает выдающегося

ученого от «недоумка» – так выразил эту точку зрения видный американский физик и писа-

тель Ф. Хойл. По его мнению, каждый человек в потенции гений, но только в какой-то одной

области науки или искусства. Важно лишь найти себя в ней. А этому может помочь только

случай.

Наиболее общей характеристикой одаренности является ярко выраженная познава-

тельная потребность (стремление к новому знанию, способу или усвоению действия),

составляющая основу познавательной мотивации, которая у одаренного ребенка доминирует

над другими типами мотивации. Познавательная мотивация ребенка находит выражение

в форме поисковой, исследовательской активности, направленной на обнаружение нового.

Такая активность обеспечивает продуктивные формы мышления (Одаренность…, с. 12).

Однако возникает вопрос: с чем связана высокая познавательная потребность, почему иссле-

довательская активность одних продуктивнее, чем других?

Ряд ученых (Хекхаузен Х., 2004; Хеллер К. А. с соавторами, 1991; Щебланова Е. И.

с соавторами, 1996; Kuhl J., 1985) отмечают, что преобладание мотива стремления к успеху

над мотивом избегания неудачи является благоприятным условием для проявления и разви-

тия одаренности.

В. С. Юркевич к числу особенностей одаренных детей относит недостатки волевой

регуляции и недостаточное развитие произвольности. Также она замечает, что те или иные

проблемы с формированием волевых качеств есть у большинства детей. Однако у одарен-

ных детей это усугубляется тем, что «основной их деятельностью является любимый ими,

не требующий у них специальной волевой регуляции умственный труд». Это часто встреча-

ющаяся иллюзия: представляется, что нечто, делаемое человеком по его призванию (чего он

просто не может не делать), ему не стоит труда.

Е. П. Ильин. «Психология творчества, креативности, одаренности»

Надо отметить, что создать психологический портрет творческой (креативной) лично-

сти – задача не из легких. Например, попытка систематизировать свойства, присущие такой

личности, сделанная в США, привела к выделению десятков порой противоречащих друг

другу свойств (Пономарев Я. А., 1976).

Т. Амабайл и М. Коллинз (Amabile, Collins, 1996) в набор характеристик креативных

личностей включают: самодисциплину в части работы, способность отсрочить удоволь-

ствие, персеверативность в ситуациях фрустрации, независимость суждений, терпимость

к неопределенности, высокую степень автономности, отсутствие половых стереотипов,

интернальный локус контроля, склонность к риску, высокий уровень самоинициации и

мотив достижения (стремление выполнять работу наилучшим образом).

М. Чикзентмихали (Csikszentmihalyi, 1997) отмечает, что креативные личности: 1)

обладают большой физической энергией, но в то же время часто находятся в состоянии покоя

и отдыха; 2) в одно и то же время они суровы и наивны; 3) в них сочетаются игривость и

дисциплинированность, ответственность и безответственность; 4) фантазии перемежаются

с реальностью; 5) они проявляют особенности экстравертов и интровертов; 6) скромны и

горды одновременно; 7) избегают стереотипов в области половых ролей; 8) проявляют одно-

временно бунтарский дух и консерватизм; 9) проявляют страсть к своей работе; 10) откры-

тость и чувствительность часто приводят креативных людей к переживанию ими страдания

и боли, но также очень любят удовольствия.

Р. Кеттелл (Cattell, 1979) считает, что наиболее доказанными чертами личности креа-

тивов являются шизотимия, радикализм, интроверсия и доминирование.

Нами было проведено исследование психологических особенностей

представлений о своей жизни у одаренных подростков с помощью

модифицированной методики «Образ мира» (Берулава Г. А.). В

исследовании принимали участие 193 одаренных подростка и 297 их

«обычных» сверстников в возрасте от 11–12 до 16–17 лет.

Было обнаружено, что у одаренных подростков ярко проявляется их

своеобразная жизненная позиция, которая заключается в отношении к жизни

как к открытой, творческой задаче, в которой человек должен сам осознанно

выбрать ценности и цели своего бытия, самостоятельно найти ресурсы их

достижения. У одаренных подростков ярко проявлялся поиск смысла жизни.

«Моя жизнь – это путь, по которому мне нужно пройти. Это срок, который

мне дается на свою долю создания этого мира, с его прошлым, будущим и

настоящим» (Е., 9 кл.). Они также отмечают, что их жизнь разнообразна и

интересна: «Моя жизнь очень разнообразна. В ней уже было много перемен

и неожиданностей. Я думаю, что моя жизнь непростая, так как «нахожусь»

на Земле для какой-то цели» (Ю., 7 кл.). Кроме того, у одаренных подростков

ярко выражена ориентация на будущее, а не только на прошлое и настоящее.

Напротив, у многих современных подростков, в отличие от их

одаренных сверстников, отсутствует деятельное отношение к своей жизни в

будущем, поэтому они отмечают, что их жизнь обычная и вполне устроенная.

Они не считают возможным активно влиять на будущее, планировать и

организовывать его. «Моя жизнь меня устраивает, живу как обычный ученик

без приключений, иногда бывают неприятные случаи в школе, они касаются

оценок» (Н., 7 кл.).

Отличительной особенностью одаренных подростков являются такие

метафорические представления освоей жизни: «Жизнь – это компьютер.

Сначала он работает, затем зависает и ломается. А денег, чтобы починить

его в ремонте, нет. Да и гарантия уже кончилась» (М., 7 кл.), «Смерть –

Е. П. Ильин. «Психология творчества, креативности, одаренности»

это стрела, пущенная в тебя, а жизнь – это время, пока летит стрела» (А.,

11 кл.). Метафорические представления собственной жизни особенно

распространены среди современных одаренных подростков 16–17 лет, что,

возможно, является, отражением их напряженного поиска смысла жизни,

активной устремленности в будущее. Более того, есть основания считать,

что метафорические представления свидетельствуют не просто о высоких

интеллектуальных и творческих возможностях одаренных подростков, но и

об их творческом отношении к своей жизни и миру в целом.

Богпомочева О. А., 2007, с. 107.

Одна из моделей личности, способной к научно-техническому творчеству, включает

пятьдесят качеств, объединенных в шесть основных блоков: биологически обусловленные

свойства, информационно-познавательные свойства, способность к обработке информации

и генерированию идей, способность к реализации решений, эмоциональные и волевые каче-

ства, творческий опыт, стремление к саморазвитию (Психологическая структура…, 1990).

В. Н. Дружинин (1999) пишет, что «различные исследователи, приписывая совершенно

противоположные черты творческим личностям, имеют дело с различными типами людей

(по классификации Когана и Воллаха) и переносят выводы, справедливые для одного типа,

на всю совокупность творческих людей прошлого, настоящего и будущего» (с. 178–179).

М. Воллах и Н. Коган (Wallach, Kogan, 1965) показали, что личностные особенно-

сти учащихся 11–12 лет зависят от соотношения интеллекта и креативности. Они выявили

четыре группы детей с разными уровнями развития интеллекта и креативности:

1) дети с высоким уровнем интеллекта и креативности обладают социальной активно-

стью (протест против скуки, против недостатков в программе обучения и т. п.); у них выра-

жено стремление привлечь к себе внимание, сверхагрессивность, самоуверенность, неза-

висимость, общительность и популярность среди товарищей. Они были также способны к

внутренней свободе и внешнему контролю. В их поведении сочеталась взрослость и ребя-

чество;

2) дети с высокой креативностью и низким интеллектом непопулярны среди сверст-

ников, чувствуют себя ущербными, находятся в постоянном конфликте с собой и с окружа-

ющими;

3) дети высокоинтеллектуальные, но низко креативные отличаются самоуверенно-

стью, популярны среди сверстников и педагогов. Но сами не ищут общества своих товари-

щей, не проявляют социальной активности и болезненно относятся к неудачам в учебе;

4) дети с низким интеллектом и креативностью отличаются еще большей самоуве-

ренностью, стремятся к социальной активности, в то же время очень пассивны, безынициа-

тивны, замкнуты, постоянно ищут способы психологической защиты и компенсации недо-

стающих способностей.

В исследовании, целью которого было изучение места креативности в

структуре личности руководителей с учетом гендерных различий, приняло

участие 196 руководителей промышленных предприятий: машиностроения,

химической, нефтяной и газовой промышленности Пермского края и

Тюменской области (95 женщин и 101 мужчина в возрасте 40–60 лет).

Для решения поставленных задач использовался вербальный тест

творческого мышления Дж. Гилфорда, опросник «Креативность в

менеджменте» Г. С. Никифорова, М. А. Дмитриевой, «Опросник карьерных

ориентаций» Э. Шейна; шестнадцатифакторный опросник Р. Кеттелла.

Основные результаты исследования: креативность связана с

определенными профессионально-значимыми для управленца качествами,

Е. П. Ильин. «Психология творчества, креативности, одаренности»

такими как смелость, эмоциональная устойчивость, уверенность в

себе; с другой стороны, выявлены связи с такими личностными

характеристиками, как расслабленность, аффективность, мечтательность,

беспечность. Руководители с высоким уровнем креативности, в отличие

от руководителей с низким уровнем креативности, характеризуются

определенной профессиональной и личностной обособленностью, также

они более жесткие, независимые и циничные. Творческий подход в

управленческой деятельности более выражен тогда, когда менеджер

ориентирован на конкуренцию, борьбу, вызов в профессиональной

деятельности и не стремится к стабильности. Креативность в структуре

личности менеджеров имеет значимую связь с такими карьерными

установками, как вызов (внешним условиям) и автономия. Креативность

образует единый симптомокомплекс с такими личностными свойствами,

как инновационность и доминантность, которые отмечаются как в

профессиональной сфере, так и в личной жизни менеджеров.

Порошина Т. И., 2007, с. 65.

Расхождения в личностных особенностях могут иметь место не только из-за различ-

ного соотношения интеллекта и креативности, но и из-за того, что креативы, склонные зани-

маться различными видами деятельности, вообще отличаются друг от друга структурой лич-

ности.

И. Б. Дерманова и М. А. Крылова (2004) показали, что связь креативности с личност-

ными характеристиками зависит от вида креативности. Креативность как психический про-

цесс чаще связана с характеристиками, отражающими избегание проблем, или отдельными

механизмами психологической защиты, что в какой-то мере свидетельствует о невротично-

сти креативной личности. Не выявились связи креативности со стремлением к риску. Креа-

тивность как творческое отношение к жизни соотносится с характеристиками зрелой лич-

ности: эмоционально устойчивой, ответственной, не использующей защитные механизмы

или прибегающей к наиболее зрелым защитным механизмам, таким как интеллектуализа-

ция.

По данным Е. В. Щербаковой (2005), креативность в группе со средней способно-

стью к обучению положительно связана с коммуникативной пластичностью, коммуника-

тивной активностью, беспечностью, импульсивностью, энергичностью и отрицательно – с

самопривязанностью. В группе с высокой способностью к обучению креативность обна-

ружила связи с автономностью, осмысленностью процесса и результата жизни, познава-

тельной активностью, конфликтностью и неуверенностью в себе, недооценкой своего Я,

неудовлетворенностью собой. Креативность положительно связана с нейротизмом и отри-

цательно – с тревожностью личностного плана. Таким образом, заключает автор, креатив-

ность не связана однозначно с каким-то набором личностных черт.

А. Маслоу, вводя в психологию принцип холизма, утверждал, что

индивида необходимо рассматривать как единое целое. Как и К. Роджерс, во

главу угла своей теории он ставит понятие самоактуализации. Это наиболее

полное раскрытие способностей и реализация потенциала человека.

Проблема креативности, как утверждает А. Маслоу, – это проблема

креативной личности (а не продуктов креативной деятельности).

Креативность [выступает] как побочный продукт развития личности.

Центральная идея – креативность является эпифеноменом процесса

самоактуализации личности.

Е. П. Ильин. «Психология творчества, креативности, одаренности»

В теории самоактуализации А. Маслоу выделяются следующие

личностные качества, связанные с креативностью в единый личностный

комплекс: реалистичность как открытость своим ощущениям, спонтанность,

экспрессивность, свобода от шаблонов и стереотипов, открытость

неизвестному, ориентация в будущее, независимость от чужих оценок,

способность к интеграции противоположностей, способность выдержать

хаос, сомнение, неопределенность.

В традиции гуманистического подхода мы не найдем

технологии развития креативности, отличной от технологии становления

самоактуализирующийся личности. Невозможно воздействовать на

способность быть творческим, не изменив всю структуру личности.

Творчеству нельзя научить как навыку; чтобы стать творческим, нужно

качественно и целостно измениться. Креативность может проявляться

практически во всем, что делает человек, и только создав творческую

атмосферу (связанную со свободой самовыражения), можно приступить к

отработке отдельных приемов.

Юдина С. Д., 2007, с. 388.

Л. А. Китаев-Смык (2007) пишет, что расцвела мифологизация творческой личности.

В связи с этим он отмечает наиболее распространенные легенды и дает им опровержение:

«Творческие личности якобы не подвержены конформизму. Напротив, они часто подлажи-

ваются под реальные обстоятельства, чтобы получить возможность творить. Креативные

творцы якобы не заботятся о том, чтобы производить хорошее впечатление. Нет, это не так.

Среди них немало бахвалов. Личности творческие якобы испытывают дискомфорт в обы-

денной жизни. Опять же – нет. Многие креативные творцы стремятся к обыденному спо-

койствию и лишь внутренние побуждения мучают их (эндогенным дистрессом из-за неро-

жденных творений) и побуждают творить (маня брезжущим эустрессом озарений). Якобы

всегда к истинному – креативному – творчеству побуждает стремление к самореализации.

Это не жажда самореализации, а стремление к освобождению от мучений «беременности»

творением. Творческой личности якобы неважно, будут или нет оценены по достоинству

плоды ее деятельности (ее мучений). Непризнание, втаптывание в грязь убивало (часто в

зародыше) великое множество гениев. При креативном творчестве якобы отсутствуют алго-

ритмы поиска. Никак нет, они всегда есть в любой деятельности (в любой жизнедеятельно-

сти)» (с. 80).

Имеются различия между людьми науки и искусства: у вторых более развито вообра-

жение и они менее практичны. Неслучайно все творческие профессии разбиваются на два

фактора. В первый входят изобразительное искусство, видео– и фотодизайн, музыка, лите-

ратура, дизайн одежды, театр. Во второй фактор объединились наука, инженерия и бизнес

(К. Тейлор).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: