Сфера употребления и функции публицистического стиля

Публицистический стиль представляет собой особую, исторически сложившуюся разновидность русского литературного языка, обслуживающую широкую сферу общественных отношений: общественно-политических, политико-экономических, социокультурных и др. Публицистический стиль используется в общественно-политической литературе, средствах массовой информации (периодической печати, радио- и телепередачах, документальном кино).

Одной из основных функций данного стиля является информационная – передача (ретранслирование) информации различных типов, т.е. сообщение о положении дел, разного рода фактах и событиях. Не менее важна комментарийно - оценочная функция средств массовой информации, суть которой заключается в том, что передача информации сопровождается комментариями, анализом и оценкой.

Информативная функция публицистического стиля речи тесно связана с функцией воздействия на читателя. Функция воздействия особенно активно реализуется в период инверсионных изменений в обществе, во время проведения массовых манифестаций, общественно-политических акций, например в ходе политических выборов. М.Н.Кожина определяет эту функцию как воздействующе-информативную, которая выражает определенную общественную позицию и убеждает читателей в ее истинности (Кожина М.Н. Стилистика русского языка. М., 1993. С. 184).

Информативная функция публицистического стиля предполагает такие его качества, как документально-фактологическая точность, собирательность, официальность. Это означает, что все жанры публицистики основываются на проверенных фактах, использовании документальных источников.

Но журналист всегда стремится не просто передать информацию, а эффективно и целеустремленно воздействовать на массовую аудиторию, сформировать ее мнение, гражданскую позицию, побудить к определенным действиям.

Функция воздействия публицистической речи требует экспрессивности, повышенной эмоциональности, которая проявляется в таких стилевых чертах публицистики, как оценочность, полемичность, страстность, призывность.

В книге “Русский язык на газетной полосе” известный исследователь газетно-публицистического стиля В.Г.Костомаров выделил основную черту языка газеты: стремление к стандартизованности и одновременно к экспрессии; сочетание двух противоположных, но взаимосвязанных тенденций – к экпрессии и стандарту.

Действием этих двух противоположных тенденций к экспрессии и стандарту определяется специфика языка газетно-публицистического стиля речи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: