Технология определения стиля речи

Задание 4. Найдите примеры языковых средств научного стиля в текстах Задания 3. Составьте образцы характеристики официально-делового, разговорного, публицистического и художественного стилей.

Для научного стиля характерно выделение подстилей: собственно-научного, учебно-научного, научно-популярного. Основная функция научного стиля – передача логической информации, доказательство её истинности, новизны и ценности. «Вторичной функцией, вытекающей из его основной функции, следует считать активизацию логического мышления читателя (слушателя). В научно-учебном подстиле научного стиля эта функция приобретает первостепенное значение. Задача научно-популярного подстиля иная: заинтересовать неспециалиста научной информацией» [1, c. 59].

Задание 5. Приведите примеры трёх речевых ситуаций, в которых будет использоваться тот или иной подстиль научного стиля. Подберите по 1 тексту (фрагменту) каждого подстиля, докажите правильность выбора, обратите особое внимание на языковые средства.

Стилистический анализ текста является одним из распространённых видов упражнений по стилистике. Анализ может быть полным и частичным.

Образец стилистического анализа текста

…Туча уже обложила горизонт и образовала какой-то свинцовый непроницаемый свод. В деревне все старались убраться вовремя по домам. Наступила минута всеобщего, торжественного молчания. Вот от лесу как передовой вестник пронёсся свежий ветерок, повеял прохладой в лицо путнику, прошумел по листьям, захлопнул мимоходом ворота в избе и, вскрутя пыль на улице, затих в кустах. Следом за ним мчится бурный вихрь, медленно двигая по дороге столб пыли; вот ворвался в деревню, сбросил несколько гнилых досок с забора, снёс соломенную кровлю, взвил юбку у несущей воду крестьянки и погнал вдоль улицы петухов и кур, раздувая им хвосты.

Пронёсся. Опять безмолвие. Всё суетится и прячется (по И.А. Гончарову).

Данный текст адресован не какому-либо определённому лицу, а любому человеку, всем желающим ознакомиться с тем, как выглядит начало грозы. Следовательно, это не разговорная, а книжная речь. Задача этого описания состоит в том, чтобы нарисовать живую картину приближения грозы; передать читателю чувства (эмоции), которые испытывает автор. Такая задача стоит перед автором художественного произведения. Скорее всего, текст взят из художественного произведения.

В нём отражены такие черты художественной речи, как конкретность (в деревне, путник, гнилые доски, соломенная кровля), образность (олицетворение природы, описание её как живого существа) и эмоциональность.

С этой целью в тексте используются слова в переносном значении и основанные на них изобразительные приёмы: метафоры (ветер взвил юбку, затих в кустах; вихрь погнал… петухов и кур), эпитеты (свинцовый, непроницаемый свод; свежий ветерок; бурный вихрь), сравнения (как передовой вестник).

В описании используются глаголы совершенного вида (погнал, взвил, прошумел и т.д.), глаголы с приставкой за- со значением начала действия (захлопнул), а также глаголы в прошедшем (в значении настоящего) и настоящем времени, что способствует живописности текста, его изобразительности и создаёт у читателя ощущение присутствия в данном месте.

Текст удачно построен: в начале описания картина лишь названа (1 и 3 предложения), затем она конкретизируется в трёх следующих предложениях (2, 4 и 5 предложения).

В тексте уместно использованы предложения с однородными членами (однородные сказуемые: повеял, прошумел, захлопнул и т.д.) и обособленными обстоятельствами, что способствует динамичности текста.

Указанные особенности построения текста придают ему поэтическую интонацию, ритмичность.

Исходя из указанных признаков, можем сделать вывод, что перед нами текст художественного стиля.

1. Выявите цель и коммуникативную задачу автора (сообщить; оказать эмоциональное воздействие, создавая картину; поделиться мыслями, чувствами – пообщаться; сообщить и воздействовать на адресата).

2. Определите, кому адресован текст (одному человеку, аудитории, близкому, знакомому, всем потенциальным читателям / слушателям).

3. Выявите содержательные признаки стиля (стилевые черты, или экстралингвистические приметы стиля), их соотношение (преобладание каких-то определенных признаков).

4. Установите, в каком жанре реализуются интенции автора и содержательная сторона текста, к какому стилю обычно относятся произведения данного жанра.

4. Определите характерные языковые особенности текста.

5. Сделайте вывод, к какому стилю, подстилю относится данный текст.

Задание 6. Выполните полный стилистический анализ предложенного текста (письменно).

Вариант 1. ИМЯ СОБСТВЕННОЕ. И. с. не обладает значением (см. ниже), но обладает смыслом (внутренней формой, этимологией). Поэтому, как будет показано ниже, И. с. тесно связано с мифом, а это, в свою очередь, не менее тесно связывает его с культурой 20 в.

В отличие от нарицательного имени И. с. не обладает значением в том смысле, что оно не обозначает класса предметов, а называет (именует) только один предмет, именно тот, который называется – нарекается (ср. теория речевых актов) – данным именем.

И. с. Иван не может обозначать класс людей, объединённых свойством быть Иванами, потому что такого свойства нет. Но зато И. с. Иван связано тесной, почти мистической связью со своим носителем. Перемена И. с. равносильна перемене судьбы:

А ну-ка Македонца или Пушкина

Попробуйте назвать не Александром,

А как-нибудь иначе! Не пытайтесь.

Другое имя! Ничего не выйдет.

(Арсений Тарковский)

В мифологическом сознании, как показал Ю.М. Лотман, каждое слово стремится к тому, чтобы стать И. с., так как для мифологического сознания вообще нехарактерно абстрактное подразделение предметов на классы. Каждый предмет для мифа уникален и в то же время связан с другими предметами (ср. также парасемантика). Французский антрополог Люсьен Леви-Брюль назвал эту мистическую связь между предметами в мифологическом мышлении партиципацией, т.е. сопричастием.

Поэтому в мифологическом сознании наличие у индивида И. с. гораздо важнее, чем наличие каких-то постоянных, с нашей точки зрения, признаков.

Но и в современном быту черты мифологических представлений не утрачены. Когда ребёнка называют И. с. его отца или деда, то на него чисто мифологически переносят черты этого отца или деда, чтобы он был похожим на него.

У каждого И. с. есть внутренняя форма, этимология, которой обладает и каждое слово. Но другие слова обладают также значением. У И. с. этимология – это всё, что у него есть, поэтому она для него чрезвычайно важна. Александр означает «победитель», Наталья – «родная». Когда ребёнку дают имя, то вольно или невольно эта этимология актуализируется… (Руднев В.П. Словарь культуры XX века. М., 1987.)

Вариант 2. К концу XX столетия появился новый тип ученого-социолога – специалиста в области невербалики.

Кажется почти невероятным, что более чем за миллион лет эволюции человека невербальные аспекты коммуникации начали серьезно изучаться только с начала шестидесятых годов, а общественности стало известно об их существовании только после того, как Юлий Фаст опубликовал свою книгу в 1970 году. Эта книга обобщала исследования о невербальных аспектах коммуникации, проделанные учеными до 1970 года, но даже сегодня большинство людей все еще не знает о существовании языка телодвижений, несмотря на его важность в их жизни.

Что касается технической стороны исследования проблемы боди лэнгвиджа (языка тела), то, пожалуй, наиболее влиятельной работой начала XX века была работа Чарльза Дарвина «Выражение эмоций у людей и у животных», опубликованная в 1872 году. Она стимулировала современные исследования в области "языка тела", а многие идеи Дарвина и его наблюдения признаны сегодня исследователями всего мира. С того времени учеными были обнаружены и зарегистрированы более 1000 невербальных знаков и сигналов.

Альберт Мейерабиан установил, что передача информации происходит за счет вербальных средств (только слов) на 7%, за счет звуковых средств (включая тон голоса, интонацию звука) на 38%, и за счет невербальных средств на 55%. Профессор Бердвиссл проделал аналогичные исследования относительно доли невербальных средств в общении людей. Он установил, что в среднем человек говорит словами только в течение 10 –11 минут в день и что каждое предложение в среднем звучит не более 2,5 секунд. Как и Мейерабиан, он обнаружил, что словесное общение в беседе занимает менее 35%, а более 65% информации передается с помощью невербальных средств общения.

Несмотря на то что проделано много исследований, ведутся горячие дискуссии по поводу того, являются ли невербальные сигналы врожденными или приобретенными, передаются ли они генетически или приобретаются каким-то другим путем. Доказательства были получены через наблюдения за слепыми, глухими и глухонемыми людьми, которые не могли бы обучиться невербалике благодаря слуховым или зрительным рецепторам. Проводились также наблюдения за жестикулярным поведением различных наций и изучалось поведение наших ближайших антропологических родственников – обезьян и макак.

Выводы этих исследований указывают, что жесты поддаются классификации. Например, большинство детенышей приматов рождены со способностью к сосанию, говорящей о том, что эта способность или врожденная или генетическая.

Немецкий ученый Айбль-Айбесфельдт установил, что способность улыбаться глухих или слепых от рождения детей проявляется без всякого обучения или копирования, что подтверждает гипотезу о врожденных жестах. Экман, Фризен и Зорензан подтвердили некоторые высказанные Дарвином предположения о врожденных жестах, когда они изучали выражения лица у людей, представителей пяти глубоко различных культур использовали одинаковые выражения лица при проявлении определенных эмоций, что позволило им заключить, что эти жесты должны быть врожденными.

Существуют также разногласия по поводу того, являются ли некоторые жесты приобретенными и культурно обусловленными или генетическими. Например, большинство мужчин надевают свое пальто, начиная с правого рукава, большинство же женщин начинают надевать пальто с левого рукава. Когда мужчина пропускает женщину на многолюдной улице, он, проходя, обычно разворачивает тело к женщине; женщина же обычно проходит, отвернувшись от него. Делает ли она это, инстинктивно защищая грудь? Является ли это врожденным жестом женщины, или она научилась этому неосознанно, наблюдая за другими женщинами?

Большинство жестов невербального поведения является приобретенными, и значение многих движений и жестов культурно обусловлено (Пиз А. Язык телодвижений. Как читать мысли других по жестам. Кострома, 1992. С. 12 – 13, 15 – 16).

Вариант 3. Наше общество только-только начинает овладевать искусством компромисса, умением находить согласие в условиях, где позиции разных групп людей, их цели, ценностные ориентиры и установки диаметрально противоположны. И мы с удивлением узнаем, что при общей установке на успешное движение к истине или хотя бы, как сейчас принято говорить, к консенсусу можно найти выход даже из самой безнадежной ситуации. Но надо очень хотеть этого и уметь договариваться, слушая друг друга, отделяя зерна истины от плевел амбиций. Как утверждал французский мыслитель Монтень, «высшая мудрость – умение сдаваться перед правдой».

Умение убеждать и понимать дается не только трудом самовоспитания, но и специальным обучением, овладением целой системой рече-мыслительных операций, которым обучали всех культурных людей с древнейших времен (Иванова С.Ф. Говори!.. Уроки развивающей риторики. М., 1997. С. 4 – 8).

Задание 7. Подберите 2 текста научного стиляразных жанров и выполните их стилистический анализ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: