Практическая часть. 1. В приведенных примерах найдите словосочетания, которые могут употребляться как свободные и несвободные

1. В приведенных примерах найдите словосочетания, которые могут употребляться как свободные и несвободные, и словосочетания, которые употребляются только как несвободные.

Поставить на ноги, лезть в глаза, рука об руку, с глазу на глаз, глаза разгорелись, один как перст, поймать на слове, идти в ногу, брать пример, махнуть рукой, переливать из пустого в порожнее, сесть в лужу, умывать руки, тянуть за язык, плевать в потолок, ждать у моря погоды, идти прямой дорогой, не видать света белого.

2. Какие из данных словосочетаний являются свободными, а какие – фразеологически связанными? Определите значение фразеологизмов.

1). Белая бумага, белая рубашка, белый билет, белые руки, белая кость, белый стих. 2). Дать телеграмму, дать слово, дать по шапке, дать ход делу, дать почувствовать. 3). Военное дело, говорить о деле, дело в шляпе, дело – табак. 4). Золотые серьги, золотые руки, золотая осень, золотая душа, золотая середина, золотая свадьба.

3. Найдите фразеологизмы, в состав которых входят предложенные вам слова, объясните значения и опишите ситуации, при которых эти фразеологизмы употребляются.

1. Нос (остаться с носом, …).

2. Рука (рука руку моет, …).

3. Нога (на широкую ногу, …).

4. Объясните значение фразеологизмов со словом язык. Составьте пять предложений с этими фразеологизмами (на выбор).

Боек на язык. Держать язык за зубами / на привязи. Длинный язык. Прикусить язык. Злой язык. Вертится на языке. Находить общий язык. Остер на язык. Распустить язык. Сорвалось с языка. Типун на язык. Язык хорошо подвешен. Языком трепать / чесать / болтать / молоть. Язык проглотить. Эзопов язык.

5. Ответьте на поставленные вопросы. В качестве ответа используйте фразеологические выражения. Например: “ Как говорят о том, кого трудно уговорить пойти, поехать, сделать что-либо? ” – “ Тяжелый на подъем.

Как говорят 1) о том, кто часто меняет свои решения? 2) о том, кто вдруг стал понимать, замечать что-либо? 3) о человеке, который пришел невовремя, некстати? 4) о кротком, безобидном человеке? 5) о человеке, который держится неестественно прямо 6) о болтливом человеке? 7) о бесследном исчезновении кого- (чего-) либо? 8) о положении, когда опасность грозит со всех сторон? 9) о чем-нибудь надоевшем, много раз слышанном? 10) о человеке, от которого ожидают успеха в какой-либо деятельности?

6. Составьте предложения с приведенными ниже фразеологическими оборотами, употребляя их в разных значениях.

Ловить на лету – 1) жадно слушать, ничего не упускать; 2) быстро, легко понимать, усваивать. Переливать из пустого в порожнее – 1) проводить время в разговорах, в пустой болтовне; 2) заниматься бесполезным делом, бесцельно тратить время. Терять голову – 1) попав в затруднительное положение, приходить в растерянность; не знать, что делать от волнения; 2) зазнаваться, много мнить о себе, о своих возможностях.

7. В каких сферах общения (бытовое, официально-деловое) могут быть использованы следующие фразеологизмы, крылатые выражения.

Держать в курсе, зайти в тупик, звезда первой величины, плясать под чью-то дудку, пожинать плоды, вгонять в краску, становиться на дыбы, становиться поперек пути, войти в силу, встречать в штыки, подавать надежду, не ударить лицом в грязь, петь дифирамбы, сесть на мель, Содом и Гоморра, эзопов язык, турусы на колесах, курить фимиам.

8. Прочтите текст. Выпишите встречающиеся в нем устойчивые обороты. Определите, чего достигает автор, обыгрывая фразеологизмы.

Хата Макара стояла с краю, на кисельных берегах реки молочной. Встав как-то поутру с прокрустова ложа и вломившись в открытую дверь, Макар подлил масла в огонь, вывел на чистую воду уток и привычно погнал куда-то телят.

Утро было ясное, как божий день. Отмахнувшись от дыма без огня, Макар покатился по наклонной плоскости вниз, к стаду.

На пастбище телята разбрелись – кто в лес, кто по дрова. Макар сел в лужу, закусил удила и просто открыл ларчик с ломаным грошем, который он ошибочно принимал за чистую монету.

Послышался звон. “Откуда он?” – подумал Макар и посмотрел вокруг сквозь пальцы.

(А.Дегтярев.)

9. Определить значение и источники возникновения фразеологизмов. При работе использовать словари: Ашукин Н.С., Ашукина М.Г. Крылатые слова; Фразеологический словарь русского языка под ред. А.И.Молоткова и др.: желтая пресса, философский камень, притча во языцех, калиф на час, прокрустово ложе, содом и гоморра, идти в каноссу, избиение младенцев, авгиевы конюшни, дамоклов меч, ариаднина нить, буриданов осел, перейти Рубикон, геркулесовы столпы, вавилонское столпотворение, панургово стадо, аттическая соль, ящик Пандоры, гордиев узел, аркадская идиллия, лебединая песня.

10. Объясните значение фразеологических оборотов, в состав которых входят юридические термины: вступить в свои права, на птичьих правах, на равных правах, закон не писан, для отвода глаз, замести следы, след простыл, пока суд да дело, буква закона.

11. Напишите сочинение-экспромт на тему “Жить, а не существовать”, используя для этого фразеологизмы: путевка в жизнь, коптить небо, вариться в собственном соку, богаты словом – делом бедны, горы свернуть, не покладая рук, золотые руки, тепленькое местечко, живинка в деле, за чужой счет, за чьей-либо спиной.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: