Эмоции — особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности.
Информационная теория Симонова: в возникновении эмоций играет роль информация. Выделяет имеющуюся информацию и необходимую. Если информация имеющаяся меньше инф-ции необходимой, то это есть основание для возникновения отрицательных эмоций. Пример: знаю меньше, чем должна знать на экзамене – эмоция негативная; я каждый раз прохожу опред-й дорогой и когда светло и лето я вижу поле обозреваемое или когда ночь и зрительной информации недостаточно – негативная эмоция «Страх».
Отечественный физиолог П.В.Симонов попытался в краткой символической форме представить свою совокупность факторов, влияющих на возникновение и характер эмоции. Он предложил для этого следующую формулу:
Э= F (П, (И н - И с , …)), где Э - эмоция, ее сила и качество;
П - величина и специфика актуальной потребности; (И н - И с) - оценка вероятности (возможности) удовлетворения данной потребности на основе врожденного прижизненно приобретаемого опыта;
И н - информация о средствах, прогностически необходимых для удовлетворения существующей потребности;
И с - информация о средствах, которыми располагает человек в данный момент времени.
Согласно теории эмоций Симонова, возникновение эмоции обусловлено дефицитом прагматической информации (когда И н больше чем И с ), именно это вызывает эмоции отрицательного характера: отвращение, страх, гнев и т.д. Положительные эмоции, такие, как радость и интерес, появляются в ситуации, когда полученная информация увеличивает вероятность удовлетворения потребности по сравнению с уже существующим прогнозом, другими словами - когда И с больше чем И н .






