Международно-правовой статус субъектов федерации

В 1993 году была принята Конституция РФ и в ней было записано, что координация международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ относится к совместному ведению РФ и её субъектов. И всё. И субъекты начали возбухать. Они ведь республики, у них в и конституциях написано, что они – государства. И они говорят, что в этих конституциях они будут писать, что они – субъекты МП, посольствами обмениваться будем… Области на это посмотрели и указали, что у нас все субъекты равны. Поэтому мы тоже и точно – субъекты МП. И тут не только политическая, но и юридическая проблема.

Субъекты, заключившие международные договоры, говорили, что международные договоры не только превыше законов субъектов, но и законов федеральных и конституции. В 1994 году в принят ФКЗ «О Конституционном суде». В компетенцию Конституционного суда вошли:
а) Проверка не вступивших в силу международных договоров РФ.
б) Проверка Конституции и законодательства субъектов.

Международные соглашения субъектов Конституционный суд не проверяет. Ответ один – потому что законодатель не считает соглашения субъектов нормативными документами, не считает их международными договорами.

31 декабря 1996 года был принят ФКЗ «О судебной системе». В этом законе написано, что суды руководствуются в своей деятельности международными договорами РФ. И ничего не было про договоры субъектов – ибо их не считали международными. В 1998 году случился в стране дефолт. В 1999 году были поставлены все точки над «ё». Был принят ФЗ «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов федерации». В этом законе было сказано следующее:

1) Международные соглашения субъектов федерации не являются международными договорами.
2) Субъекты вправе вступать в международные отношения лишь с предварительного согласия федерации.
3) Соглашения субъектов подлежат государственной регистрации в министерстве юстиции (а в минюсте ещё регистрируются нормативные акты).

Вывод: субъекты федерации – не субъекты МП. Вообще международное право прямо не запрещает субъектам федерации быть субъектами международного права, но и прямо не разрешает. Некоторые федеративные государства разрешают своим субъектам деятельность на международном уровне (допустим, Канада или Швейцария – хотя Швейцария это конфедерация, она и называется «Швейцарское сообщество»).



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: