1 Научный период, самый характерный и имевший наибольшее значение. Период отличается спекулятивно-теоретическим характером, преимущественно реконструированием основной триады Платона. К этому периоду относится:
Римская школа; известные представители: Аммоний Саккас, Плотин, Порфирий.
2 Богословский период, попытка объединить все существующие древние культы и обосновать умозрительное богословие политеизма.
Сирийская школа; известные представители: Дексипп, Теодор Асинский, Ямвлих. Школу основывает Ямвлих, ученик Порфирия; он впервые вводит в неоплатонизм практику теургии.
Пергамская школа; известные представители Евсевий Миндский, Евстафий Каппадокийский, Максим Эфесский, Саллюстий, Юлиан Отступник, Эдесий.
3 Схоластический, комментаторский период, попытка реставрации и систематизации учений всей древней философии. К этому периоду относятся:
Афинская школа; известные представители Гиерокл Александрийский, Домнин, Исидор Александрийский, Марин Неаполитанский, Плутарх Афинский,
Александрийская школа; известные представители: Аммоний Гермий, Асклепий Тралльский, Гермий Александрийский, Гипатия, Давид Анахт, Иоанн Филопон,
12 Особенности, этапы развития и основные проблемы философии Средневековья
Средневековой теологической философией называется ведущее философское направление, распространенное в Европе в V — XVI вв., которое признавало Бога в качестве высшего существующего начала, а весь окружающий мир — Его творения.
Можно выделить следующие основные черты средневековой теологической философии:
• теоцентризм (главной причиной всего сущего, высшей реальностью, основным предметом философских исследований являлся Бог);
• изучению самого по себе космоса, природы, явлений окружающего мира уделялось мало внимания, так как они считались творением Бога;
• господствовали догматы (истины, не нуждающиеся в доказательствах) о творении (всего Богом) и откровении (Бога о Самом Себе — в Библии);
• сглаживается противоречие между материализмом и идеализмом;
• человек выделялся из природы и объявлялся творением Бога, стоящим над природой (подчеркивалась божественная сущность человека);
• провозглашался принцип свободы воли человека в рамках божественного предопределения;
• выдвигалась идея о воскрешении человека из мертвых (как души, так и тела) в будущем при богоугодном поведении;
• выдвигался догмат о спасении окружающего мира и человечества путем воплощения Бога в теле человека — Иисуса Христа (боговоплощения) и принятия Иисусом Христом на Себя грехов всего человечества;
• мир считался познаваемым через познание Бога, которое может быть осуществлено через веру в Бога.
Средневековая теологическая философия отличалась замкнутостью на самой себе, традиционностью, повернутостью в прошлое, оторванностью от реального мира, воинственностью, догматизмом, назидательностью, учительством.
Средневековая философия хронологически охватывает период с V по XV в. н. э., который можно условно разделить на три этапа: