За совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания:
- предупреждение;
- административный штраф;
3. возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;
4. конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
5. лишение специального права (например, управления транспортным средством, охоты);
6. административный арест. Он назначается на срок до 15 суток (за нарушение режима чрезвычайного положения — до 30 суток);
7. административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина, лица без гражданства (например, за нарушение режима пребывания в нашей стране);
8. дисквалификация, т. е. лишение права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом и т.п. Дисквалификация устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет;
|
|
9. административное приостановление деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов и т.д.
При этом наказаниям, предусмотренным в пунктах 1 – 4, может быть подвергнуто, как юридическое, так и физическое лицо (должностные лица, включая индивидуальных предпринимателей, и граждане). Остальные четыре вида наказаний налагаются только на физических лиц, причем такие наказания, как возмездное изъятие, конфискация, лишение специального права, административный арест и дисквалификация, может назначать только суд и только в случаях, предусмотренных КоАП РФ.
Отсюда следует, что должностные лица соответствующих органов госуправления вправе применять лишь две меры — предупреждение и штраф Перечень госорганов и их должностных лиц, которые вправе привлекать к административной ответственности, содержится в ст. 22.2 и в гл. 23 КоАП РФ.
Административное наказание налагается в пределах, предусмотренных конкретной статьей Особенной части КоАП РФ (например, штраф от 10 до 20 МРОТ). Причем его назначение не освобождает лицо от обязанности, неисполнение которой и повлекло данную ответственность.
В соответствии с ч. 3 ст. 3.2 КоАП РФ законы субъектов РФ могут устанавливать только два вида административных наказаний — предупреждение и штраф. Остальные шесть являются исключительной прерогативой КоАП РФ.
При совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое из них. Если же ответственность за одно и то же действие (бездействие) предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) КоАП РФ и рассмотрение соответствующих дел подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей более строгое наказание. Иными словами, в данном случае действует принцип поглощения мягкого наказания более строгим.
|
|
Этот принцип относится только к основным административным наказаниям — предупреждению, административному штрафу, лишению специального права, предоставленного физическому лицу, то административному аресту и дисквалификации. Что же касается дополнительных наказаний (возмездное изъятие, конфискация орудия или предмета правонарушения, административное выдворение за пределы Российской Федерации), то они могут быть назначены по каждому из административных правонарушений, совершенных данным лицом.
Статья 4.5 КоАП РФ устанавливает сроки, по истечении которых ни юридическое, ни физическое лицо нельзя привлечь к административной ответственности. Общий срок давности — два месяца. Для закрытого перечня деяний, перечисленных в ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ нарушение таможенного, антимонопольного, валютного законодательства, законодательства о налогах и сборах, об охране окружающей среды, о защите прав потребителей, о рекламе и т. д., установлен специальный срок давности — один год.
Срок давности исчисляется:
- со дня, когда административное правонарушение было совершено;
2. с момента, когда оно было обнаружено. Это касается только длящихся правонарушений (например, грубое нарушение правил ведения бухучета, ст. 15.11 КоАП РФ);
3. со дня, когда прекращено уголовное дело или в его возбуждении отказано, если при этом в действиях лица есть признаки административного правонарушения.
Статья 4.6 КоАП РФ определяет единый срок, по прошествии которого лицо не может считаться подвергнутым административному наказанию, — один год с момента, когда был исполнен акт (постановление судьи, должностного лица соответствующего госоргана) о назначении этого наказания. Так, постановление о назначении административного штрафа исполняется в момент его уплаты — перечисления суммы штрафа в банк или передачи ее должностному лицу на месте совершения проступка (ст. 32.3 КоАП РФ); о лишении специального права, дисквалификации считается исполненным в момент истечения срока, на который они были назначены.
Смысл годичного срока заключается в том, что по его истечении новый административный проступок нельзя считать повторным.
3. Виды правонарушений, за которые устанавливается административная ответственность
К административной ответственности лицо можно привлечь только за такие правонарушения, которые указаны в КоАП РФ (и в законах субъектов РФ). Таковыми являются правонарушения:
1. посягающие на праваграждан (нарушение законодательства о труде, подкуп избирателей и проч.);
2. посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность (например, занятие проституцией);
3. в области охраны собственности (например, самовольный захват земли);
4. в области охраны окружающей природной среды и природопользования (например, уничтожение мест обитания животных);
5. в промышленности, строительстве, энергетике (например, повреждение электросетей);
6. в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель (например, нарушение порядка ввоза и вывоза подкарантинной продукции);
7. на транспорте (например, нарушение правил безопасности движения);
8. в области дорожного движения(например, управление транспортным средством в состоянии опьянения);
|
|
9. посягающие на общественный порядок и общественную безопасность (например, мелкое хулиганство, демонстрирование фашистской атрибутики или символики);
10. в области таможенного дела (например, незаконное перемещение товаров через границу Российской Федерации);
11. иные правонарушения, предусмотренные Особенной частью КоАП РФ.
4. Органы, уполномоченные привлекать к административной ответственности
Дела об административных правонарушениях рассматривают (в пределах своей компетенции):
- судьи (мировые судьи);
- комиссии по делам несовершеннолетних и защите ихправ;
3. федеральные органы исполнительной власти, их территориальные органы, а также иные уполномоченные на то государственные структуры.
Судьи рассматривают дела о наиболее серьезных административных правонарушениях (например, о нарушениях, посягающих на права граждан, на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность; о ряде правонарушений в области охраны собственности). Статья 23.1 КоАП РФ дает исчерпывающий перечень — более 120 видов административных правонарушений, относящихся к исключительной судебной подведомственности. Кроме того, в ч. 2 ст. 23.1КоАП РФ названо более 60 видов правонарушений, дела о которых судья рассматривает в случаях, если орган (должностное лицо), к которому поступило дело, сам передает его на рассмотрение в судебном порядке. Это связано с тем, что уполномоченный орган (должностное лицо) считает правонарушение настолько серьезным, что по нему следует применить меру наказания, назначить которую может только судья (например, административный арест, лишение права управлять транспортным средством).
Среди федеральных органов рассмотрение наибольшего числа видов административных правонарушений находится в компетенции органов внутренних дел (милиции). К ведению милиции отнесены, например, следующие составы правонарушений:
1. незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов (ст. 6.8 КоАП РФ);
|
|
2. нарушение правил поведения граждан на транспорте (ст. 11.17 КоАП РФ);
3. нарушения в области дорожного движения (гл. 12. КоАП РФ);
4. нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания в Российской Федерации (ст. 18.8 КоАП РФ) и многие другие.