Факторы количественного соотношения источников средств в рациональной структуре

Количественные соотношения тех или иных источников в этой структуре определяются для каждого предприятия на основе указанных критериев, но сугубо индивидуально и, более того, с непременным учетом еще целого ряда важных и взаимозависимых факторов. Среди них:

• Темпы наращивания оборота предприятия. Повышенные темпы роста оборота требуют и повышенного финансирования. Это связано с возрастанием переменных, а зачастую и постоянных затрат, почти неизбежным разбуханием дебиторской задолженности, а также с множеством иных самых разных причин, в том числе с инфляцией издержек. Поэтому на крутом подъеме оборота фирмы склонны делать ставку не на внутреннее, а на внешнее финансирование с упором на возрастание доли заемных средств в нем, поскольку эмиссионные расходы, издержки первичного размещения акций и последующие выплаты дивидендов чаще всего превышают стоимость долговых инструментов;

• Стабильность динамики оборота. Предприятие со стабильным оборотом может позволить себе относительно больший удельный вес заемных средств в пассивах и более значительные постоянные расходы;

• Уровень и динамика рентабельности. Замечено, что наиболее рентабельные предприятия имеют относительно низкую долю долгового финансирования в среднем за длительный период. Предприятие генерирует достаточную прибыль для финансирования развития и выплаты дивидендов и обходится во все большей и большей степени собственными средствами. Так, собственно, и должно быть («Но не до бесконечности» — добавит вдумчивый Читатель);

• Структура активов. Если предприятие располагает значительными активами общего назначения, которые по самой своей природе способны служить обеспечением кредитов, то увеличение доли заемных средств в структуре пассива вполне логично. В этой связи становится понятно, почему компании по операциям с недвижимостью могут себе позволить иметь повышенный уровень эффекта финансового рычага, а узкоспециализированные в технико-экономическом отношении предприятия вынуждены довольствоваться в основном собственными средствами;

• Тяжесть налогообложения. Чем выше налог на прибыль, чем меньше налоговых льгот и возможностей использовать ускоренную амортизацию, тем более притягательно для предприятия долговое финансирование из-за отнесения хотя бы части процентов за кредит на себестоимость. Более того, чем тяжелее налоги, тем болезненнее предприятие ощущает недостаток средств и тем чаще оно вынуждено обращаться к кредиту;

• Отношение кредиторов к предприятию. Игра спроса и предложения на денежном и финансовом рынках определяет средние условия кредитного финансирования. Но конкретные условия предоставления данного кредита могут отклоняться от средних в зависимости от финансово-хозяйственного положения предприятия. Конкурируют ли банкиры за право предоставить предприятию кредит, или деньги приходится вымаливать у кредиторов — вот в чем вопрос. От ответа на него во многом зависят реальные возможности предприятия по формированию желательной структуры средств;

• Подходы и мнения консультантов и рейтинговых агентств;

• Приемлемая степень риска для руководителей предприятия.

Люди, стоящие у руля, могут проявлять большую или меньшую консервативность в смысле определения допустимого риска при принятии финансовых решений.

• Стратегические целевые финансовые установки предприятия в контексте его реально достигнутого финансово-хозяйственного положения. Надо учитывать, что при поглощении одной компании другой у фирмы-покупателя обычно происходит изменение структуры капитала: во-первых, нередко поглощаемое предприятие приобретается за счет заемных средств, и новый кредит изменяет структуру предприятия-покупателя; во-вторых, наличие заемных средств у поглощаемого предприятия также может оказать влияние на состав источников средств предприятия-покупателя. Последнее (если, конечно, дифференциал финансового рычага не становится отрицательным) получает повышение рентабельности собственных средств благодаря увеличению уровня эффекта финансового рычага, дивиденды по акциям возрастают, может увеличиться и нераспределенная прибыль.

• Состояние рынка кратко- и долгосрочных капиталов. При неблагоприятной конъюнктуре на рынке денег и капиталов зачастую приходится просто подчиняться обстоятельствам, откладывая до лучших времен формирование рациональной структуры источников средств;

• Финансовая гибкость предприятия. Однажды «один проницательный сотрудник одной крупной корпорации» сообщил Е. Ф. Бригхэму: «Наша компания может зарабатывать гораздо больше денег на разумном оперативном управлении текущими операциями, чем на стратегическом планировании. В действительности мы никогда в точности не представляем, как наши финансовые решения отражаются на курсе наших акций, но мы совершенно уверены, что отказ от многообещающей сделки из-за отсутствия средств сократит прибыль, которую мы могли бы получать в течение достаточно длительного периода.

5. Финансовый менеджмент – как управленческий комплекс

Финансовый менеджмент как управленческий комплекс

В практическом использовании финансовый менеджмент связан с управлением разными финансовыми активами, каждый из которых требует использования соответствующих приемов управления и учета специфики соответствующего звена финансового рынка. Поэтому финансовый менеджмент можно рассматривать как сложный управленческий комплекс, который включает в себя:

1. риск-менеджмент

2. менеджмент кредитных операций

3. менеджмент операций с ценными бумагами

4. менеджмент валютных операций

5. менеджмент операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями

6. менеджмент операций с недвижимостью

Управление финансами осуществляется во времени. Временной признак влияет на цели и направления управления. По временному признаку финансовый менеджмент делится на:

  • стратегический менеджмент
  • оперативно-тактический менеджмент

Стратегический финансовый менеджмент представляет собой управление инвестициями. Он связан с реализацией выбранной стратегической цели и предполагает, прежде всего:

  • финансовую оценку проектов вложения капитала
  • отбор критериев принятия инвестиционных решений
  • выбор наиболее оптимального варианта вложения капитала
  • определение источников финансирования

Оценка инвестиций производится с помощью различных критериев, которые могут быть самыми многообразными. Например, капитал выгодно вкладывать, если:

  • прибыль от вложения капитала в проект превышает прибыль от депозита
  • рентабельность инвестиций превышает уровень инфляции
  • рентабельность данного проекта, с учетом фактора времени, выше, чем рентабельность других проектов

Все инвестиции протекают во времени, поэтому в стратегическом менеджменте важно учитывать влияние фактора времени:

  • во-первых, ценность денег со временем снижается
  • во-вторых, чем продолжительнее инвестиционный период, тем больше степень финансового риска

Поэтому в стратегическом менеджменте широко используются такие приемы, как капитализация прибыли (т.е. превращение прибыли в капитал), дисконтирование капитала, компаундинг, приемы снижения степени финансового риска.

Оперативно-тактический финансовый менеджмент представляет собой оперативное управление денежной наличностью. Денежная наличность выражается показателем «кэш флоу» (Cash flow) и будет рассмотрена позднее.

Управление денежной наличностью направлено:

  • на обеспечение такой суммы наличных денег, которой будет достаточно для выполнения финансовых обязательств
  • на достижение высокой доходности от использования временно свободных наличных денег в качестве капитала

Существует три цели управления денежной наличностью:

  • увеличение скорости поступления наличных денег
  • снижение скорости денежных выплат
  • обеспечение максимальной отдачи от вложения наличных денег

Для каждой цели существуют свои методы управления. Так, для первой цели используются методы, которые позволяют как можно быстрее собрать денежные средства, например, за счет реализации произведенной продукции (работ, услуг), применяя эффективные формы расчетов; за счет получения денег от дебиторов и т. д.

Управление дебиторской задолженностью предполагает:

  • управление оборачиваемостью средств в расчетах с целью их ускорения
  • контроль за недопущением неоправданной дебиторской задолженности (т.е. задолженности материально ответственных лиц по недостачам, хищениям, за порчу ценностей и др.)
  • снижение суммы дебиторской задолженности

В процессе управления большое значение имеет отбор потенциальных покупателей и выбор условий и форм расчетов за товары (работы, услуги), например, получение аванса, предоплаты, эффективные виды аккредитива и др.

Отбор покупателей можно осуществлять по следующим критериям:

  • соблюдению ими в прошлом платежной дисциплины
  • состоянию их финансовой устойчивости
  • уровню и динамике их платежеспособности

Управление дебиторской задолженностью включает контроль за ее продолжительностью. Для этого целесообразно производить группировку дебиторской задолженности по срокам ее возникновения:

  • до 1 месяца
  • до 3 месяцев
  • до 6 месяцев
  • и т.д.

Для выполнения второй цели необходимы методы, которые позволяют отсрочить платежи, чтобы сохранить денежные средства в обращении как можно дольше, например, инвестиционный налоговый кредит.

Для выполнения третьей цели следует использовать метод управления кассовой наличностью, который позволяет уменьшить ее до минимума, и, соответственно, увеличить объем денежных средств для вложения в активы, приносящие доходы.

Системы обеспечения финансового менеджмента ДАЛЬШЕ НЕ СОВСЕМ ТО, НО МОЖЕТ ПРИГОДИТЬСЯ!

  1. Система информационного обеспечения финансового менеджмента
  2. Системы и методы финансового анализа
  3. Системы и методы финансового планирования
  4. Системы внутреннего финансового контроля и финансового контроллинга

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: