В зарубежной психологии распространены различные подходы к изучению личности.
Биогенетический подход ставит в основу развития личности биологические процессы созревания организма. Сам процесс развития трактуется главным образом как созревание. Так, американский психолог С. Холл главным законом развития считал биогенетический «закон рекапитуляции», согласно которому индивидуальное развитие, онтогенез, повторяет главные стадии филогенеза.
Представитель «конституционной психологии» Э. Кречмер, разрабатывавший проблемы типологии личности на основе типа телосложения, считал, что между типом человека и особенностями его развития должна существовать какая-то однозначная связь. Согласно учению Э. Фрейда, поведение личности обусловлено бессознательными биологическими влечениями, или инстинктами, и в первую очередь — сексуальными влечениями.
Социологические теории объясняют особенности личности исходя из структуры общества, способов социализации, взаимодействий с окружающими людьми. Согласно теории Э. Торндайке, Б. Скиннера и других авторов, отношения личности есть результат подкрепляемого научения, усвоения суммы знаний и навыков.
|
|
Теория ролей исходит из того, что общество предлагает каждому человеку набор устойчивых способов поведения (ролей), определяемых его статусом. Эти роли накладывают отпечаток на характер поведения личности, ее отношения с другими людьми. Психогенетический подход не отрицает значения ни биологии, ни среды, но на первый план выдвигает развитие собственно психологических процессов.
Концепции, объясняющие поведение личности главным образом через эмоции, влечения и другие внерациональные компоненты психики, называют психодинамическими.
Концепции, отдающие предпочтение развитию познавательных сторон интеллекта, называются когнитивными.
Концепции, в центре внимания которых стоит развитие личности в целом, называют персонологическими.