Буддийская тантра в Индии

ВВЕДЕНИЕ КАСАТЕЛЬНО РЕЛИГИИ И ИСТОРИИ

Буддийская Тантра, венец культурных достижений Индии пе­риода Пала (Pala) (VIII—XII вв.), была влиятельным и обшир­ным движением. Она получила распространение по всей Азии, где сохранилась во многих странах и доныне. Буддийская Тантра возникла тогда, когда буддизм Махаяны переживал период расцвета философских трудов и имел широкое влияние на умы людей. Процветание монастырских университетов не только создавало благоприятную обстановку для изучения и созерцания, но и способствовало невиданному возрастанию бла­госостояния, политического влияния и социального престижа. Китайские паломники, посещавшие Индию, засвидетельство­вали, как вознаграждалось самоотречение, такими словами:

Поскольку государство высоко ценит людей ученых и та­лантливых, а народ уважает тех, кто обладает высоким ра­зумом, — почестям и восхвалениям таких людей нет конца, и оказываемое им и частными лицами, и властями внимание чрезвычайно значительно. А потому люди... прилежно стре­мятся овладевать знаниями.

[Монахи] посещают царский двор...Там они представляют свои чертежи и показывают (политические) таланты, наме­реваясь занять места в правительстве...Они получают в дар землю и назначаются на высокие посты. После того они могут заниматься чем пожелают.

Монаху, успешно продвигавшемуся в учености, могли пожало­вать землю, слуг, скот, дома, золото и серебро, драгоценные камни, одеяния, предметы искусства и привилегию восседать на слоне во время торжественных шествий. Восхищенные по­кровители подносили эти дары в знак уважения и как способ накопить духовные заслуги. Одному монаху его горячий цар­ственный поклонник даже поднес доход от восьмидесяти деревень. Но монах отказался.

Буддийская Тантра опиралась на великие достижения фи­лософии Махаяны, но ее движущей силой было критическое отношение, и возникла она вне могущественных буддийских монастырей как движение протеста, поначалу возглавляемое скорее мирянами, чем монахами и монахинями. Желая вер­нуться к классической всеобщности Махаяны, тантрические ре­форматоры протестовали против привилегий священнослужи­телей и сухой схоластики, стремясь создать такую религиозную систему, которая была бы более доступна для всех слоев обще­ства. Тантристы полагали, что степень духовного самосовер­шенства следует подвергать испытанию в семейной жизни, в сутолоке городов и рыночных площадей, посреди рождающих священный ужас мест сожжения трупов и полных опасностей безлюдных диких пустынь. Новое поколение буддистов тоже стоит на том, чтобы духовный путь включал в себя желание, страсть и экстаз. Поскольку, вместо того чтобы бороться со страстями, их стремятся подчинить, слившись с ними, тантри-ки видят себя «героями» (вира: vira) и «героинями» (вира: vira), отважно бросающимися в пучину страстей, чтобы добыть жемчужину просветления. В согласии с дерзновенным утверж­дением Тантры, что просветление можно обрести в любой дея­тельности, половая близость стала главной парадигмой тантри­ческого ритуала и медитации.

Тантрическая революция, завоевав популярность и получив поддержку царя, в конце концов вошла в курс обучения таких университетов, как Наланда, Викрамашила, Одантапури и Сомапури. Покровителями и членами этих оплотов высшей уче­ности были как индуисты, так и буддисты. Важное место в них занимали филология, литература, медицина, математика, аст­рономия и искусство, а также «внутренние науки»: медитация, психология и философия. В то время как монастыри служили официальными оплотами веры, странствующие тантристы-миряне несли буддизм в города и веси, места, населенные племе­нами, окраинные территории, создавая обстановку, при которой новые поколения могли привносить свои практики, символы и божеств в лоно буддизма. Буддизм принял в себя и использовал практики, с величайшей древности сохранившиеся в индийских дебрях, горах, сельской местности, среди туземных и деревенских жителей и представителей низших сословий. Возобновленная социальная открытость и способность включать в себя самые разнородные религиозные практики пре­образовали буддизм в такую традицию, которая вновь смогла завоевать веру людей из всех слоев индийского общества. Буд­дийская Тантра привлекала к себе приверженцев иных рели­гий, территориально расширяясь по всем регионам индийского субконтинента и распространяя свое триумфальное шествие на Гималаи, Восточную и Юго-Восточную Азию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: