В X веке страна стала называться «Франция», однако в ней не существовало действенной центральной власти. Южно-французские области (Аквитания, Гасконь и другие), а также Бретань стали независимыми, многие северо-французские графства (Анжу, Вермандуа, Пуату, Шампань и другие) подчинялись королям лишь номинально. Королевская власть стала выборной. С конца IX века все чаще добивались избрания на престол графы Парижские (из рода Робертинов). В 987 светская и духовная знать избрала королём Гуго Капета (уже именовавшегося «великим герцогом Франции»), что положило начало династии Капетингов. Номинально единое королевство фактически делилось на многие почти независимые феодальные владения, в XI веке процесс феодального раздробления развивался внутри отдельных герцогств и графств. В X—XI веках во Франции в целом завершилось складывание 2 основных классов феодального общества: сеньоров (феодалов) и зависимого крестьянства. Широкое распространение получила личная зависимость крестьян. Французские феодалы уже в XI веке превратились в привилегированную наследственную группу. Оформилась феодальная иерархия, возглавляемая королём, с характерной для неё системой вассалитета. В X веке во Франции существовали 2 крупные родственные народности: северо-французская — к северу от реки Луара и провансальская — на юге; на полуострове Бретань сформировалась бретонская народность. Первоначально королевский домен сосредоточивался в северной части Франции вокруг Парижа и Орлеана. Однако первые Капетинги даже в своём домене не обладали полнотой власти, им приходилось бороться со своими вассалами. Постепенно королевский домен благодаря бракам, наследованию, конфискациям, завоеваниям распространился на все северные области, а с XIII века — и на южные, власть Капетингов в домене укрепилась, феодальная раздробленность стала преодолеваться.
В Северной Франции в X-XI веках завершилось складывание феодальных классов, почти исчезло свободное землевладение и победил принцип «нет земли без сеньора»; получила всеобщее распространение личная зависимость крестьян от феодалов (одной из форм которой был серваж); политической и судебной властью повсюду завладели феодалы. Стала оформляться наследственная ограниченность господствующего класса (см. Рыцарство); на рубеже XI-XII веков личные вассальные отношения в его среде стали повсеместно основываться на системе земельных фьефов; сложилась всеохватывающая феодальная иерархия, формула «вассал моего вассала не мой вассал» была признана юридической нормой (что лишало короля прямой связи с основной массой феодалов). На юге Франции феодальные отношения в X — начале XII века не приобрели законченных форм: частично сохранились свободное (аллодиальное) землевладение и свободные крестьяне, класс феодалов оставался незамкнутым, феодальная иерархия не стала всеохватывающей.
В X—XII веках расширилась посевная площадь, улучшились породы скота и сорта злаков, возросла урожайность сельскохозяйственных культур. На севере, где было много высокоплодородных земель, утвердилось трёхполье; на юге с его более скудными почвами сохранялось двуполье и развивалось поликультурное хозяйство (злаки, виноград, оливковые и фруктовые деревья и др.). С развитием городов барщина в XI—XII веках вытеснялась натуральным оброком, что повело к сокращению барской запашки, в XIII веке широко распространилась денежная рента. В XIII—XIV веках в связи с возросшей товарностью крестьянского хозяйства интенсивно шло освобождение крестьян от личной зависимости (главным образом за выкуп), что усиливало имущественное расслоение крестьянства. Развитие сельского хозяйства, отделение от него ремесла и рост населения способствовали начиная с X века возникновению новых и возрождению старых (римских) городов как центров ремесла и торговли. Расцвет южных городов (Бордо, Тулузы, Нима, Марселя и др.) начался в XI веке, усилился в XII веке в связи с крестовыми походами, способствовавшими установлению прямых торговых связей с Востоком. Высокого развития достигли ремёсла (особенно сукноделие). Большинство южных городов освободилось из-под власти крупных феодалов преимущественно путём выкупа (Марсель и др.) или в результате вооруженной борьбы (Лион и др.). Северные французские города были связаны главным образом с внутренним рынком, что вызывало их большую заинтересованность во внутриполитическом единстве.
В конце XI — XII вв. по городам Северной Франции прокатилась волна кровопролитных восстаний против сеньоров. Большинство крупных городов добилось статуса коммуны. Короли в целом оказывали поддержку городам, получая от них помощь в борьбе против крупных феодалов. Но городам своего домена (Парижу, Орлеану и др.) короли давали только ограниченное самоуправление. В XIII в. северо-французские города достигли значительного развития, а большей частью южных городов, пострадавших от Альбигойских войн и от ликвидации государств крестоносцев на востоке, не смогла восстановить своё прежнее значение и выдержать конкуренцию усилившихся в XIII веке итальянских городов-республик. Развитие городов и расширение межобластных экономических связей в Северной Франции создало важные предпосылки для преодоления феодальной раздробленности в этой части страны. Утверждение королевской власти осложнилось в XII—XIII веках борьбой Капетингов с Плантагенетами (с середины XII века английскими королями). Филипп II Август (правил в 1180—1223), отвоевавший у Англии в начале XIII в. обширную территорию Франции и затем присоединивший к королевскому домену другие земли, стал реальным государем значительной части Северной Франции. К концу XIII веке к королевскому домену был присоединён Лангедок. Людовик IX (правил в 1226—70) успешно проводил централизацию государства; Париж всё более приобретал значение его политического и экономического центра. В начале XIV в. королевский домен охватывал большую часть страны. Филипп IV Красивый (правил в 1285—1314) тщетно пытался подчинить своей власти Фландрию.
Многочисленные войны и создание обширного административно-судебного аппарата требовали значительных средств. Были повышены налоги с крестьян, городов. Обложение Филиппом IV церковных имуществ вызвало протест папы Бонифация VIII. Острый конфликт (в 1296—1303) между папой и французским королём закончился победой королевской власти. Добившись от зависимого папства санкции, Филипп IV организовал процесс тамплиеров, позволивший конфисковать их имущество. В 1302 Филипп IV (для получения поддержки в его борьбе с папой) созвал Генеральные штаты — представительство 3 сословий. Так оформилась во Франции сословная монархия. Генеральные штаты содействовали усилению центральной власти. В целом усиление французского государства в XIII веке было связано с временным преобладанием тенденции приспособления феодального общества к росту товарно-денежных отношений. Эта тенденция проявлялась: в расширении сеньориальной торговли сельскохозяйственными продуктами, в развитии товарных отраслей сеньориального хозяйства, в резком увеличении среди крестьянских повинностей денежной ренты и возникновении новых форм земельных держаний (см. Цензива), в частичном переводе вассальных отношений на денежную основу, в появлении государственных денежных налогов. Перестройка феодальных отношений нашла, кроме того, выражение в ослаблении в XIII веке замкнутости дворянства, в известном уменьшении его правовой исключительности, в расширении социально-правовых возможностей городской и сельской верхушки, а также в т. н. освобождении крестьян в XII-XIV веках. Производившееся чаще всего за денежный выкуп в пользу сеньоров, оно уничтожало лично-наследственные формы феодальной зависимости и, в частности, некоторые виды серважа, упрочивало права крестьян на землю, давало им свободу имущественных сделок, частично освобождало от сеньориальной юрисдикции и предоставляло право обращения в королевский суд. Не означая для крестьян полной свободы, освобождение предполагало свободу выбора господина, оно ослабляло сеньоров (частично лишавшихся юрисдикции над крестьянами) и усиливало королевскую власть. Освобождению способствовала классовая борьба крестьян, в частности восстание «пастушков» в 1251.
Важной сферой духовной культуры Франции стала литература, достигшая в XI-XIII веках заметных успехов и оказавшая большое влияние на литературу всех европейских стран. В т. н. рыцарской литературе на севере Франции преобладали: героические поэмы (первоначально устные), из которых известнейшая — «Песнь о Роланде» (переработка народного эпоса), стихотворные рыцарские романы — о короле Артуре, «Тристан и Изольда», «Роман о Розе» (первая часть); на юге Франции в XII веке достигла расцвета поэзия трубадуров. В рыцарской литературе прославлялись воинская доблесть, верность сюзерену, физическая сила, чудеса, свершенные с помощью бога. В городских литературных произведениях (фаблио, фарсах и др.) господствовали образы народной культуры, гротескное отображение земного мира. Осмеивающая жадность, глупость и лицемерие священников и рыцарей, скупость, чревоугодие богатых горожан и крестьян, городская литература противопоставляла земное, плотское начало мистическим идеалам официальной церковной идеологии. Ту же направленность имели праздничные карнавальные мистерии, регулярно устраивавшиеся в большинстве городов. В XIII веке в литературе возросло внимание к внутреннему миру человека, его чувствам, его индивидуальным чертам. Реалистические тенденции проявились также в скульптуре, развивавшейся в тесной связи с готическим стилем в архитектуре (вытеснившим в XIII веке романский стиль). Первые соборы готического стиля были построены в Северной Франции на рубеже XII-XIII веков, затем они распространились почти по всей стране, а позже — по всей Западной и Центральной Европе. В XIII веке во Франции достигло значительных успехов искусство миниатюры. В стране стало больше школ, выросло число грамотных. С XII века Франция становится одним из главных центров схоластики, в которой наряду с мистическими развивались и рационалистические тенденции. Их первым выражением было учение номиналистов (см. Абеляр). В конце XII века возникают университеты. С начала XIII века Парижский университет становится ареной деятельности аверроистов (см. Ибн Рошд), развивавших материалистические элементы философии Аристотеля. Борьбу с распространением рационалистических и материалистических идей возглавили во Франции XIII века доминиканцы.