Специализация в мировой экономике и ее последствия

Каждая территория имеет независимую личную специализацию – это разделение труда конкретного региона мира на отдельные типы.

Специализацией любой страны мира - является их главная прибыльная составляющая. Помним то, что каждое государство может разграничивать свои возможности, так как ему требуется.

Для развитых стран характерными отраслями международной специализации являются новейшие отрасли обрабатывающей промышленности: машиностроение (особенно электроника), приборостроение, авиационно-космическая отрасль, продукция химии органического синтеза, микробиологической промышленности. Для развивающихся стран наиболее характерны такие отрасли специализации, как горнорудная и топливная промышленность, металлургия, легкая промышленность, сельское хозяйство.

Отрасли международной специализации – такие отрасли, которые в большей степени ориентированы на экспорт продукции и в первую очередь определяют «лицо страны» в международном географическом разделении труда (производство продукции в размерах, значительно превышающих собственные потребности – страны-производители).

7. Мировой рынок, его современная структура и конъюнктура.

Мировой рынок– синтетическое понятие, объединяющее рынки всех стран мира в одно целое.

I. Верхний «этаж» мирового рынка включает:

1-й ярус – низкотехнологичные изделия (продукты черной металлургии, конструкционные материалы, текстиль, швейные изделия, обувь и др. продукция легкой промышленности);

2-й ярус – среднетехнологичные изделия (станки и транспортные средства, резинотехнические и пластмассовые изделия, продукты основной химии и деревообработки);

3-й ярус – высокотехнологичные изделия (аэрокосмическая и информационная техника, автоматизированное конторское оборудование, электроника и фармацевтика, точные и измерительные приборы).

II. Средний «этаж» - это рынок средне- и низкотехнологичных трудоинтенсивных готовых изделий и полупродуктов. На нем ведут борьбу быстро индустриализирующиеся страны.

III. Нижний «этаж» – это рынок ресурсо- и трудоемких товаров. На нем конкурируют менее развитые страны, постсоветские государства.

КОНЪЮНКТУРА МИРОВОГО РЫНКА-это совокупность условий, при которых в данный момент протекает деятельность на мировом рынке. Она характеризуется условиями продажи товаров, соотношением спроса и предложения на товары данного вида, уровнем и соотношением цен, тенденциями их изменений.

При анализе состояния мирового рынка исследуют:

• общеэкономическую конъюнктуру, т.е. положение в мировом хозяйстве в целом, в регионе (группе стран), в экономике отдельных стран;

• конъюнктуру отдельных сегментов мирового рынка;

• конъюнктуру рынков отдельных товаров и услуг.

Следует заметить, что выше указанные уровни конъюнктуры мирового рынка взаимосвязаны. Поэтому, исследуя один ее уровень, надо знать другие уровни конъюнктуры. Например, исследуя конъюнктуру отдельного товара, надо располагать информацией об отраслевой конъюнктуре.

По временным критериям выделяют конъюнктуры: текущую, краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную.

Конъюнктура мирового рынка не является статичной. Она изменяется под воздействием конъюнктурообразующих факторов: экономических, научно-технических, социальных, политических. Эти факторы, в свою очередь, подразделяются на временные и постоянные, циклические и нециклические, стимулирующие развитие мирового рынка и сдерживающие его, краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные.

Основным методом исследования конъюнктуры мирового рынка является метод прогнозирования, основанный на экстраполяции (предположении), экспертных оценках наиболее авторитетных ученых, экономико-математических методах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: