В условиях рыночной экономики ценообразование во внешней торговле, как и на внутреннем рынке, определяется конкретной рыночной ситуацией. Принципиально понятие цены сходно и для внутреннего рынка, и для внешнего. Цена, в том числе в международной торговле, – это денежная сумма, которую намерен получить продавец, предлагая товар или услугу, и которую готов заплатить за данный товар или услугу покупатель. Совпадение указанных двух требований зависит от многих условий – ценообразующих факторов. По характеру, уровню и сфере действия они делятся на пять групп.
1. Общеэкономические факторы действуют независимо от вида продукции и конкретных условий производства и реализации. К ним относятся:
- экономический цикл;
- состояние совокупного спроса и предложения;
- инфляция.
2. Конкретно экономические факторы определяются особенностями данного товара, условиями ее производства и реализации. К ним относятся:
- издержки;
- прибыль;
- налоги и сборы;
- предложение и спрос на данный товар или услугу с учетом взаимозаменяемости;
- потребительские свойства: качество, надежность, внешний вид, престижность.
3. Специфические факторы действуют только в отношении некоторых видов товаров и услуг:
|
|
- сезонность;
- эксплуатационные расходы;
- комплектность;
- гарантии и условия сервиса.
4. Специальные факторы связаны с действием особых механизмов и экономических инструментов, к которым относятся: государственное регулирование; валютный курс.
5. Внеэкономические факторы: политические; военные.
Ценообразование в международной торговле зависит от большого количества факторов:
· место и время продажи товара;
· взаимоотношения между продавцом и покупателем;
· условия коммерческой сделки;
· характер рынка;
· источники ценовой информации.
Мировыми ценами называется особая разновидность цен в международной торговле — цены важнейших (крупных, систематических и устойчивых) экспортных или импортных сделок, совершаемых на обычных коммерческих условиях в основных центрах международной торговли известными фирмами-экспортерами и импортерами соответствующей продукции.
Окончательная стоимость товара формируется из[6]:
· цены изготовителя;
· стоимости услуг переводчиков;
· стоимости юридического сопровождения сделки;
· стоимости контроля производства (инспектирование продукции);
· стоимости транспортировки;
· размера платежей в бюджет (таможенные платежи, НДС и др.);
· комиссии посредников, организующих импорт продукции.