Учебно-воспитательная часть

В отчетном году преподавание велось по примеру прежних лет по сле­дующим учебникам:

Закон божий. В первых трех отделениях - по учебнику Чельцова, а также и в четвертом отделении; в пятом - по пространному катехизису Филарета. Говоря о преобладании в средних учебных заведениях "детей чернорабо­чих", автор обзора явно искажает действительное положение, чтобы как-то оправдать перед начальством "недосмотр" жандармерии и подтвердить, что "коренное казацкое население далеко от всяких либеральных стремлений".

Проходилось: изучение молитв, священная история Ветхого и Нового за­вета, православный катехизис и краткое объяснение богослужения. Изложе­ние производилось в понятной для детей форме, и все занятия законоучителя были направлены к тому, чтобы дети в сообщаемых им сведениях видели необходимые для жизни уроки, удобоприменимые и могущие служить руко­водством во всех житейских случаях…

В начале отчетного года было составлено расписание уроков, которое строго выполнялось в течение всего года; ежедневно отмечались отсутст­вующие ученики и записывалось пройденное по каждому предмету.

По примеру прошлых лет и в отчетном году все внимание обращалось на развитие в детях религиозного чувства, которое должно лежать в основе всей дальнейшей деятельности ученика. Кроме молитв пред уроками и после них, пред началом всех уроков читаны были по Часослову утренние молитвы, при­чем молитвы "Царю небесный", "Святой боже", "Отчий наш", "Богородице, дево, радуйся", "Преблагий господи" и молитва за царя пелись ученическим хором. В воскресенье и праздничные дни все ученики в сопровождении препо­давателей являлись в церковь, стояли с благоговением и молились.

Приучая детей к приличию, вежливости, послушанию и доброму поведе­нию, учителя всегда старались предупреждать всякие ссоры, обиды со стороны взрослых, ругательства, драки и другие проступки. Ученики, вообще, вели себя прилично не только в школе, но и вне ее. Меры наказания применялись сле­дующие: стояние в углу во время урока, оставление без обеда, объявление ро­дителям о проступке их сына и, наконец, увольнение из школы. Последнее на­казание в отчетном году не применялось, так как выдающихся проступков со стороны учащихся не было...

Вообще главная забота состояла в том, чтобы ученики смотрели на дело учения, как на дело серьезное, как на труд, а не как на забаву...

Заведующий училищем И. Сахаров ГАРО, ф. 131, оп. 1,д. 78, лл. 4-5.

ОБЪЯСНЕНИЕ УЧИТЕЛЯ АЛЕКСЕЕВО-ИЛОВАЙСКОГО НАРОД­НОГО УЧИЛИЩА ИНСПЕКТОРУ УЧИЛИЩ ПО ПОВОДУ ЖАЛОБЫ НА НЕГО СЕЛЬСКОГО СТАРОСТЫ

5 октября 1895 г.

На предписание вашего высокородия от 21 сентября сего года за №879, последовавшее вследствие жалобы на меня местного сельского старосты и попечителя Алексеево-Иловайского народного училища г-на Афончикова, имею честь донести вашему высокородию в свое оправдание следующее:

... Г-н Афончиков - это местный кулак-мироед, в полном смысле, и не­ограниченный властитель над всею Алексеевкою; под его безусловным дав­лением находится все. Приглашая меня в качестве репетитора к себе в дом заниматься с его детьми, он назначает за это плату обыкновенно самую низ­кую, при несогласии же моем на его условия он приходит в полнейшее воз­мущение, что такой ничтожный человек, как учитель, может проявлять свою личную волю и не слушаться его, Афончикова...

Г-н сельский староста тоже приходит в негодование от одной мысли, что я, учитель, во всем зависящий от общества, а более всего лично от него, ста­росты, во все три года его службы ни одного раза не купил ему магарыча, в случаях получения от общества мною жалования, которое, к слову сказать, не выдавалось мне иногда месяца по 4 и более, да еще осмелился противоре­чить ему в следующем случае: в прошлом учебном году по почину старос­ты местное общество пожелало брать плату за право учения с иногородних учащихся, в чем нет ничего противозаконного; но староста приказал мне собирать деньги (по 3 руб. с мальчика) и представлять обществу, а неже­лающих платить гнать из училища. Такому распоряжению я воспротивил­ся, объяснив, что плату с иногородних общество может брать с разрешения надлежащих учреждений, отпускающих суммы на содержание училищ. Г-н староста в этом увидел с моей стороны противодействие их общественным интересам...

Учитель Н. Карташев ГАРО, ф. 131,оп. 7, д. 49.

ПРИГОВОР СЕЛЬСКОГО СХОДА с. СЕМИБАЛКИ С ХОДАТАЙСТ­ВОМ ОБ ОТКРЫТИИ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ЗА СЧЕТ КАЗНЫ

29 января 1900г.

1900 г. января 23 дня. Мы, нижеподписавшиеся, Области войска Донско­го, Ростовского округа, Семибалковской волости, крестьяне с. Семибалки, быв сего числа по распоряжению нашего сельского старосты И. Бороноса в собрании на сельском сходе, в числе 116 человек, имеющих право голоса, из числа 173 всех домохозяев крестьян, где между прочим в присутствии наше­го волостного старшины Петренко слушали читанное нам предписание гос­подина непременного члена Ростовского окружного по крестьянским делам присутствия по отношению открытия новых школ, если на это ощущается необходимость.

Имея в виду, что в нашем с. Семибалках в данное время числится детей школьного возраста мужского 99 и женского 97, а всего 196, то хотя в нашем селении в данное время и есть одно народное земское училище, то для по­мещения означенного количества детей оно далеко не соответствует, ибо в народном земском училище вмещается только 50 мальчиков, а остальные 146 детей школьного возраста лишаются желаемого таланта по образованию, хотя бы и малейшего, а потому в нашем с. Семибалках давно ощущается не­обходимость в открытии не одной, а даже двух школ, судя по числу детей школьного возраста. При этом нам желательно было бы открыть не народное земское училище, а церковно-приходскую школу, так как народное училище в данное время, как нам на опыте известно, дает очень мало отрасли в пре­подаваемом учении нашим детям, а в особенности самый главный и весьма важный предмет - по закону божию почти ничего не преподается, равно в храм божий учителями дети почти никогда не водятся, пению и чтению в нем не обучаются.

Вследствие чего мы единогласно постановили: покорнейше просить епархиальное начальство через ходатайство господина непременного члена Ростовского-на-Дону окружного по крестьянским делам присутствия и рас­поряжения об открытии в нашем с. Семибалках церковно-приходской одно-классной школы за средства казны. Так как при полном нашем желании и при необходимом ощущении для открытия в нашем селе новой школы мы положительно не имеем у себя никаких средств; а со своей строны нашего общества мы обязываемся при возведении постройки школы оказать и ис­полнить только следующую помощь: 1) отвести усадебное место под пред­полагаемую школу — 1000 кв. Саж.; 2) доставить своими подводами материа­лы, потребные для построек школы, приобретенные за счет казны, с места на расстояние не далее 25 верст от с. Семибалок; 3) доставить своими же под­водами к этой же постройке глину, песок и воду. Остальные же средства по содержанию школы, как-то: уплату жалования учителям, сторожам школы, отопление, освещение и ремонт школы, равно выдачу потребных учебных книг и принадлежностей ученикам и прочие расходы отнести за счет казны.

В том подписываемся крестьяне: гра­мотные (25 подписей), неграмотные (91 под­пись), а за неграмотных по их личной прось­бе расписался Митрофан Глушенко.

ГАРО, ф. 213, оп. 2, д. 214, лл. 13-14.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: