В отчетном году преподавание велось по примеру прежних лет по следующим учебникам:
Закон божий. В первых трех отделениях - по учебнику Чельцова, а также и в четвертом отделении; в пятом - по пространному катехизису Филарета. Говоря о преобладании в средних учебных заведениях "детей чернорабочих", автор обзора явно искажает действительное положение, чтобы как-то оправдать перед начальством "недосмотр" жандармерии и подтвердить, что "коренное казацкое население далеко от всяких либеральных стремлений".
Проходилось: изучение молитв, священная история Ветхого и Нового завета, православный катехизис и краткое объяснение богослужения. Изложение производилось в понятной для детей форме, и все занятия законоучителя были направлены к тому, чтобы дети в сообщаемых им сведениях видели необходимые для жизни уроки, удобоприменимые и могущие служить руководством во всех житейских случаях…
В начале отчетного года было составлено расписание уроков, которое строго выполнялось в течение всего года; ежедневно отмечались отсутствующие ученики и записывалось пройденное по каждому предмету.
|
|
По примеру прошлых лет и в отчетном году все внимание обращалось на развитие в детях религиозного чувства, которое должно лежать в основе всей дальнейшей деятельности ученика. Кроме молитв пред уроками и после них, пред началом всех уроков читаны были по Часослову утренние молитвы, причем молитвы "Царю небесный", "Святой боже", "Отчий наш", "Богородице, дево, радуйся", "Преблагий господи" и молитва за царя пелись ученическим хором. В воскресенье и праздничные дни все ученики в сопровождении преподавателей являлись в церковь, стояли с благоговением и молились.
Приучая детей к приличию, вежливости, послушанию и доброму поведению, учителя всегда старались предупреждать всякие ссоры, обиды со стороны взрослых, ругательства, драки и другие проступки. Ученики, вообще, вели себя прилично не только в школе, но и вне ее. Меры наказания применялись следующие: стояние в углу во время урока, оставление без обеда, объявление родителям о проступке их сына и, наконец, увольнение из школы. Последнее наказание в отчетном году не применялось, так как выдающихся проступков со стороны учащихся не было...
Вообще главная забота состояла в том, чтобы ученики смотрели на дело учения, как на дело серьезное, как на труд, а не как на забаву...
Заведующий училищем И. Сахаров ГАРО, ф. 131, оп. 1,д. 78, лл. 4-5.
ОБЪЯСНЕНИЕ УЧИТЕЛЯ АЛЕКСЕЕВО-ИЛОВАЙСКОГО НАРОДНОГО УЧИЛИЩА ИНСПЕКТОРУ УЧИЛИЩ ПО ПОВОДУ ЖАЛОБЫ НА НЕГО СЕЛЬСКОГО СТАРОСТЫ
|
|
5 октября 1895 г.
На предписание вашего высокородия от 21 сентября сего года за №879, последовавшее вследствие жалобы на меня местного сельского старосты и попечителя Алексеево-Иловайского народного училища г-на Афончикова, имею честь донести вашему высокородию в свое оправдание следующее:
... Г-н Афончиков - это местный кулак-мироед, в полном смысле, и неограниченный властитель над всею Алексеевкою; под его безусловным давлением находится все. Приглашая меня в качестве репетитора к себе в дом заниматься с его детьми, он назначает за это плату обыкновенно самую низкую, при несогласии же моем на его условия он приходит в полнейшее возмущение, что такой ничтожный человек, как учитель, может проявлять свою личную волю и не слушаться его, Афончикова...
Г-н сельский староста тоже приходит в негодование от одной мысли, что я, учитель, во всем зависящий от общества, а более всего лично от него, старосты, во все три года его службы ни одного раза не купил ему магарыча, в случаях получения от общества мною жалования, которое, к слову сказать, не выдавалось мне иногда месяца по 4 и более, да еще осмелился противоречить ему в следующем случае: в прошлом учебном году по почину старосты местное общество пожелало брать плату за право учения с иногородних учащихся, в чем нет ничего противозаконного; но староста приказал мне собирать деньги (по 3 руб. с мальчика) и представлять обществу, а нежелающих платить гнать из училища. Такому распоряжению я воспротивился, объяснив, что плату с иногородних общество может брать с разрешения надлежащих учреждений, отпускающих суммы на содержание училищ. Г-н староста в этом увидел с моей стороны противодействие их общественным интересам...
Учитель Н. Карташев ГАРО, ф. 131,оп. 7, д. 49.
ПРИГОВОР СЕЛЬСКОГО СХОДА с. СЕМИБАЛКИ С ХОДАТАЙСТВОМ ОБ ОТКРЫТИИ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ЗА СЧЕТ КАЗНЫ
29 января 1900г.
1900 г. января 23 дня. Мы, нижеподписавшиеся, Области войска Донского, Ростовского округа, Семибалковской волости, крестьяне с. Семибалки, быв сего числа по распоряжению нашего сельского старосты И. Бороноса в собрании на сельском сходе, в числе 116 человек, имеющих право голоса, из числа 173 всех домохозяев крестьян, где между прочим в присутствии нашего волостного старшины Петренко слушали читанное нам предписание господина непременного члена Ростовского окружного по крестьянским делам присутствия по отношению открытия новых школ, если на это ощущается необходимость.
Имея в виду, что в нашем с. Семибалках в данное время числится детей школьного возраста мужского 99 и женского 97, а всего 196, то хотя в нашем селении в данное время и есть одно народное земское училище, то для помещения означенного количества детей оно далеко не соответствует, ибо в народном земском училище вмещается только 50 мальчиков, а остальные 146 детей школьного возраста лишаются желаемого таланта по образованию, хотя бы и малейшего, а потому в нашем с. Семибалках давно ощущается необходимость в открытии не одной, а даже двух школ, судя по числу детей школьного возраста. При этом нам желательно было бы открыть не народное земское училище, а церковно-приходскую школу, так как народное училище в данное время, как нам на опыте известно, дает очень мало отрасли в преподаваемом учении нашим детям, а в особенности самый главный и весьма важный предмет - по закону божию почти ничего не преподается, равно в храм божий учителями дети почти никогда не водятся, пению и чтению в нем не обучаются.
Вследствие чего мы единогласно постановили: покорнейше просить епархиальное начальство через ходатайство господина непременного члена Ростовского-на-Дону окружного по крестьянским делам присутствия и распоряжения об открытии в нашем с. Семибалках церковно-приходской одно-классной школы за средства казны. Так как при полном нашем желании и при необходимом ощущении для открытия в нашем селе новой школы мы положительно не имеем у себя никаких средств; а со своей строны нашего общества мы обязываемся при возведении постройки школы оказать и исполнить только следующую помощь: 1) отвести усадебное место под предполагаемую школу — 1000 кв. Саж.; 2) доставить своими подводами материалы, потребные для построек школы, приобретенные за счет казны, с места на расстояние не далее 25 верст от с. Семибалок; 3) доставить своими же подводами к этой же постройке глину, песок и воду. Остальные же средства по содержанию школы, как-то: уплату жалования учителям, сторожам школы, отопление, освещение и ремонт школы, равно выдачу потребных учебных книг и принадлежностей ученикам и прочие расходы отнести за счет казны.
|
|
В том подписываемся крестьяне: грамотные (25 подписей), неграмотные (91 подпись), а за неграмотных по их личной просьбе расписался Митрофан Глушенко.
ГАРО, ф. 213, оп. 2, д. 214, лл. 13-14.