Вопрос 38. Развитие идей Л. С. Выготского в детской и педагогической психологии Л. И. Божович, А. В. Запорожцем, Д. Б. Элькониным

Разработка основных принципов возрастного подхода в воспитании растущих людей явилась несомненным научным достижением Л. И. Божович.

Она полагала, что основные этапы, на которые обычно делят школьный возраст (младший, средний, старший), нельзя абсолютизировать, ибо возрастные границы подвижны, они могут сдвигаться в зависимости от конкретных обстоятельств жизни ребенка, условий обучения и воспитания. В то же время подвижность возрастных границ отнюдь не свидетельствует об отсутствии качественно своеобразных этапов детского развития.

Более того каждый возрастной этап, подчеркивала Л. И. Божович, характеризуется не простой совокупностью отдельных психологических особенностей, а своеобразием определенной целостной структуры личности ребенка.

Разрабатывая оригинальную концепцию возрастного подхода, Л. И. Божович опиралась на введенное Л. С. Выготским понятие социальной ситуации развития. С её точки зрения, возрастной подход — это воспитание ребенка с учетом перспектив его развития.

Именно с этих позиций и рассматривала Лидия Ильинична те трудности и недостатки, которые имели место в воспитательной работе с детьми, закладывая основы подлинно научной психологии воспитания как процесса целенаправленного формирования и развития личности ребенка.

Характеризуя основную тенденцию психического развития, Л. И. Божович писала, что смысл всего онтогенетического развития заключается в том, что ребенок постепенно становится личностью.

Она смогла разработать собственную концепцию формирования личности в детском возрасте. Она характеризует личность как целостную психологическую структуру.

в конце 70-х — начале 80-х годов А.В.Запорожец стал настаивать на изучении психического развития как процесса саморазвития, спонтанного саморазвертывания внутренних противоречий деятельности ребенка с позиций культурно-исторического подхода. Именно через понимание саморазвития как всеобщей формы детского развития идея самоценности детства получила в работах А.В.Запорожца и его школы содержательное наполнение.

А.В.Запорожец обосновывает необходимость сведения воедино двух положений, которые традиционно рассматривались как антитезы - об общественно-исторической детерминации психики ребенка и ее самодетерминации, в котором обнаруживает себя креативная тенденция детского развития.

Сенсорный эталон — понятие, разработанное А.В. Запорожцем в рамках теории формирования перцептивных действий и обозначающее системы чувственных качеств предметов, которые были выделены в процессе общественно–исторического развития и затем предлагаются ребенку для усвоения и использования их в качестве образцов при обследовании объектов и анализе их свойств. В качестве подобных эталонов могут рассматриваться геометрические фигуры, речевые фонемы.

Ключ к личности ребенка, «активно воссоздающей» содержание социокультурного опыта, А.В.Запорожец искал в его эмоциональной сфере, точнее - в творческой способности к эмоциональному предвосхищению событий действительности, эмоциональному воображению, которое лежит в основе смысловых ориентировок ребенка в этом содержании.

Глубоко восприняв идеи школы Выготского, Д. Б. Эльконин в течение нескольких десятилетий оригинально их конкретизировал в своих экспериментальных и теоретических работах, создав тем самым собственное научное направление в детской и педагогической психологии. Ему принадлежат замечательные теории периодизации детского развития и детской игры, а также методики обучения детей чтению.

Игра -ведущий тип деятельности ребенка дошкольного возраста. Как показали исследования Д. Б. Эльконина, игра - это не всеобщая форма жизни всех детей, она - образование историческое. Игра возникает только на определенных этапах развития общества, когда ребенок не может принять непосредственное участие в системе общественного труда, когда возникает "пустой" промежуток времени, когда надо подождать, чтобы ребенок подрос. У ребенка имеется тенденция в эту жизнь активно входить. На почве этой тенденции и возникает игра.

По Эльконину, к концу дошкольного возраста мы имеем три линии развития.

1 - линия формирования произвольного поведения, 2 - линия овладения средствами и эталонами познавательно деятельности, 3 - линия перехода от эгоцентризма к децентрации. Развитие по этим линиям определяет готовность ребенка школьному обучению.

К этим трем линиям, которые были проанализированы Д Б Элькониным, следует добавить мотивационную готовность ребенка к школьному обучению.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: