double arrow

И развития их творчества 1 страница


Предмет и задачи курса

Авторы всех современных концепций воспитания и обучения считают, что содержание воспитательно-образовательной работы должно быть непосредственно связано с миром духовных, эмоциональных ценностей человека. Такое содержание несут в себе прежде всего предметы эстетического цикла, которые обеспечивают единство воспитания и обучения. К этому циклу можно отнести и курс «Теория и методика развития детского изобразительного творчества».

Предметы эстетического цикла должны прежде всего развивать сферу чувств человека. Развитие человеческой чувственности является главным условием формирования творческого потенциала личности. Развития чувственность даёт человеку возможность находить наиболее оптимальное решение в любой сфере деятельности, в любой области жизни.

Большая роль в эстетическом освоении богатств духовной и материальной культуры, окружающей действительности; развитии творческих способностей, активности человека принадлежит искусству, в т. ч. и изобразительному.

Искусство – важнейшее средство приобщения человека к общечеловеческим духовным ценностям через собственный внутренний опыт, через личное эмоциональное переживание, ненавязчиво вводя ребёнка в контекст культуры человеческих отношений.

В искусстве веками концентрируется духовно-практический и ценностно-эвристический опыт человечества.

Искусство способно вводить ребёнка в мир Природы, в мир характеров, окружающих его людей, в историю, в мир красоты и нравственности, в мир ощущения людей разных эпох и народов. И делает это лучше и легче, чем это могут делать научные дисциплины.

В формировании внутреннего мира растущего человека, его духовно-нравственного облика у искусства, как мощного средства, равных нет.

Вводить ребёнка в мир искусства, как подчёркивает Б. П. Юсов, необходимо как можно раньше.

По мнению философов, психологов, педагогов, приобщение ребёнка к миру искусства, его участие в разнообразных видах художественно-эстетической деятельности способствует развитие всех его сущностных сил.

Искусство нельзя «вложить» в сознание, им нельзя «вооружить» точно так же, как мы «вооружаем» знаниями, умениями и навыками, его можно только переживать. Научить переживать и сопереживать – центр всей воспитательной работы с помощью искусства.

Детство – пора взросления. Сам ребёнок не в состоянии его завершить. На помощь должны прийти взрослые, передающие ему опыт, знания; формирующие его как личность. При этом нужно иметь в виду, что воспитывает, формирует, развивает не программа, не метод, а личность и только личность педагога. «Слова учат, примеры влекут» (латинская пословица). В личности педагога важны такие её компоненты, как знания, профессиональное мастерство, духовный мир. «У педагогов, - подчёркивает В. А. Сухомлинский, - творение особое: - Человек».

Курс «Теория и методика развития детского изобразительного творчества» - самостоятельная отрасль знаний, входящая в систему педагогических наук. Эта наука, как и все другие, имеет свой предмет, цель, задачи.

Предмет данной науки – закономерности развития личности ребёнка, первых шести лет жизни средствами изобразительного искусства и изобразительной деятельности.

Цель курса как учебной дисциплины: раскрыть студентам пути художественно-творческого развития детей дошкольного возраста средствами изобразительного искусства и изобразительной деятельности.

Задачи курса

1. Формировать систему знаний об искусстве, изобразительной деятельности как средствах художественно-эстетического воспитания, развития личности ребёнка дошкольного возраста; специфике детского изобразительного творчества и путях его развития.

2. Развивать у студентов активный интерес к предмету и способам реализации полученных знаний, умений, навыков в практике работы в ДОУ.

3. Совершенствовать первичные умения и навыки в области изобразительной деятельности (графике, пластике, аппликации, конструировании).

Курс «Теория и методика развития детского изобразительного творчества» относится к числу дисциплин предметной подготовки студентов по специальности 030900 – «Дошкольная педагогика и психология». Курс «Теория и методика развития детского изобразительного творчества» как наука связан с эстетикой – наукой, изучающей всё, что имеет отношение к чувственному восприятию, ибо слово «эстетика» произошло от греческого слова «эстетикос», т. е. «чувственный». Связь с эстетикой проявляется в том, что курс базируется на основных понятиях эстетики, таких как: «искусство», «эстетическая деятельность», «эстетическое восприятие», «эстетические чувства», «эстетические оценки», «эстетические отношения»; «добро – зло», «прекрасное – безобразное» и т. п. Ключевым исходным для эстетики является многообразие самой действительности, в её значении для человека.

Курс «Теория и методика развития детского изобразительного творчества» связан с детской психологией, т. к. при разработке новых технологий художественно-творческого развития детей учитываются особенности развития тех психических процессов, которые составляют основу способностей ко всем видам художественно-эстетической деятельности (восприятие, воображение, образное мышление, образная память, представления, чувства, эмоции). Детская психология раскрывает структуру способностей и пути их развития, разрабатывает диагностические методики, позволяющие изучить возрастные возможности детей, наличествующий уровень их художественно-творческого развития и т. п.

Курс «Теория и методика развития детского изобразительного творчества» тесно связан с дошкольной педагогикой, что проявляется в единстве целей, задач воспитания и развития детей, в общности дидактических принципов, форм и методов их воспитания и развития.

Наблюдается связь данного курса с анатомией, гигиеной и физиологией. Знания из области этих наук позволяет педагогу осуществлять развитие личности ребёнка в соответствии с его возрастом, особенностями нервной системы, высшей нервной деятельности; организовать материальную базу, комфортные условия для художественно-творческой деятельности и т. п.

Курс «Теория и методика развития детского изобразительного творчества» связан с курсом «Теория и методика развития элементарных математических представлений», позволяющим изучить особенности формирования у детей знаний о пространстве, форме, величине, пропорциях предметов, которые необходимы для создания выразительных образов средствами изобразительной деятельности.

Как любая наука, данная наука обладает своими научными методами изучения проблем художественно-творческого развития детей дошкольного возраста.

Научные методы можно разделить на две основные группы на основе особенностей источников получения информации: методы эмпирического и теоретического уровня. В основном, эти методы активно используются в педагогике и психологии. В целом, преобладают методы эмпирического уровня (наблюдения, анализ продуктивной детской деятельности, её особенностей и особенностей поведения ребёнка и др.).

Детское изобразительное творчество

Творчество, развитие способности к творчеству – одна из главных, стержневых задач дошкольного воспитания. В концепции дошкольного образования на этом сделан особый акцент. Объясняется это тем, что дошкольный возраст сензитивен, наиболее благоприятен для творческого развития личности ребёнка, ибо в данный период жизни человека активно развиваются образное мышление, воображение, т. е. те психические процессы, которые составляют основу творческой деятельности.

Пытаясь понять сущность творчества, человечество фактически пытается понять себя, самую главную сущностную характеристику Человека. Понимание особенностей детского творчества важно для взрослого не только и не столько для осознанного управления творческим развитием ребёнка, сколько для понимания собственного зрелого творчества. Е. А. Флёрина подчёркивала, что в истоках творчества в «зёрнышке», зародыше заложено то, что более характерно, но более скрыто в деятельности взрослого человека.

С точки зрения философии, творчество – это «деятельность, порождающая нечто новое никогда ранее не бывшее» (Философская энциклопедия). В области философии творчество рассматривается как сугубо социальный феномен, т. е. творчество – это особая характеристика деятельности человека. В основе любой предметно – практической деятельности лежит творчество. Таким образом, - это родовая сущность человека.

Творчество, как деятельность человека, направлено на создание новых материальных и духовных ценностей, обладающих общественной ценностью.

Творчество следует рассматривать как особую форму познания и освоения реальной действительности, ибо отбор целей, средств воплощения задуманного совершается осознанно. Творчество - это высшая ступень освоения любой деятельности; высшая форма любой деятельности, направленная на изменение окружающего. Поэтому творчество имеет прогрессивный характер.

Творчество, как активная, созидательная деятельность, направлена на изменение мира, а, следовательно, и на человека, являющегося его частью. В творческой деятельности происходит свободное и универсальное развитие его духовных, интеллектуальных и физических способностей. Это деятельность, развивающая человеческую личность.

Психологи рассматривают творчество как активную психическую деятельность человека, в процессе которой особо мобилизуются его интеллектуальная, эмоциональная и волевая сферы. Следовательно, о творчестве можно судить не только по качеству её результата.

Психолог, педагог Н. Вересов (День длиною в год // Дошкольное воспитание. – 1995. - № 3), размышляя о сущности творчества, приходит к ряду выводов. Во-первых, любая деятельность имеет цель, но цель деятельности не всегда определяет её характер. Даже более того, деятельность творческая по сути на самом деле может не быть таковой. Во-вторых, характер любой деятельности определяется человеческим отношением: отношением к деятельности, к её результату, в конечном счёте, отношением к миру. Ибо творческая деятельность человека – это не просто деятельность, в результате которой появляется продукт, обладающий общественной значимостью и новизной. Это деятельность одного человека, обращённого к другому человеку.

Только через деятельность человек может выразить себя, своё отношение. «Творчество, - как подчёркивает Н. Вересов, - есть выраженное и выражаемое различными средствами и способами личностное отношение к миру, отношение созидательное и созидающее» (там же. С. 16). Следовательно, ценность любой творческой деятельности не в том, что создано в продуктивно- материальном плане, а в том, что приобрёл человек в личностном, духовном плане, в плане саморазвития, самодвижения, самосозидания (Л. С. Выготский, Г. Г. Кравцов, В. Т. Кудрявцев и др.). Таким образом, в психологическом плане, - творчество следует рассматривать как активную, созидательную деятельность, которая направлена не столько на изменение окружающего мира, сколько на изменение самого человека.

Педагогический аспект данного понятия сводится к тому, что творчество – это повышенная активность ребёнка, в результате которой он открывает много нового для себя (в своих возможностях, в познании мира) (Г. В. Лабунская, Н. П. Сакулина, Н. А. Ветлугина и др.).

Эта активность включает в себя и умение самостоятельно поставить цель, и проявить инициативу в выборе средств, путей её достижения, и умение самостоятельно менять, улучшать, совершенствовать условия жизни.

Следовательно, творчество – это способность, с одной стороны, накапливать, осваивать «багаж» знаний, того, что уже накоплено человечеством, а с другой – это способность нарушить сложившийся стереотип, готовность сделать шаг в неведомое.

Опираясь на вышеприведённую сущностную характеристику творчества, можно выделить основные личностные качества творческой личности («компоненты творчества», по Н. П. Сакулиной): это активность, самостоятельность, инициатива. Поэтому основной педагогической целью является создание условий для развития творческой личности (самостоятельности, активности, инициативности и др. свойства и качества) с тем, чтобы ребёнок как личность мог выразить себя в деятельности, выразить своё отношение к миру. В педагогическом же руководстве необходимо сделать акцент не на конечном результате, а на процессе деятельности, в котором эти личностные качества и свойства проявляются и формируются.

Таким образом, в творчестве синтез деятельностного и личностного начал выражен особо полно, однако, при этом личностное начало должно доминировать. Толкование творческого акта только как деятельности, создающей какой – то новый, материальный продукт, оставляет вне поля внимания самое существенное – отношение человека к деятельности, источники творчества, лежащие в области бессознательного (фантазии, интуиции и т. п.).

Исследования Л. С. Выготского, А. В. Брушлинского, Л. А. Парамоновой, Н. Н. Поддъякова, В. Т. Кудрявцева и др. показали, что возрастная специфика детского творчества не даёт основания для противопоставления зрелого творчества и творчества ребёнка. Дошкольное детство является первым основополагающим этапом творческого присвоения социокультурного опыта, и поэтому детское творчество носит подлинный культурный характер.

Понятие «детское творчество» определяется как деятельность, «в результате которой ребёнок создаёт новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел, самостоятельно находя средство для его воплощения» (Т. Г. Казакова).

Однако само определение творчества в дошкольные годы («детское») подразумевает наличие ряда его особенностей. Это:

субъективный характер открытий и новизны продукта творческой деятельности. Дети совершают для себя множество открытий и создают интересные, порой оригинальные продукты в виде рисунка, конструкции, стихотворения и т. п. (Н. А. Ветлугина, Г. В. Лабунская, Н. Н. Поддъяков, Дж. Родари, Н. П. Сакулина, К. И. Чуковский и др.);

большая эмоциональная включенность ребёнка в её процесс, его стремление искать и много раз опробывать разные решения, то есть стремление к экспериментированию. При этом он получает особое удовольствие, порой гораздо большее, чем от достижения конечного результата (А. В. Запорожец, Л. А. Парамонова, Н. Н. Поддъяков, О. А. Сафонова и др.);

отсутствие трудного, подчас мучительного начала решения проблемы, что характерно для взрослого человека. Ребёнок, в отличие от него, не испытывает этого. С лёгкостью и прежде всего практически он начинает ориентировочную, порой даже не совсем осмысленную деятельность, которая, постепенно становясь более целенаправленной, увлекает его поиском и часто приводит к положительным результатам (Л. А. Парамонова, Н. Н. Поддъяков, Г. В. Урадовских и др.).

Первой из исследователей детского изобразительного творчества определение его сущности дала Е. А. Флёрина. «Детское изобразительное творчество мы понимаем как сознательное отражение ребёнком окружающей действительности в рисунке, лепке, конструировании, отражение, которое построено на работе воображения, на отражении своих наблюдений, а также впечатлений, полученных им через слово, картинку и другие виды искусства. Ребёнок не пассивно копирует окружающее, а перерабатывает его в связи с накопленным опытом, отношением к изображаемому» (Е. А. Флёрина. Эстетическое воспитание дошкольника. – М., 1961. – С. 181).

Н. П. Сакулина под детским изобразительным творчеством понимает, с одной стороны, способность к изображению, а с другой – способность ребёнка к художественному выражению, отражению своего отношения к изображаемому.

Анализ положений отечественных учёных о детском творчестве и собственные многолетние исследования позволили Т. С. Комаровой дать иное определение детскому художественному (в т. ч. изобразительному) творчеству. «Художественное творчество детей дошкольного возраста – это создание ребёнком значимого прежде всего для него субъективно нового продукта (рисунок, лепка; рассказ, танец, песенка, игра); дополнение к уже известным ранее неиспользованным деталям, по – новому характеризующим создаваемый образ; придумывание сюжетных элементов, действий, характеристик героев и т. п.; применение усвоенных способов изображения или средств выразительности в новой ситуации (для изображения предметов знаковой формы, для передачи образов на основе овладения мимикой, жестами, вариациями голосов и т. п.); использование и создание вариантов изображения, ситуаций, движений, проявление инициативы во всём. Под творчеством мы будем понимать и сам процесс создания образов, и поиск способов, путей решения задачи (изобразительной, игровой, музыкальной)» (Т. С. Комарова. Детское художественное творчество. – М., 2005. - С. 9).

В основе приведённого авторского определения детскому художественному творчеству чётко просматривается определение творчества, данное Л. С. Выготским. «Творчество есть необходимое условие существования и всё, что выходит за пределы рутины и в чём заключена хоть йота нового (выделено нами – Е. Л.), обязано своим происхождением творческому процессу человека. Если так понимать творчество, то легко заметить, что творческие процессы обнаруживаются во всей силе уже в самом раннем возрасте» (Л. С. Выготский. Воображение и творчество в детские годы. – М, 1991. – С. 7). Опираясь на это положение и другие о сущности творчества, можно выделить две его основные формы – созидание и преобразование.

Исследователи детского художественного творчества (Н. А. Ветлугина, Т. С. Комарова, Н. П. Сакулина, Л. А. Парамонова и др.) рассматривают его специфику как в связи со зрелым искусством, так и в смысле педагогически обусловленного явления.

Н. П. Сакулина подчёркивала, что детское изобразительное творчество, при всём его своеобразии, развивается по закономерностям художественного, то есть зрелого искусства. Его специфику можно чётче выделить, опираясь на метод сопоставления с аналогичной деятельностью художника по ряду показателей.

Объективной основой художественного творчества является окружающий мир, воздействующий на эмоциональную сферу человека своими эстетическими качествами и свойствами: цветом, формой, звуками, пространственными особенностями и т. п.

Субъективной же основой является внутренний мир человека: его чувства, интересы, потребности, мысли.

Детское изобразительное творчество опирается на эти же основы (Л. С. Выготский, Е. И. Игнатьев, Г. В. Лабунская, Б. М. Неменский, Н. П. Сакулина, Е. А. Флёрина и др.). Все исследователи детского художественного творчества подчёркивают его реалистическую основу, так как процесс связан с отражением реального мира. Детское творчество – это своеобразная, самобытная сфера духовной жизни. В. А. Сухомлинский писал, что в детском творчестве (в условиях грамотного руководства) происходит самовыражение и самоутверждение ребёнка, ярко раскрывается его индивидуальность. В изображении любого содержания и характера (рисунок, лепка, аппликация) он рассказывает о себе, о том, что он видит и чувствует.

Следовательно, детское изобразительное творчество – это прежде всего деятельность самовыражения, что в большей степени роднит его с творчеством художника. Поэтому его характеризуют искренность, непосредственность, эмоциональность, оригинальность, выразительность. Дети, перенося образы окружающего мира в рисунок, пластические формы и пр., живут в мире красоты, в связи с чем продукты детского творчества отличаются ещё и яркостью, красочностью, декоративностью, оптимизмом, гуманизмом.

Динамика (этапы) творческого процесса детей дошкольного возраста своеобразна. Процесс детского творчества не очень развёрнут во времени. По мнению Л. С. Выготского, ребёнок «творит в один приём», давая быстрый разряд своим чувствам. Поэтому трудно определить чёткие границы между этапами возникновения замысла и его реализацией, особенно на первых порах освоения им деятельности, потому что они совмещены. Умение предварительно замысливать образ и дорабатывать его на этапе завершения формируется в процессе обучения под влиянием взрослых. В естественном развитии замысла такие этапы могут и не появиться в деятельности дошкольника. Таким образом, все этапы творческой деятельности ребёнка как бы «свёрнуты», сокращены по времени и педагогически организованы (Н. П. Сакулина, Н. А. Ветлугина и др.).

Исследования в области изобразительного творчества детей (Н. А. Ветлугина, Т. Г. Казакова, Т. С. Комарова, Г. В. Лабунская, Е. А. Флёрина и др.) показали, что для выражения своего отношения к изображаемому они пользуются теми же основными художественными средствами, что и зрелый мастер. Но их содержательность и осмысленность использования иная, чем у художника. Только к старшему дошкольному возрасту ребёнок в условиях специально организованной педагогической работы начинает понимать выразительные функции этих средств и осмысленно их использовать для достижения задуманного.

Конечным результатом деятельности художника является художественный образ. В детской деятельности художественные образы не могут быть созданы, так как у ребёнка «нет должного уровня качества восприятия, обобщения и владения художественными средствами» (Н. Ветлугина). Однако в дошкольном детстве он способен выражать своё отношение и изображать в художественно – образной форме поведение, характер, действия персонажей, т. е. он способен создавать выразительный образ. В силу того, что ребёнок уже начинает использовать для этого доступные ему художественные средства, результатом его творческой деятельности, как считает Н. П. Сакулина, является художественно-выразительный образ.

Исследователи детского изобразительного творчества подчёркивают, что дети в процессе деятельности делают множество открытий и порой создают интересные, оригинальные продукты в виде рисунка, пластического образа, конструкции и т. п. Но эта новизна открытий и продукта субъективна. Однако субъективная новизна открытий и продукта его творческой деятельности психологически эквивалентна объективной новизне продукта аналогичной деятельности зрелого человека. В своих исследованиях отечественные психологи (Л. С. Выготский, Г. Г. Кравцов, В. Т. Кудрявцев, В. Синельников и др.) обосновывают эту позицию. Г. Г. Кравцов пишет: «…есть основание говорить о творчестве в дошкольном возрасте в самом полновесном значении понятия» (Творчество и личность в дошкольном возрасте // Творчество и педагогика: Материалы Всесоюзной науч. – практ. конф. Секция V. Детское творчество. – М., 1988. – С. 26). Автор рассматривает творчество в тесной связи с развитием личности ребёнка. «Понятие творчества оказывается отнесённым не столько к внешним предметным результатам творческих актов, сколько к внутреннему самоизменению творящего субъекта» (Там же, С. 26).

Объективная значимость детского творчества заключается в том, что в процессе художественно – творческой деятельности ребёнок познаёт окружающий мир, себя и развивается как личность.

Одной из существенных особенностей творчества является сосредоточие многих психических сил, что подчёркивает его индивидуально – личностный характер. Это восприятие, образные представления, воображение, образное мышление, эмоции, чувства. Эти психические силы, как внутренние силы творчества, отличаются в дошкольном возрасте известным своеобразием. С одной стороны, они уже «включены» в творческий процесс, а с другой – они развиваются в нём. Конечно, как подчёркивает Н. А. Ветлугина, у детей нет ещё той глубины, концентрации, той длительности всех психических сил, направленных на реализацию задуманного, которыми они характеризуются у художника. Но все психические процессы уже достаточно дифференцированы по своему содержанию, характеру, силе. Как подчёркивает Т. С. Комарова, эти психические процессы лежат в основе развития творческих способностей ко всем видам эстетической деятельности (О синтезе искусств // Дошкольное воспитание. – 1995. - № 5).

Итак, краткий сравнительный анализ художественно – творческой деятельности зрелого мастера и детей показал сопрягающие их моменты, а именно: единые основы (объективная и субъективная), сходство этапов деятельности, выразительного языка, а также основных внутренних сил творчества (психических процессов). Всё это подчёркивает, что творчество дошкольников является первоначальной ступенью развития собственно творчества, оно специфично, в силу чего называется детское творчество.

Вопрос об истоках художественного творчества изучался многими исследователями (П. Блонский, А. Леонтьев, М. Марков, Н. Ветлугина и др.).

Большинство авторов пришли к единому мнению, что онтогенетической основой художественного творчества является детская игра. Так, П. Блонский все игры ребёнка по существу относит к искусству.

А. Леонтьев выделяет среди игр ребёнка так называемые «рубежные игры», которые переходят в другие различные виды деятельности. В отличие от обычных сюжетно – ролевых игр, в основе «рубежных» игр лежит иной мотив, а именно, направленность на конечный результат. Эти игры приобретают характер «предэстетической деятельности». Например, игры – драматизации, конструктивные игры. В ходе их ребёнок стремится создать определёнными средствами определённый образ.

М. Марков пытается найти генетическую основу одновременно двух видов эстетической деятельности: художественного восприятия и творчества. По мнению автора, основой творчества является игра. Творчество сходно с игрой по двум показателям: по мотиву (важен процесс, а не результат), и по объективному значению (направленность на активное освоение действительности).

Однако Н. А. Ветлугина, соглашаясь с такими показателями сходства игры и творчества, считает, что мотивы у них разные. С одной стороны, ребёнок наслаждается творческой деятельностью (процессом), а с другой – стремится уже к определённому результату. Продуктивная деятельность ребёнка опирается на мотив достижения. Н. А. Ветлугина, проведя теоретический анализ исследований, делает вывод, что в истоках художественного творчества лежит не только игра «рубежного» (предэстетического) характера, но и самостоятельное сенсорное освоение детьми качеств и свойств окружающего мира (таких, как форма, цвет, звук, пропорции и т. п.), которые они готовы без конца варьировать, видоизменять и комбинировать.

Таким образом, в онтогенетической основе художественной деятельности соседствуют два начала: игровое и художественное, выступающие то ярче, то слабее, в зависимости от обстоятельств объективного (например, различные виды художественной деятельности) и субъективного характера (например, индивидуальные особенности ребёнка) (Художественное творчество и ребёнок / Под ред. Н. А. Ветлугиной. – М., 1972. С. 20 - 22).

Этапы творческого процесса в изобразительной деятельности

По мнению многих авторов, возникновение творческого начала в детской художественной практике носит такой же поэтапный характер, как и процесс творчества у мастеров искусства. В связи с этим положением были даны характеристики этапов детского художественного творчества и педагогической деятельности на каждом из них.

На первом этапе, который, по сути, ещё не является этапом творческой деятельности, основная задача – учить ребёнка прежде всего образному видению окружающего, под которым понимается эстетический характер восприятия. В дошкольном образовательном учреждении ребёнка знакомят с достаточно широким кругом природных и социальных явлений, являющимися источником его творчества. Отбор наблюдаемых явлений опирается на реальные возможности их отражения в изобразительной деятельности детей, уровень владения ими изобразительно – выразительными средствами.

Эстетическое восприятие дошкольников отличается рядом определённых качеств, учёт которых важен для развития их творчества в процессе изобразительной деятельности.

Оно должно быть:

целостным, т. е. ребёнок должен наблюдать явление в его многообразных связях с другими объектами и явлениями;

дифференцированным: для наблюдения выделяются отдельные конкретные качества объектов (цвет, форма, звук, пространственное расположение и пр.);

– воспринимаемые объекты должны нести в себе элементы вариативности, что помогает развитию комбинаторных способностей детей. При этом в процессе наблюдений необходимо стимулировать их не на простое созерцание окружающего, а на поиск способа его преобразования.

На этом этапе формирования замысла особую роль играет искусство, активно побуждающее детей к сопереживанию яркими, эмоционально насыщенными образами, к поиску и внесению творческих элементов в процессе их воплощения в изображении.

Таким образом, данный этап формирования детского художественного творчества – это предэтап собственной изобразительной деятельности ребёнка, основная цель которого – формирование «насмотренности» (Б. П. Юсов), «питание» его памяти яркими образными представлениями.

Второй этап – это уже собственно процесс детского творчества, связанный с возникновением замысла, поиском художественно – выразительных средств и воплощением задуманного. При этом нужно помнить, что способность ребёнка к предварительному замысливанию формируется постепенно в процессе специально организованной деятельности, а сам замысел формируется и реализуется в процессе его воплощения.


Сейчас читают про: