МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Филиал
Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения
высшего профессионального образования
«Российский государственный гуманитарный университет»
в г. Всеволожск
(Филиал РГГУ в г. ВСЕВОЛОЖСК)
Кафедра экономико-управленческих и правовых дисциплин
Микроэкономика
Часть 2.
Учебно-методический комплекс
для бакалавриата по направлению 081100 Экономика
(профиль Финансы и кредит)
Всеволожск 2011
Микроэкономика (Часть 2)
Учебно-методический комплекс
Составитель:
Канд.экон.наук Д.А. Каражакова
Ответственный редактор
Учебно-методический комплекс утвержден
на заседании кафедры ГиСЭД
протокол № от
Аннотация программы
«Микроэкономика» является дисциплиной профессионального цикла подготовки студентов по направлению «Экономика». Дисциплина реализуется на экономическом факультете кафедрой экономических теорий.
Микроэкономика как составная часть экономической теории изучает поведение и механизм принятия решений отдельными экономическими субъектами (индивидами, домашними хозяйствами, предприятиями, организациями, то есть микросистемами), стремящимися к достижению целей в условиях ограниченности ресурсов.
|
|
Центром изучения микроэкономики является поведение потребителя и производителя и его оптимизация, рыночный спрос и предложение, цены товаров, распределение ресурсов по альтернативным направлениям их использования, равновесие рынка и т.п.
Программой предусмотрены следующие виды контроля: текущий контроль успеваемости в форме контрольной работы, промежуточный контроль в форме экзамена.
Дисциплина направлена на формирование у выпускника компетенций ОК -14, ОК - 13, ПК - 1, ПК -2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-8, ПК-9, ПК-14, ПК-15.
Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет 3 зачетные единицы (108 часов).
Программой дисциплины предусмотрены лекционные занятия в
количестве 10 часов, самостоятельная работа студента 98 часов.
Пояснительная записка
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Микроэкономика часть 2» предназначен для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по направлению подготовки 080100 «Экономика». Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по данному направлению, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 21 декабря 2009 года № 747.
Учебная дисциплина «Микроэкономика» является общепрофессиональной, устанавливающей базовые знания для освоения специальных экономических дисциплин.
|
|
При реализации рабочей программы учебной дисциплины преподаватель в зависимости от специфики подготовки студентов может вносить дополнения и изменения в содержание, последовательность изучения учебного материала и распределение учебных часов по темам, а также практических занятий при условии выполнения требований к уровню подготовки.
Дисциплина «Микроэкономика» базируется на знаниях, умениях и навыках, полученных студентами в средней школе при изучении социально- экономических, общественных, математических и гуманитарных дисциплин, таких как «Обществознание», «Основы экономика», «Математика».
При освоении дисциплины обращается внимание студентов на прикладной характер, на то, где и когда изучаемые теоретические положения и практические навыки могут быть использованы в будущей практической деятельности.
Изучение материала ведется в форме, доступной пониманию студентов. В процессе обучения используются: лекционно-семинарские занятия, деловые игры; разбор производственных ситуаций, проводятся дискуссии по актуальным проблемам рыночной экономики; работа с методическими и справочными материалами; применяются технические средства обучения и вычислительная техника, проектор
Цель дисциплины «Микроэкономика часть 2» - формирование рефлексивного системного экономического мышления для понимания экономической логики законов общества, процессов и явлений, протекающих на всех уровнях, с возможностью применения на практике знаний в любой экономической системе.
Задачи дисциплины «Микроэкономика часть 2»:
1. формировать у студентов понимание экономических законов жизни современного общества, причин, порождающих различные тенденции в развитии рыночной экономики, а также важнейших механизмов ее регулирования;
2. разъяснить содержание основных социально-экономических ролей рыночной экономики (наемного работника, предпринимателя, государственного чиновника); объяснить причины конфликтов между ними и механизмы их разрешения;
3. научить решать экономические задачи и проблемные ситуации;
4. способствовать освоению «экономического» языка и «экономической» логики.
5. иметь представление об особенностях экономических процессов и явлений на микроуровне.
В результате изучения дисциплины специалист должен знать:
· основные экономические определения;
· основные экономические законы;
· основные экономические показатели, характеризующие работу предприятий (фирм) и методику их расчета;
· механизмы ценообразования;
· формы оплаты труда в современных условиях;
· состав основных и оборотных средств предприятий (фирм), посреднических организаций;
уметь:
· разбирать ситуационные задачи;
· выдвигать гипотезы, идеи решения нестандартных ситуаций (ситуаций без решения);
· использовать в работе экономическую, нормативную документацию и справочный материал.
Дисциплина «Микроэкономика часть 2» должна участвовать в формировании следующих компетенций:
общекультурными компетенциями (ОК):
· способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем (ОК-4);
· владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией, способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК- 13);
расчетно-экономическая деятельность:
· способен собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально- экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-1);
|
|
· способен на основе типовых методик и действующей нормативно- правовой базы рассчитать экономические и социально- экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов, (ПК-2);
аналитическая, научно-исследовательская деятельность:
· способен выполнять необходимые для составления экономических разделов планов расчеты, обосновывать их и представлять результаты работы в соответствии с принятыми в организации стандартами (ПК3);
· способен осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач (ПК-4);
· способен выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы (ПК-5);
· способен на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты (ПК-6);
· способен анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально- экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей (ПК-8);
· способен, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет (ПК-9);
педагогическая деятельность:
· способен преподавать экономические дисциплины в образовательных учреждениях различного уровня, используя существующие программы и учебно-методические материалы (ПК-14);
· способен принять участие в совершенствовании и разработке учебно-методического обеспечения экономических дисциплин (ПК-15).
Общая трудоёмкость освоения дисциплины для студентов заочной формы обучения составляет 3 зачётные единицы (108 часов), из них: 10 часов – лекции, 98 часов - самостоятельная работа.