Предпосылки политической раздробленности Древнерусского государства (12 в.)

Одной из причин феодальной раздробленности в Древнерусском государстве явилось изменение порядка наследования. С другой стороны, к XII в. местные князья стали достаточно самостоятельными и могли обходиться без помощи великого князя в борьбе с соседями и решении внутренних проблем. Просторы страны расширились, и великий князь не всегда мог помочь своим окраинным вассалам. Натуральное хозяйство давало возможность обеспечить себя всем необходимым даже в рамках маленького княжества. Процесс выделения удельных княжеств начался еще в период расцвета Древнерусского государства, в результате чего Древняя Русь распалась на полтора десятка самостоятельных княжеств.

5.Владимиро-Суздальское и Галицко- Волынское княжества. Общественный строй, политическая система, право. (12-14 в.в).

Владимиро-Суздальской земли.

После того как началось дробление земель на Руси, стали четко определятся стремления к единству русских князей. Все это было связанно с нарушением престолонаследования. Это явление считается закономерным этапом в развитии средневекового общества. Дробление было вызвано дальнейшей феодализацией на Руси, социально-экономическим развитием на местах. В конце XII века определилась временная победа власти великого князя Владимиро-Суздальского, как государства с раннефеодальной монархией, а после ставшая ядром будущего государства. В княжестве в то время возникали большие экономические области, они преодолели замкнутость в феодальном натуральном хозяйстве, между городом и селом установились тесные экономические связи. Другие же княжества, которые присутствовали, еще не достигли такого развития, которое могло бы остановить дробления древнерусских государств, хотя это было закономерным явлением. Великий князь в своем управлении полностью полагался на свою дружину, при ее помощи возросло могущество княжества, они входили в совет при князе, а также представители духовенства и наместники-дружинники, которые были городскими. Феодальная структура никак не отличалась от киевской структуры, в княжестве появились новые феодалы – дети боярские, а «дворяне» - в XII веке. В экономическом, так и в политическом отношении княжество уже было мощно развитым русским государством. Юрий Долгорукий, сын Владимира Мономаха, достиг долгожданной независимости от киевских князей, за что и получил свое прозвище, стремился присоединить новые земли к территории своего княжества. Именно он преобразил новую столицу княжества - город Владимир, а его сын Андрей Боголюбский - стал продолжать отцовскую политику. Князь Юрий дважды сидел на киевском престоле. Сын Юрия Андрей, тоже пытал надежды к киевскому престолу, и в свою очередь перенес столицу во Владимир. Князь Всеволод, сделал княжество более могучим, и процветающим и только после его смерти над русскими землями была установлена власть татаро-монгольских ханов. Он же стал и основателем будущего центра Российского государства - Москвы. Развивая экономику, князи получили возможность - закреплять свои позиции не только внутри княжества, но и жесткого укрепления своей власти, а также постоянно вели борьбу с боярами, потому что те в свою очередь были заинтересованы в процветании собственных земель, но никак не заботились о государстве. Отношения между удельными князьями и великим князем складывались на принципах сюзеренитета-вассалитета и через некоторое время они мало зависели от него, но некоторые пытались называть себя "великими князьями", но все-таки верховной властью был князь Владимирский. Он был распорядителем земель, верховным сюзереном территорий государства он обладал законодательной, исполнительной, судовой властью, а также в его распоряжении была церковь. В чрезвычайных случаях князь созывал феодальные съезды, когда обострялись внутриполитические и внешнеполитические обстоятельства. И только в этот период развивается система дворцово-вотчинного управления, а также система дворцовых органов. Управлением на местах занимались наместники воители, представители великокняжеской власти они имели право управления, и суда над подвластным населением с которых они собирали налоги - "корма", отсюда и система под названием "кормление". Крестьян обложили оброками, что приводило к потери их хозяйства и превращение в бесплатных рабов для панства. Система права была представлена источниками светского права и церковных источников. "Русская правда" во Владимиро-Суздальском княжестве распространялась по всей ее территории.

Галицко-Волынской земли.

Галицко-Волынское княжество в значительной мере сохраняло черты общественного и государственного устройства, присущих Древнерусском государстве. Вместе общественная и государственная организация княжества, вследствие влияния соседних государств средневековой Европы, имела свои особенности.Мощной экономической и политической основой феодального класса на Галичине была многочисленная группа боярской аристократы ("мужи галицкие"), которая владела крупными земельными латифундиями, значительным количеством сел и городов. Бояре заметно влияли на внутреннюю и внешнюю политику государства. "Мужи галицкие" поддерживали княжескую власть настолько, насколько она отвечала интересам феодальной верхушки. Они активно противодействовали попыткам ограничить их полномочия в пользу великого князя или городов, развивались.К господствующего класса принадлежали также служилые феодалы, экономически и политически зависели от великого князя или влиятельных бояр. Землевладельцами они становились благодаря княжеским пожалованием за военную службу, хотя не гнушались и возможностью самостоятельно захватить общинные земли. Галицкое боярство также раздавало им собственные земли, чтобы завоевать расположение мелких феодалов и использовать их как опору в противостоянии князю.К классу феодалов примыкала верхушка духовенства. Церковь, как и во времена Киевской Руси, была мощным землевладельцем и имела немалое влияние на социально-политическую жизнь общества.Крестьяне составляли основную массу населения. Подавляющее большинство (смерды) была лично свободной, имела собственное хозяйство. Холопство в Галицко-Волынском княжестве не очень распространилось. Выгоднее было сажать невольников на землю; затем постепенно холопы слились с крестьянством, которое платило налоги и несло воинскую повинность в пользу великого князя. Рост боярского землевладения усиливало зависимость крестьян от феодалов. За пользование землей они должны были платить ренту землевладельцу и выполнять различные повинности.Среди важных особенностей социально-политического развития Галицко-Волынской земли следует назвать наличие тесных экономических и торговых связей с европейскими государствами, что способствовало бурному развитию городов. Города, где насчитывалось более восьмидесяти, были административными, торгово-ремесленными и культурно-религиозными центрами. им принадлежала важная роль в политической жизни государства. Социальный состав городского населения был неоднородным.

6.Новгородская и Псковская республики. Общественный строй, государственный строй, право. (12-14 в.в).

Новгородско-Псковская земля была расположена на северо-западе Руси. Новгород-наикрупнейший город древности, торговый и ремесленный центр, стоял на обычных торговых путях связывавших Балтийское море с Черным и Каспийским. На местности Новгорода появилось одно из первых стран восточных славян-Славия. Его обьединение с Киевом положило начало созданию Древнерусского страны.Не считая земледелия на Новгородской земле огромное развитие получили охота, рыболовство, ремесленность и в особенности торговля. Своеобразие Новгородского Боярства-владение не лишь землей,но и тесная связь с торговлей и Ростовщичеством. С широких колониальных владений Новгород получал дань.Новгород поддерживал торговые дела со многими странами. Новгород практически не пострадал от нашествия монголо - татар, но все же платил дань.Новгородские Князья одерживали крупные военные победы (на Неве,Чудском озере). старый Новгород-центр культуры и искусства, развития письменности. До начала 12 века Новгородская земля-часть Киевского страны. В 1136 г. Бояре после восстания низов против княжеской власти захватили власть и Установили свое политическое господство. С этого момента Новгород стал феодальной республикой-до конца 15 века. Псковская земля входила в состав Новгородского страны до сер.14 В. В 1348 г. Псков выделился в самостоятельную феодальную республику, как большой Торговый и ремесленный центр. монумент права - Псковская судная грамота. Господствующий класс в старом Новгороде - феодалы, крупные землевладельцы. Главные источники их доходов - торговля, ремесло, дань с зависимых земель. Княжеского домена не сложилось,не получило развития землевладение княжеских дружинников. Крупными землевладельцами стали – Новгородский владыка,высшее духовенство, монастыри, церкви. Не считая того церковь обьявила себя покровительницей торговли.(Купеческий трибунал при церкви, образцы мер и весов). Духовенство имело право на десятину. Другой группой господствующего класса были – житьи люди - средние феодалы. Маленькие феодалы - своеземцы,обрабатывали землю своим трудом. Основное популяция-купцы. Ремесленники (наистарейших, молодших либо темных). Новгородское вече- форма народного роли в управлении государством. В Новгороде частенько появлялись воруженные конфликты на классовой почве. Фермеры Новгородской земли делились на отбывающих повинность в пользу господина “Великого Новгорода”(смерды) и на находящихся под властью отдельных землевладельцев. ИЗОРНИКИ-пашенные фермеры,отдавали половину урожая. ОГОРОДНИКИ-платили оброк с огорода. ПОЛОВНИКИ КОЧЕТНИКИ-оброк с рыболовства фермеры имели право перейти к другому господину один раз в году. Были и бесправные фермеры- закладники холопы (рабы). Государственный строй Новгорода, а потом и Пскова определен как Феодальная (Боярская) республика. Новгород не лишь столица земли Новгородской, но и олицетворение страны, носитель государственного суверенитета “Господин “Великий Новгород”.Через Вече Боярство проводило свою политику, используя экономическую зависимость остальных обитателей. Настоящая власть принадлежала боярскому совету (“ОСПОДЕ”) Возглавлял совет “ВЛАДЫКА” - архиепископ Софийского собора, имел свой вооруженный отряд. Князья приглашались после обсуждения их кандидатур на боярском совете и утверждения на вечевом собрании. Князья подписывали контракт на свое княжение. Боярский совет зорко смотрел за тем, чтоб власть князя была ограниченной. Князь был принципиальной политической фигурой на нем лежала задачка защиты от внешних противников.Он возглавлял свою военную дружину и совместно с ПОСАДСКИМ и ТЫСЯЦКИМ стоял во главе всех вооруженных сил Новгородцев. Князь также выполнял судебную и административую функции. За свою деятельность Князь получал “дар” с новгородских волостей. Важнейшую роль в политической жизни Новгорода игрался архиепископ (владыка). Он являлся главой Новгородской церкви,Софийского собора.Ему принадлежал церковный трибунал. Архиепископ председательствовал на заседаниях совета, представлял Новгород во внешних сношениях, скреплял собственной печатью договоры и грамоты Новгорода. При архиепископе состояла военная дружина. основное различие организации Новгородской администрации от остальных стран старой Руси заключалось в том, что во главе управления стоял ПОСАДНИК- принципиальная Фигура того времени,. наряду с Князем он исполнял все важнейшие задачки и осуществлял контроль за деятельностью князя. Отставной ПОСАДНИК именовался “Старый” и входил в состав боярского совета. Вторым по значимости должностным лицом в Новгороде был ТЫСЯЦКИЙ. Он ведал торговлей и судам по торговым тяжбам и помогал ПОСАДНИКУ. За свою службу ПОСАДНИК и ТЫСЯЦКИЙ получали право сбора в свою пользу определенных повинностей. Управление Новгородом строилось следующим образом: город делился на пять “концов” (Плотницкий, Словенский, Загородский, Неревский, Гончарский).Концы разделялись на “сотни”(всего их было 10), “сотни” на “Улицы”.У каждого “конца” был свой предводитель “Кончанский”, который председательствовал на собственном ВЕЧЕ. Предводитель заведовал не единолично,а с помощью коллегии авторитетных обывателей.“Сотни” были сразу и административными и военными единицами. Сотники делали полицейские и судебные функции. Территория Новгородского гос-ва делилась на пять частей – “пятин”,которые подчиня-лись одному из “концов” Новгорода.“Пятины” делились на “волости”,а “волости” на “погосты”.В крупные города посылались наместники Новгорода (к примеру в Псков).особых судебных органов в Новгородской области не было. трибунал не был разделен от администрации. Все должностные лица участвовали в судопроиз-водстве.Трибунал “Иванского ста” разглядывал дела связанные с “обмериванием” и “обвешиванием”, касавшиеся всего купечества Новгорода. Псковская судная грамота упоминает “брачину”- сословный купеческий орган для разбора исков по торговым делам. огромное значение имел трибунал Новгородского Архиепископа- разглядывал тяжбы по совестным делам – преступления против церкви,религии,семьи,нравственности и др. Архиепископу было подсудно духовенство.“Владыка” участвовал и в светских судах по более опасным преступлениям. Изюминка-право на пересуд. Вооруженные силы- княжеская дружина,владычный полк,городское ополчение.

7.Золотая Орда. Общественный строй, государственный строй, отношения с Русью, право.(13-15 в.в).

Общественный строй Золотой Орды

Социальная структура Золотой Орды была сложной и отражала пестрый классовый и национальный состав этого разбойничьего государства. Четкой сословной организации общества, подобной той, что существовала на Руси и в западноевропейских феодальных государствах и в основе которой лежала иерархическая феодальная собственность на землю, здесь не было.

Статус подданного Золотой Орды зависел от происхождения, заслуг перед ханом и его родом, от должности в военно-административном аппарате.

В военно-феодальной иерархии Золотой Орды господствующее положение занимал аристократический род потомков Чингисхана и его сына Джучи. Этот многочисленный род владел всей землей государства, ему принадлежали огромные стада, дворцы, множество слуг и рабов, неисчислимые богатства, военная добыча, государственная казна и т.д.

Хан имел самый богатый и большой улус типа домена. Джучиды имели преимущественное право на занятие высших государственных постов. В русских источниках их называли царевичами. Им присваивались государственные и военные титулы и звания.

Следующую ступень в военно-феодальной иерархии Золотой Орды занимали нойоны (в восточных источниках — беки). Не являясь членами рода Джучидов, они, тем не менее вели свои родословные от сподвижников Чингисхана и их сыновей. Нойоны имели множество слуг и зависимых людей, огромные стада. Они часто назначались ханами на ответственные военные и государственные должности: даругов, темников, тысячников, баскаков и др. Они награждались тарханными грамотами, освобождавшими от различных повинностей и обязанностей. Знаками их власти являлись ярлыки и пайцзы.

Особое место в иерархической структуре Золотой Орды занимали многочисленные нукеры — дружинники крупных феодалов. Они или находились в свите своих сеньоров, или занимали средние и низшие военно-административные должности — сотников, десятников и др. Эти должности позволяли извлекать значительные доходы с населения тех территорий, где были размещены или куда направлялись соответствующие воинские подразделения или где нукеры занимали административные должности.

Из среды нукеров и других привилегированных людей в Золотой Орде выдвинулся небольшой слой тарханов, получивших от хана или его высших должностных лиц тарханные грамоты, в которых их обладателям предоставлялись различные привилегии.

К господствующим классам относились также и многочисленно духовенство, прежде всего мусульманское, купцы и богатые ремесленники местные феодалы, родовые и племенные старейшины и вожди, крупные землевладельцы в оседлых земледельческих районах Средней Азии, Поволжья, Кавказа и Крыма.

Крестьянство земледельческих районов, городские ремесленники, слуг находились в различной степени зависимости от государства и феодальных владык. Основную массу трудящихся в степях и предгорьях Золотой Орды составляли карачу — кочевники-скотоводы. Они входили в роды и племена, вынуждены были беспрекословно подчиняться родовым и племенным старейшинам и вождям, а также представителям военно-административной власти Орды. Выполняя все хозяйственные обязанности, карачу вместе тем должны были служить в войске.

В земледельческих районах Орды трудились феодально-зависимые крестьяне. Одни из них — сабанчи — жили сельскими общинами и обрабатывал помимо выделенных для них участков земли феодалов, несли натуральные другие повинности. Другие — уртакчи (издольщики) — кабальные люди обрабатывали землю государства и местных феодалов за половину урожая, несли другие повинности.

В городах трудились ремесленники, согнанные из завоеванных стран. Многие из них находились на положении рабов или зависимых от хана и других владык людей. Мелкие торговцы, слуги также зависели от произвола властей и своих господ. Даже состоятельные купцы и самостоятельные ремесленник уплачивали городским властям подати и несли различные повинности.

Довольно распространенным явлением в Золотой Орде было рабство. Рабами становились, прежде всего, пленники и жители завоеванных земель. Рабы использовались в ремесленном производстве, строительстве, в качестве слуг феодалов. Много рабов продавалось в страны Востока. Однако большинство рабов как в городах, так и в сельском хозяйстве через одно-два поколения становились феодально-зависимыми или получали свободу.

Золотая Орда не оставалась неизменной, многое заимствовалось у мусульманского Востока: ремесла, архитектура, баня, изразцы, орнаментальный декор, расписная посуда, персидские стихи, арабская геометрия и астролябия, нравы и вкусы, более изощренные, чем у простых кочевников.

Имея широкие связи с Анатолией, Сирией и Египтом, Орда пополняла тюркскими и кавказскими рабами армию мамлюкских султанов Египта, ордынская культура приобрела определенный мусульманско-средниземноморский отпечаток.

Ислам стал государственной религией в Золотой Орде к1320 г., но, в отличие от других исламских государств, это не привело к тотальной исламизации ее общества, государственных и правовых институтов. Особенностью судебной системы Золотой Орды, во-первых, стало упомянутое выше сосуществование институтов традиционной монгольской юстиции — судов-дзаргу и мусульманского суда кади; при этом никакого конфликта, казалось бы, несовместимых правовых систем не наблюдалось: представители каждой из них рассматривали дела, отнесенные к их исключительному ведению.

Государственный строй Золотой Орды

Золотая Орда была феодальным государством развитого средневековья. Высшая власть в стране принадлежала хану, и этот титул главы государства в истории всего татарского народа связан главным образом с периодом Золотой Орды. Если всей Монгольской империей правила династия Чингисхана (чингизиды), то Золотой Ордой – династия его старшего сына Джучи (джучиды). В 60-х годах XIII века империя разделилась фактически на независимые государства, но юридически они считались улусами Чингисхана.

Поэтому система управления государством, заложенная еще при нем, практически оставалась до конца существования этих государств. Более того, эта традиция продолжалась в политической и социально-экономической жизни тех татарских ханств, которые образовались после падения Золотой Орды. Естественно, какие-то преобразования, реформы проводились, появились некоторые новые государственные и военные должности, но вся государственная и общественная система в целом осталась стабильной.[1]

При хане имелся диван – государственный совет, состоявший из членов царственной династии (огланы-царевичи, братья или другие мужские родственники хана), крупных феодалов-князей, высшего духовенства, больших военачальников. Крупные феодалы-князья – это нойоны для раннего монгольского периода времен Бату и Берке, а для мусульманской, татаро-кипчакской эпохи Узбека и его преемников – эмиры и беки. Позднее, уже к концу XIV века, появляются весьма влиятельные и могущественные беки с названием «карача-би» из крупнейших родов Ширин, Барын, Аргын, Кипчак (эти знатные фамилии являлись также высшей феодально-княжеской элитой практически всех татарских ханств, возникших после распада Золотой Орды).

При диване была также должность битикчи (писец), являвшегося в сущности госсекретарем, располагавшим значительной властью в стране. К нему относились с уважением даже крупные феодалы и военачальники.

Ярлык – это ханская грамота или указ, дающий право на государственное управление на отдельных улусах Золотой Орды или подчиненных ей государствах (например, ярлыки на княжение русским князьям), на право ведений дипломатических миссий, других ответственных государственных дел за рубежом и внутри страны и, конечно, на право землевладения феодалами различных рангов.

Помимо ярлыков, существовала система выдачи так называемых пайцзов. Пайцза – это золотая, серебряная, бронзовая, чугунная, а то и просто деревянная дощечка, выдаваемая также от имени хана в качестве своеобразного мандата. Человеку, предъявлявшему на местах такой мандат, предоставляли необходимые услуги при его передвижениях и поездках – провожатых, лошадей, повозки, помещения, пропитание. Само собой разумеется, золотую пайцзу получало лицо, более высокое по своему положению в обществе, деревянную – более простое.

В Улусе Джучи была особая должность войскового букаула, занимавшегося распределением войск, отправлением отрядов; он же отвечал за войсковое содержание и довольствие. Букаулу подчинялись даже улусные эмиры – в военное время темники. Кроме главного букаула, были букаулы отдельных областей.

Священнослужители и в целом представители духовенства в Золотой Орде, по записям ярлыков и арабо-персидской исторической географии, были представлены такими лицами: муфтий – глава духовенства; шейх – духовный вождь и наставник, аксакал; суфи – набожный, благочестивый, свободный от дурных поступков человек или аскет; кадий – судья, решающий дела по шариату, т.е. по своду мусульманских законов.

Большую роль в политической и социальной жизни Золотоордынского государства сыграли баскаки и дарухачи (даруха). Первые из них были военными представителями власти, военной охраной, вторые – гражданскими лицами с обязанностями наместника или управляющего, одной из основных функций которых был контроль за сбором дани. Должность баскака была упразднена в начале XIV века, а дарухачи в качестве наместников центральной власти или глав администраций областей-даруг существовали еще в период Казанского ханства.

При баскаке или при дарухаче была должность данщика, т. е. их помощника по сбору дани – ясака. Он был своего рода битикчи (секретарем) по ясачным делам.

В системе государственных чиновников был целый ряд других должностных лиц, которые известны в основном по ханским ярлыкам. Это: «илче» (посланник), «тамгачы» (таможенник), «тартанакчы» (сборщик подати или весовщик), «тоткаул» (застава), «караул» (дозор), «ямчы» (почтовой), «кошчы» (сокольник), «барсчы» (барсник), «кимэче» (ладейщик или корабельщик), «базар да торганлар» (блюстители порядка на базаре). Эти должности известны по ярлыкам Тохтамыша 1391 года и Тимур-Кутлука 1398 года.

То же самое можно сказать и о различных видах повинностей, которые взимались с кочевого и оседлого населения, а также о разнообразных пограничных пошлинах: «салыг» (подушная подать), «калан» (оброк), «ясак» (дань), «хэраж» («харадж» – слово арабское, означающее 10-процентный налог с мусульманских народов), «бурыч» (долг, недоимка), «чыгыш» (выход, расход), «ындыр хакы» (плата за гумно), «амбар малы» (амбарная пошлина), «бурла тамгасы» (житная тамга), «юл хакы» (дорожная плата), «карауллык» (плата за караул), «тартанак» (весовая, а также налог с ввоза и вывоза), «тамга» (тамговая пошлина).

Расцвет ордынского государства ознаменовался самыми высокими в тогдашней Европе уровнем и качеством жизни. Взлет пришелся практически на время правления одного властителя — Узбека (1312 — 1342). Государство взяло на себя обязанность защищать жизнь своих граждан, вершить суд, организовывать общественную, культурную и экономическую жизнь.

Все это свидетельствует о слаженном государственном механизме Золотой Орды со всеми атрибутами, которые необходимы для существования и развития крупного средневекового государства: органами центрального и местного управления, судебной и налоговой системой, таможенной службой и сильной армией.

Источники права Золотой Орды

Главным источником права в Монгольской империи и государствах Чингизидов были так называемые ясы (законы) Чингисхана (в совокупности именовавшиеся Великой Ясой) и его преемников — великих ханов. Великая Яса, основателя империи и ясы его преемников, составляли главный источник права для всех органов, осуществлявших правосудие, включая и хана. Иные источники не должны были противоречить ясам.

Великая Яса Чингисхана, составленная в 1206 г. в качестве назидания его преемникам, состояла из 33 фрагментов и 13 изречений самого хана. Яса содержала главным образом правила военной организации монгольского войска и нормы уголовного права. Она отличалась беспримерной жестокостью наказаний не только за преступления, но и за проступки.

Другой важный источник — ярлыки самих ханов. Ярлыком назывался любой документ, издававшийся от имени верховного правителя — хана и обладавший определенными признаками (имел определенную структуру, снабжался алой печатью — тамгой, адресовался лицам, стоявшим по положению ниже издавшего его лица, и т.д.). Устные и письменные распоряжения и предписания ханов являлись для подданных, в том числе для феодальной знати, высшим законом, подлежащим немедленному и беспрекословному исполнению. Они применялись в практике государственных органов Золотой Орды и высших должностных лиц государства.

Монголо-татарское нашествие и иго Золотой Орды, последовавшее за нашествием, сыграло огромную роль в истории нашей страны. Ведь владычество кочевников продолжалось почти два с половиной столетия и за это время иго сумело положить существенный отпечаток на судьбу русского народа.

Монголо-татарские завоевания привело к значительному ухудшению международного положения русских княжеств. Древние торговые и культурные связи с соседними государствами были насильственно разорваны. Нашествие нанесло сильный разрушительный удар культуре русских княжеств. В огне монголо-татарских нашествий погибли многочисленные памятники, иконописи и архитектуры.

В то время как западноевропейские государства, не подвергшиеся нападению, постепенно переходили от феодализма к капитализму, Русь, растерзанная завоевателями сохранила феодальное хозяйство.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: