Основные итоги выполнения ГПИР 2007-2010г.г

В 2010 году завершилась реализация Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 2007–2010 годы, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 26 марта 2007 г. № 136 (далее — Государственная программа).

В 2010 г. в процессе реализации проектов Государственной программы участвовали 35 государственных заказчиков, включая республиканские органы государственного управления и иные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, облисполкомы, Минский горисполком, НАН Беларуси, Администрацию парка высоких технологий.

В целом в рамках выполнения мероприятий Государственной программы в 2007 – 2010 годы введено в эксплуатацию 985 производств, из них на проектную мощность выведено 589.

Обеспечено освоение и выпуск новой продукции по 98 заданиям государственных научно-технических программ.

Для обеспечения благоприятной для инновационной деятельности институционально-правовой среды в республике продолжено совершенствование организационной и нормативной правовой базы инновационной и управленческой деятельности, формировались новые инновационные структуры, осуществлялась системная подготовка кадров для инновационной деятельности, развивалось международное сотрудничество, государством оказывалась поддержка важнейших (приоритетных) научных и научно-технических направлений.

В реализации мероприятий по достижению целевых параметров инновационного развития республики Государственной программы в 2010 г. принимали участие 25 республиканских органов государственного управления и иных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, облисполкомы, Минский горисполком, НАН Беларуси, а также Академия управления при Президенте Республики Беларусь. Запланированные к выполнению 58 мероприятий полностью завершены (в 2010 г. выполнялись 26 мероприятий).

В 2010 г. выполнены следующие мероприятия:

– принято более 15 нормативных правовых актов, направленных на формирование благоприятной для инновационного развития среды, создание механизмов мотивации и стимулирования инновационной деятельности, развитие финансовой инфраструктуры;

– продолжена работа по формированию и совершенствованию инфраструктуры развития и поддержки малого предпринимательства, включающей на 1 января 2011 г. 53 центра поддержки предпринимательства и 10 инкубаторов малого предпринимательства. На площадях инкубаторов размещалось 303 субъекта малого предпринимательства с общей численностью персонала 2,8 тыс. человек;

– проведен II Белорусский инвестиционно-экономический форум, в котором приняли участие более 240 представителей известных зарубежных компаний;

– проведен Молодежный инновационный форум;

– подготовлено и проведено 12 национальных выставочных мероприятий за рубежом (в Германии, Египте, Китае, Иране, Азербайджане, Сербии, Украине, России, Латвии).

Исполнители проектов, государственные заказчики и ГКНТ, обеспечивали ежемесячное и ежеквартальное предоставление оперативной и итоговой информации в Совет Министров Республики Беларусь по проблемным вопросам реализации Программы по развитию отраслей и регионов и выполнению Государственной программы.

В процессе эксплуатации усовершенствована автоматизированная система мониторинга Государственной программы (АСМ ГПИР).

Налажен механизм автоматизированного систематического сбора отчетности в электронном виде от государственных заказчиков.

Создан электронный реестр государственных заказчиков с перечнем ответственных лиц и их контактными данными. Налажена обратная связь.

ГКНТ обеспечивал организационно-методическое руководство при выполнении мероприятий Программы.

Для увеличения инновационного потенциала Правительством Республики Беларусь принята концепция Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 20112015 годы, предусматривающая ускоренное создание высокотехнологичных предприятий и производств V и VI технологических укладов.

Проблемные вопросы, возникавшие в ходе реализации Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 2007 – 2010 годы, отраслевых и региональных инновационных программ, неоднократно рассматривались на заседаниях Совета Министров Республики Беларусь и Президиума Совета Министров Республики Беларусь.

Премьер-министром Республики Беларусь, его заместителями, министрами в течение года посещались проблемные объекты, принимались необходимые управленческие решения.

В результате выполнения в 2010 г. плана реализации Государственной программы объем производства инновационной продукции составил 15 375 929,48 млн рублей, что в 3 раза больше, чем в 2009 г. При этом было создано и модернизировано 5 372 рабочих места.

В рамках государственных научно-технических программ выполнены работы по освоению 98 новых технологий, при этом суммарный объем выпуска новой продукции с использованием данных технологий составил 1 190 081,0 млн рублей.

21. Формирование национальной инновационной системы, опыт формирования НИС зарубежных стран, общие подходы, основные определения.

Опыт высокоразвитых стран. Получение новых знаний и технологий и их эффективное применение в социально-экономическом развитии в решающей мере определяет роль и место страны в мировом сообществе, уровень жизни народа и обеспечения национальной безопасности. В промышленно развитых государствах 80-95% прироста ВВП приходится на долю новых знаний, воплощенных в технике и технологиях. Этот переход на инновационный путь развития стал возможен благодаря созданию национальных инновационных систем (НИС), что по данным исследований, проведенных в США, является главным достижением ХХ века. Явившись закономерным результатом предшествующего индустриального развития, НИС как действенная система институтов позволила высокоразвитым странам обеспечить блестящие технологические прорывы и поддерживать конкурентоспособность своих экономик на самом высоком уровне.

Быстрое развитие "новой экономики", растущая взаимосвязь между рынками капитала и новыми технологиями, усиление социальной ориентации новых технологий, масштабный характер создания и использования знаний, технологий, продуктов, услуг обусловили возникновение национальных инновационных систем как институциональной основы инновационного развития стран.

Эти глубинные процессы как ответ на глобальные вызовы создали те необходимые предпосылки, без которых было бы невозможно органичное соединение первичных инновационных ячеек, субъектов и объектов инновационной деятельности в единую целостную систему или НИС. В качестве таких предпосылок, своего рода национальных "скреплений" сформировались: системные образования (системы машин, технологические цепи и макротехнологические системы; системный кадровый квалифицированный ресурс), сетевые технологии, единое информационное пространство, единая экономическая и правовая среда, крупные проекты национального масштаба, интегрирующая роль государства, инновационная культура общества.

Но эти связующие, системообразующие факторы могли действовать эффективно лишь при наличии таких условий:

· технологический и интеллектуальный потенциал, достаточный для запуска инновационного процесса;

· постоянный рост числа участников инновационных сетей, в том числе в результате вовлечения в нее новых социальных групп;

· институциональная система (включающая как формальные, так и неформальные элементы), ориентированная на инновационное развитие;

· востребованность инноваций большинством хозяйствующих субъектов, физических лиц, НИС в целом;

· достаточный уровень экономического развития (объем ВВП и ВВП на душу населения), позволяющий необходимое финансирование инновационной системы.

Выполнение всех этих условий, наличие системных предпосылок, теоретическое осмысление проблем инновационного развития способствовали возникновению и развитию НИС как совокупности взаимосвязанных организаций (структур), занятых производством и коммерциализацией научных знаний и технологий в пределах национальных границ, а именно, малых и крупных компаний, университетов, лабораторий, технопарков и инкубаторов и комплекса институтов правового, финансового и социального характера, обеспечивающих инновационные процессы и имеющих мощные национальные корни, культурные традиции, политические и культурные особенности.

Общими методологическими принципами построения НИС является следование идеям Й.Шумпетера о конкуренции на основе инноваций в корпорациях как главном факторе экономической динамики, о роли институционального контекста инновационной деятельности как фактора, прямо влияющего на ее содержание и структуру.

Идеология НИС получила широкое распространение в большинстве стран-членов ЕС, США, Японии. Но до настоящего времени нет единого определения понятия НИС. Единая методология формирования НИС также не разработана. К тому же, перед НИС различных стран могут ставиться и различные цели. Так, например, во Франции цель НИС видят в создании дополнительных рабочих мест, а в Германии – в развитии прогрессивных технологий.

В каждом конкретном случае стратегия развития НИС определяется проводимой государственной макроэкономической политикой, нормативным правовым обеспечением, формами прямого и косвенного государственного регулирования, состоянием научно-технологического и промышленного потенциалов, внутренних товарных рынков, рынков труда, и также историческими и культурными традициями и особенностями.

Несмотря на это структуры реальных НИС высокоразвитых стран имеют общее и в составе элементов НИС, их функциональной классификации и схемах взаимодействия.

Базисными сферами национальной экономики, создающие фундамент НИС, являются сферы:

· генерации знаний (наука и ее сегменты в других секторах);

· распространения и применения знаний (исследования и разработки - ИР, производство товаров и услуг);

· коммерциализации нововведений (рынок научно-технической продукции, рыночные институты);

· образования и профессиональной подготовки кадров;

· инновационной инфраструктуры, включая финансовое обеспечение;

· управления и регулирования (правовая база, государственная макроэкономическая и инновационная политика, корпоративное управление, рыночные механизмы).

Организации и предприятия этих сфер в зависимости от степени их инновационности и креативности полностью или частично входят в НИС, образуя ее подсистемы, сегменты и их взаимосвязи, т.е. структуру НИС.

На рисунке 1 представлена условная схема такой структуры как обобщение характерных черт моделей НИС различных стран.

Наиболее простая модель, описывающая взаимодействие указанных элементов, показывает, что роль частного (предпринимательского) сектора состоит в создании технологий на основе собственных исследований и разработок в научных центрах крупных корпораций и малых наукоемких фирм и в рыночном освоении инноваций; роль государства – в содействии производству фундаментального знания (в университетах) и комплекса высоких технологий, а также в создании инфраструктуры и благоприятного институционального климата для инновационной деятельности.


Рис. 1 Структура национальной инновационной системы

В рамках этой общей модели формируются национальные особенности НИС. Они проявляются в большей или меньшей роли государства и частного сектора в выполнении названных функций, роли крупного и мелкого бизнеса, в соотношении фундаментальных, прикладных исследований и разработок (ИР), в динамике развития, отраслевой и региональной структурах инновационной деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: