В 2010 году завершилась реализация Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 2007–2010 годы, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 26 марта 2007 г. № 136 (далее — Государственная программа).
В 2010 г. в процессе реализации проектов Государственной программы участвовали 35 государственных заказчиков, включая республиканские органы государственного управления и иные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, облисполкомы, Минский горисполком, НАН Беларуси, Администрацию парка высоких технологий.
В целом в рамках выполнения мероприятий Государственной программы в 2007 – 2010 годы введено в эксплуатацию 985 производств, из них на проектную мощность выведено 589.
Обеспечено освоение и выпуск новой продукции по 98 заданиям государственных научно-технических программ.
Для обеспечения благоприятной для инновационной деятельности институционально-правовой среды в республике продолжено совершенствование организационной и нормативной правовой базы инновационной и управленческой деятельности, формировались новые инновационные структуры, осуществлялась системная подготовка кадров для инновационной деятельности, развивалось международное сотрудничество, государством оказывалась поддержка важнейших (приоритетных) научных и научно-технических направлений.
|
|
В реализации мероприятий по достижению целевых параметров инновационного развития республики Государственной программы в 2010 г. принимали участие 25 республиканских органов государственного управления и иных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, облисполкомы, Минский горисполком, НАН Беларуси, а также Академия управления при Президенте Республики Беларусь. Запланированные к выполнению 58 мероприятий полностью завершены (в 2010 г. выполнялись 26 мероприятий).
В 2010 г. выполнены следующие мероприятия:
– принято более 15 нормативных правовых актов, направленных на формирование благоприятной для инновационного развития среды, создание механизмов мотивации и стимулирования инновационной деятельности, развитие финансовой инфраструктуры;
– продолжена работа по формированию и совершенствованию инфраструктуры развития и поддержки малого предпринимательства, включающей на 1 января 2011 г. 53 центра поддержки предпринимательства и 10 инкубаторов малого предпринимательства. На площадях инкубаторов размещалось 303 субъекта малого предпринимательства с общей численностью персонала 2,8 тыс. человек;
– проведен II Белорусский инвестиционно-экономический форум, в котором приняли участие более 240 представителей известных зарубежных компаний;
|
|
– проведен Молодежный инновационный форум;
– подготовлено и проведено 12 национальных выставочных мероприятий за рубежом (в Германии, Египте, Китае, Иране, Азербайджане, Сербии, Украине, России, Латвии).
Исполнители проектов, государственные заказчики и ГКНТ, обеспечивали ежемесячное и ежеквартальное предоставление оперативной и итоговой информации в Совет Министров Республики Беларусь по проблемным вопросам реализации Программы по развитию отраслей и регионов и выполнению Государственной программы.
В процессе эксплуатации усовершенствована автоматизированная система мониторинга Государственной программы (АСМ ГПИР).
Налажен механизм автоматизированного систематического сбора отчетности в электронном виде от государственных заказчиков.
Создан электронный реестр государственных заказчиков с перечнем ответственных лиц и их контактными данными. Налажена обратная связь.
ГКНТ обеспечивал организационно-методическое руководство при выполнении мероприятий Программы.
Для увеличения инновационного потенциала Правительством Республики Беларусь принята концепция Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 20112015 годы, предусматривающая ускоренное создание высокотехнологичных предприятий и производств V и VI технологических укладов.
Проблемные вопросы, возникавшие в ходе реализации Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 2007 – 2010 годы, отраслевых и региональных инновационных программ, неоднократно рассматривались на заседаниях Совета Министров Республики Беларусь и Президиума Совета Министров Республики Беларусь.
Премьер-министром Республики Беларусь, его заместителями, министрами в течение года посещались проблемные объекты, принимались необходимые управленческие решения.
В результате выполнения в 2010 г. плана реализации Государственной программы объем производства инновационной продукции составил 15 375 929,48 млн рублей, что в 3 раза больше, чем в 2009 г. При этом было создано и модернизировано 5 372 рабочих места.
В рамках государственных научно-технических программ выполнены работы по освоению 98 новых технологий, при этом суммарный объем выпуска новой продукции с использованием данных технологий составил 1 190 081,0 млн рублей.
21. Формирование национальной инновационной системы, опыт формирования НИС зарубежных стран, общие подходы, основные определения.
Опыт высокоразвитых стран. Получение новых знаний и технологий и их эффективное применение в социально-экономическом развитии в решающей мере определяет роль и место страны в мировом сообществе, уровень жизни народа и обеспечения национальной безопасности. В промышленно развитых государствах 80-95% прироста ВВП приходится на долю новых знаний, воплощенных в технике и технологиях. Этот переход на инновационный путь развития стал возможен благодаря созданию национальных инновационных систем (НИС), что по данным исследований, проведенных в США, является главным достижением ХХ века. Явившись закономерным результатом предшествующего индустриального развития, НИС как действенная система институтов позволила высокоразвитым странам обеспечить блестящие технологические прорывы и поддерживать конкурентоспособность своих экономик на самом высоком уровне.
Быстрое развитие "новой экономики", растущая взаимосвязь между рынками капитала и новыми технологиями, усиление социальной ориентации новых технологий, масштабный характер создания и использования знаний, технологий, продуктов, услуг обусловили возникновение национальных инновационных систем как институциональной основы инновационного развития стран.
|
|
Эти глубинные процессы как ответ на глобальные вызовы создали те необходимые предпосылки, без которых было бы невозможно органичное соединение первичных инновационных ячеек, субъектов и объектов инновационной деятельности в единую целостную систему или НИС. В качестве таких предпосылок, своего рода национальных "скреплений" сформировались: системные образования (системы машин, технологические цепи и макротехнологические системы; системный кадровый квалифицированный ресурс), сетевые технологии, единое информационное пространство, единая экономическая и правовая среда, крупные проекты национального масштаба, интегрирующая роль государства, инновационная культура общества.
Но эти связующие, системообразующие факторы могли действовать эффективно лишь при наличии таких условий:
· технологический и интеллектуальный потенциал, достаточный для запуска инновационного процесса;
· постоянный рост числа участников инновационных сетей, в том числе в результате вовлечения в нее новых социальных групп;
· институциональная система (включающая как формальные, так и неформальные элементы), ориентированная на инновационное развитие;
· востребованность инноваций большинством хозяйствующих субъектов, физических лиц, НИС в целом;
· достаточный уровень экономического развития (объем ВВП и ВВП на душу населения), позволяющий необходимое финансирование инновационной системы.
Выполнение всех этих условий, наличие системных предпосылок, теоретическое осмысление проблем инновационного развития способствовали возникновению и развитию НИС как совокупности взаимосвязанных организаций (структур), занятых производством и коммерциализацией научных знаний и технологий в пределах национальных границ, а именно, малых и крупных компаний, университетов, лабораторий, технопарков и инкубаторов и комплекса институтов правового, финансового и социального характера, обеспечивающих инновационные процессы и имеющих мощные национальные корни, культурные традиции, политические и культурные особенности.
|
|
Общими методологическими принципами построения НИС является следование идеям Й.Шумпетера о конкуренции на основе инноваций в корпорациях как главном факторе экономической динамики, о роли институционального контекста инновационной деятельности как фактора, прямо влияющего на ее содержание и структуру.
Идеология НИС получила широкое распространение в большинстве стран-членов ЕС, США, Японии. Но до настоящего времени нет единого определения понятия НИС. Единая методология формирования НИС также не разработана. К тому же, перед НИС различных стран могут ставиться и различные цели. Так, например, во Франции цель НИС видят в создании дополнительных рабочих мест, а в Германии – в развитии прогрессивных технологий.
В каждом конкретном случае стратегия развития НИС определяется проводимой государственной макроэкономической политикой, нормативным правовым обеспечением, формами прямого и косвенного государственного регулирования, состоянием научно-технологического и промышленного потенциалов, внутренних товарных рынков, рынков труда, и также историческими и культурными традициями и особенностями.
Несмотря на это структуры реальных НИС высокоразвитых стран имеют общее и в составе элементов НИС, их функциональной классификации и схемах взаимодействия.
Базисными сферами национальной экономики, создающие фундамент НИС, являются сферы:
· генерации знаний (наука и ее сегменты в других секторах);
· распространения и применения знаний (исследования и разработки - ИР, производство товаров и услуг);
· коммерциализации нововведений (рынок научно-технической продукции, рыночные институты);
· образования и профессиональной подготовки кадров;
· инновационной инфраструктуры, включая финансовое обеспечение;
· управления и регулирования (правовая база, государственная макроэкономическая и инновационная политика, корпоративное управление, рыночные механизмы).
Организации и предприятия этих сфер в зависимости от степени их инновационности и креативности полностью или частично входят в НИС, образуя ее подсистемы, сегменты и их взаимосвязи, т.е. структуру НИС.
На рисунке 1 представлена условная схема такой структуры как обобщение характерных черт моделей НИС различных стран.
Наиболее простая модель, описывающая взаимодействие указанных элементов, показывает, что роль частного (предпринимательского) сектора состоит в создании технологий на основе собственных исследований и разработок в научных центрах крупных корпораций и малых наукоемких фирм и в рыночном освоении инноваций; роль государства – в содействии производству фундаментального знания (в университетах) и комплекса высоких технологий, а также в создании инфраструктуры и благоприятного институционального климата для инновационной деятельности.
Рис. 1 Структура национальной инновационной системы
В рамках этой общей модели формируются национальные особенности НИС. Они проявляются в большей или меньшей роли государства и частного сектора в выполнении названных функций, роли крупного и мелкого бизнеса, в соотношении фундаментальных, прикладных исследований и разработок (ИР), в динамике развития, отраслевой и региональной структурах инновационной деятельности.