История возникновения мировой цивилизации
(системный анализ)
А.А. Тюняев, президент АФН, академик РАЕН, 2006 (апрель) – 2009 гг.
Рецензенты:
- Александров Д.Н. (Россия), доктор исторических наук, профессор, академик Российской академии естественных наук (рецензия на п. 4.5. гл. IV).
- Золин П.М. (Россия), доктор исторических наук, профессор (рецензия обзорная).
- Качанов М.Н. (Литва), доктор гуманитарных наук, профессор (рецензия общая).
- Фон Витте Д.Н. (США), доктор биологических наук, профессор (рецензия на п. 4.8. гл. IV).
- Хадарцев А.А. (Россия), доктор медицинских наук, профессор, академик Российской академии медико-технических наук (рецензия на п. 4.8. гл. IV).
I. Определения ключевых понятий.
II. О методе исследования и постановке задачи.
III. Анализ ареалов расселения рас.
IV. Анализ ареалов расселения народов, племён, наций.
V. Законы просвещения и самоопределения народов.
VI. Славянство – как материнская религиозная культура для всех современных религий.
VII. О символизме иероглифических и буквенных алфавитов.
|
|
VIII. О сравнении изначальных символов.
IX. Цивилизации, унаследовавшие Славянский русский Свастический алфавит.
X. Этапы эволюции письменности.
XI. Искусственные ненациональные, неэтнические образования.
Литература
Определения ключевых понятий
Народ
1. в широком смысле слова – всё население определённой страны [35];
2. люд, народившийся на известном пространстве; язык, племя; жители страны, говорящие одним языком; обыватели государства, страны, состоящей под одним управленьем [40];
3. связанная одинаковым происхождением и языком культурно-историческая общность людей [607].
Нация
1. (франц.) народ, в обширном значении, язык, племя, колено; однородцы, говорящие одним общим языком [40];
2. (лат.), совокупность индивидов, связанных сознанием своего единства, общности происхождения, языка, верований, быта, нравов, обычаев, исторического прошлого и солидарностью социальных и политических интересов настоящего. Ни один из указанных признаков (раса, язык или религия) не являются существенной принадлежностью нации (разнообразие расовых отличий, языков имеется у некоторых наций). Национальное сознание создается всей совокупностью биологических и социальных элементов и является сравнительно поздним продуктом исторического процесса [47];
3. (лат. natio – племя, народ), историческая общность людей, складывающаяся в ходе формирования общности их территории, экономических связей, литературного языка, некоторых особенностей культуры и характера [35];
4. (лат. natio – народ), тип этноса; исторически сложившаяся устойчивая общность людей, возникшая на базе общности языка, территории, экономической жизни, культуры и характера, развития национального самосознания. Возникновение наций исторически связано с развитием производственных отношений, преодолением национальной замкнутости и раздробленности, с образованием общей системы хозяйства, в частности общего рынка, созданием и распространением общего литературного языка, общих элементов культуры и т.д. Обычно нации возникают из народностей и сохраняют их названия [607].
|
|
Этнос
1. (этническая общность), исторически сложившаяся устойчивая группировка людей – племя, народность, нация. Основные условия возникновения этноса – общность территории и языка – выступают затем и в качестве её главных признаков. Нередко этносы складываются и из разноязычных элементов (например, многие нации Америки). Дополнительными условиями сложения этноса могут служить общность религии, близость компонентов этноса в расовом отношении или наличие значительных метисных (переходных) групп. В ходе этногенеза, под влиянием особенностей хозяйственной деятельности в определенных природных условиях и других причин, формируются характерные для этноса черты материальной и духовной культуры, быта, групповых психологических характеристик. У членов этноса появляется общее самосознание, видное место в котором занимает представление об общности их происхождения. Внешним проявлением этого самосознания является общее самоназвание – этноним. Сформировавшийся этнос выступает как социальный организм *, самовоспроизводящийся путём преимущественно этнически однородных браков и передачи новому поколению языка, культуры, традиций, этнической ориентации и т.д. Этносы подвержены изменениям в ходе этнических процессов – консолидации, ассимиляции и т.п. Для более устойчивого существования этнос стремится к созданию своей социально-территориальной организации (государства) [35];
2. (греч. ethnos – народ) исторически возникшая устойчивая социальная группировка людей, представленная племенем, народностью, нацией. Основным условием возникновения этноса является общность:
§ самосознания – сознания своего единства и отличия от всех других подобных образований;
§ территории;
§ языка; и
§ культуры.
Дополнительными условиями могут быть общность религии и близость в расовом отношении. Нередко этнос складывается из разноязычных элементов. Для более устойчивого существования этносы стремятся к созданию своей социально-территориальной организации (государства, автономии) [607].
Раса
1. (race, итал. razza – род, порода, племя), человеческая «раса» – исторически сложившаяся группа людей, характеризующаяся общностью наследственных физических особенностей: цвет кожи, глаз и волос, разрез глаз, строение век, очертания головы и т.п. В пределах человечества различают три основные группы рас:
§ негроидную (экваториальную);
§ европеоидную (европейско-азиатскую);
§ монголоидную (азиатско-американскую) [607].
Род
1. группа кровных родственников:
§ ведущих происхождение от общего предка по одной линии (материнской или отцовской);
§ носящих общее родовое имя [607].
Культура
1. (лат. cultura – возделывание) совокупность материальных и духовных ценностей, жизненных представлений, образцов поведения, норм, способов и приемов человеческой деятельности:
§ отражающая определенный уровень исторического развития общества и человека;
§ воплощённая в предметных, материальных носителях; и
§ передаваемая последующими поколениями [607];
2. общее состояние народа в материальном и духовном отношениях. Различают материальную культуру (жилища, одежда, формы и орудия хозяйства, произведения промышленности и искусств и пр.), духовную (язык, обычаи, верования, письменные памятники, литература и пр.), общественную (государственные и общественные учреждения, законы и пр.). Разделяют культуры на периоды развития: первобытная культура, культура каменного или бронзового века, свайных построек, культура античная, культура периода паровых двигателей, электричества и т.п. Духовную и общественную культуры иногда обозначают терминами: цивилизация, гражданственность [47];
|
|
3. (лат. cultura – возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание), исторически определённый уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Понятие культуры употребляется для характеристики материального и духовного уровня развития определённых исторических эпох, общественно-экономических формаций, конкретных обществ, народностей и наций (например, античная культура, социалистическая культура, культура майя), а также специфических сфер деятельности или жизни (культура труда, художественная культура, культура быта). В более узком смысле термин «культура» относят только к сфере духовной жизни людей [35].
Язык
1. система знаков, служащая:
§ средством человеческого общения и мыслительной деятельности;
§ способом выражения самосознания личности;
§ средством хранения и передачи информации.
Язык включает в себя набор знаков (словарь) и правила их употребления и интерпретации (грамматику) [607].
2. членораздельная речь, совокупность слов и форм, с помощью которых народ выражает свои мысли. Язык – проявление народного духа, одна из отличительнейших черт данной национальности. Различают живые и мертвые языки, последние – языки народов, сошедших с исторической арены. Языкознание (лингвистика), рассматривая языки как результат исторического процесса развития, стремится выяснить законы образования и развития языков, а также установить генеалогическую связь между отдельными языками, прибегая для этого к сравнительному методу. С точки зрения грамматического строя, языки (морфологическая классификация) различают:
|
|
§ односложные или изолирующие языки, в которых все грамматические отношения выражаются лишь местом, занимаемым неизменными корнями в предложении (языки китайские и некоторые индокитайские),
§ агглютинирующие или связующие, которых часть своих корней изменяют и для выражения грамматических отношений присоединяют их к главным неизменным корням (урало-алтайские языки), и
§ флектирующие или спаивающие языки, в которых для выражения отношений корни изменяются по известным правилам (индо-германские языки). Среди последней группы различают языки
§ синтетические, в которых грамматические отношения выражаются путем изменения формы слов (флексии, см., например, языки немецкий, русский), и
§ аналитические, в которых прибегают для этой цели к местоименным формам и вспомогательным глаголам (языки английский, французский).
Из одного основного языка развиваются новые языки, которые, в свою очередь, распадаются на диалекты и наречия. Языки, происшедшие от одного праязыка *, представляют общие черты, и на этом основана классификация языков на семьи. Фр. Мюллер распределяет все языки на три больших группы:
V. Язык рас шерстистоволосых (готтентотской, папуасской, негритянской и кафрской).
VI. Язык рас гладковолосых (австралийской, гиперборейской [остяки, чукчи, айны, эскимосы и др.], американской, малайской и монгольской).
VII. Язык рас кудрявоволосых (нубийской, дравидской и средиземноморской).
В Европе распространены следующие семейства языков:
§ индоевропейское (отрасли: романская, германская, славянская, кельтская, литовско-латышская, албанская, греческая, армянская),
§ финно-угорское,
§ урало-алтайское,
§ иберийское или баскское и
§ кавказское [47].