Культура

История возникновения мировой цивилизации

(системный анализ)

А.А. Тюняев, президент АФН, академик РАЕН, 2006 (апрель) – 2009 гг.

Рецензенты:

  • Александров Д.Н. (Россия), доктор исторических наук, профессор, академик Российской академии естественных наук (рецензия на п. 4.5. гл. IV).
  • Золин П.М. (Россия), доктор исторических наук, профессор (рецензия обзорная).
  • Качанов М.Н. (Литва), доктор гуманитарных наук, профессор (рецензия общая).
  • Фон Витте Д.Н. (США), доктор биологических наук, профессор (рецензия на п. 4.8. гл. IV).
  • Хадарцев А.А. (Россия), доктор медицинских наук, профессор, академик Российской академии медико-технических наук (рецензия на п. 4.8. гл. IV).

I. Определения ключевых понятий.

II. О методе исследования и постановке задачи.

III. Анализ ареалов расселения рас.

IV. Анализ ареалов расселения народов, племён, наций.

V. Законы просвещения и самоопределения народов.

VI. Славянство – как материнская религиозная культура для всех современных религий.

VII. О символизме иероглифических и буквенных алфавитов.

VIII. О сравнении изначальных символов.

IX. Цивилизации, унаследовавшие Славянский русский Свастический алфавит.

X. Этапы эволюции письменности.

XI. Искусственные ненациональные, неэтнические образования.

Литература

Определения ключевых понятий

Народ

1. в широком смысле слова – всё население определённой страны [35];

2. люд, народившийся на известном пространстве; язык, племя; жители страны, говорящие одним языком; обыватели государства, страны, состоящей под одним управленьем [40];

3. связанная одинаковым происхождением и языком культурно-историческая общность людей [607].

Нация

1. (франц.) народ, в обширном значении, язык, племя, колено; однородцы, говорящие одним общим языком [40];

2. (лат.), совокупность индивидов, связанных сознанием своего единства, общности происхождения, языка, верований, быта, нравов, обычаев, исторического прошлого и солидарностью социальных и политических интересов настоящего. Ни один из указанных признаков (раса, язык или религия) не являются существенной принадлежностью нации (разнообразие расовых отличий, языков имеется у некоторых наций). Национальное сознание создается всей совокупностью биологических и социальных элементов и является сравнительно поздним продуктом исторического процесса [47];

3. (лат. natio – племя, народ), историческая общность людей, складывающаяся в ходе формирования общности их территории, экономических связей, литературного языка, некоторых особенностей культуры и характера [35];

4. (лат. natio – народ), тип этноса; исторически сложившаяся устойчивая общность людей, возникшая на базе общности языка, территории, экономической жизни, культуры и характера, развития национального самосознания. Возникновение наций исторически связано с развитием производственных отношений, преодолением национальной замкнутости и раздробленности, с образованием общей системы хозяйства, в частности общего рынка, созданием и распространением общего литературного языка, общих элементов культуры и т.д. Обычно нации возникают из народностей и сохраняют их названия [607].

Этнос

1. (этническая общность), исторически сложившаяся устойчивая группировка людей – племя, народность, нация. Основные условия возникновения этноса – общность территории и языка – выступают затем и в качестве её главных признаков. Нередко этносы складываются и из разноязычных элементов (например, многие нации Америки). Дополнительными условиями сложения этноса могут служить общность религии, близость компонентов этноса в расовом отношении или наличие значительных метисных (переходных) групп. В ходе этногенеза, под влиянием особенностей хозяйственной деятельности в определенных природных условиях и других причин, формируются характерные для этноса черты материальной и духовной культуры, быта, групповых психологических характеристик. У членов этноса появляется общее самосознание, видное место в котором занимает представление об общности их происхождения. Внешним проявлением этого самосознания является общее самоназвание – этноним. Сформировавшийся этнос выступает как социальный организм *, самовоспроизводящийся путём преимущественно этнически однородных браков и передачи новому поколению языка, культуры, традиций, этнической ориентации и т.д. Этносы подвержены изменениям в ходе этнических процессов – консолидации, ассимиляции и т.п. Для более устойчивого существования этнос стремится к созданию своей социально-территориальной организации (государства) [35];

2. (греч. ethnos – народ) исторически возникшая устойчивая социальная группировка людей, представленная племенем, народностью, нацией. Основным условием возникновения этноса является общность:

§ самосознания – сознания своего единства и отличия от всех других подобных образований;

§ территории;

§ языка; и

§ культуры.

Дополнительными условиями могут быть общность религии и близость в расовом отношении. Нередко этнос складывается из разноязычных элементов. Для более устойчивого существования этносы стремятся к созданию своей социально-территориальной организации (государства, автономии) [607].

Раса

1. (race, итал. razza – род, порода, племя), человеческая «раса» – исторически сложившаяся группа людей, характеризующаяся общностью наследственных физических особенностей: цвет кожи, глаз и волос, разрез глаз, строение век, очертания головы и т.п. В пределах человечества различают три основные группы рас:

§ негроидную (экваториальную);

§ европеоидную (европейско-азиатскую);

§ монголоидную (азиатско-американскую) [607].

Род

1. группа кровных родственников:

§ ведущих происхождение от общего предка по одной линии (материнской или отцовской);

§ носящих общее родовое имя [607].

Культура

1. (лат. cultura – возделывание) совокупность материальных и духовных ценностей, жизненных представлений, образцов поведения, норм, способов и приемов человеческой деятельности:

§ отражающая определенный уровень исторического развития общества и человека;

§ воплощённая в предметных, материальных носителях; и

§ передаваемая последующими поколениями [607];

2. общее состояние народа в материальном и духовном отношениях. Различают материальную культуру (жилища, одежда, формы и орудия хозяйства, произведения промышленности и искусств и пр.), духовную (язык, обычаи, верования, письменные памятники, литература и пр.), общественную (государственные и общественные учреждения, законы и пр.). Разделяют культуры на периоды развития: первобытная культура, культура каменного или бронзового века, свайных построек, культура античная, культура периода паровых двигателей, электричества и т.п. Духовную и общественную культуры иногда обозначают терминами: цивилизация, гражданственность [47];

3. (лат. cultura – возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание), исторически определённый уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Понятие культуры употребляется для характеристики материального и духовного уровня развития определённых исторических эпох, общественно-экономических формаций, конкретных обществ, народностей и наций (например, античная культура, социалистическая культура, культура майя), а также специфических сфер деятельности или жизни (культура труда, художественная культура, культура быта). В более узком смысле термин «культура» относят только к сфере духовной жизни людей [35].

Язык

1. система знаков, служащая:

§ средством человеческого общения и мыслительной деятельности;

§ способом выражения самосознания личности;

§ средством хранения и передачи информации.

Язык включает в себя набор знаков (словарь) и правила их употребления и интерпретации (грамматику) [607].

2. членораздельная речь, совокупность слов и форм, с помощью которых народ выражает свои мысли. Язык – проявление народного духа, одна из отличительнейших черт данной национальности. Различают живые и мертвые языки, последние – языки народов, сошедших с исторической арены. Языкознание (лингвистика), рассматривая языки как результат исторического процесса развития, стремится выяснить законы образования и развития языков, а также установить генеалогическую связь между отдельными языками, прибегая для этого к сравнительному методу. С точки зрения грамматического строя, языки (морфологическая классификация) различают:

§ односложные или изолирующие языки, в которых все грамматические отношения выражаются лишь местом, занимаемым неизменными корнями в предложении (языки китайские и некоторые индокитайские),

§ агглютинирующие или связующие, которых часть своих корней изменяют и для выражения грамматических отношений присоединяют их к главным неизменным корням (урало-алтайские языки), и

§ флектирующие или спаивающие языки, в которых для выражения отношений корни изменяются по известным правилам (индо-германские языки). Среди последней группы различают языки

§ синтетические, в которых грамматические отношения выражаются путем изменения формы слов (флексии, см., например, языки немецкий, русский), и

§ аналитические, в которых прибегают для этой цели к местоименным формам и вспомогательным глаголам (языки английский, французский).

Из одного основного языка развиваются новые языки, которые, в свою очередь, распадаются на диалекты и наречия. Языки, происшедшие от одного праязыка *, представляют общие черты, и на этом основана классификация языков на семьи. Фр. Мюллер распределяет все языки на три больших группы:

V. Язык рас шерстистоволосых (готтентотской, папуасской, негритянской и кафрской).

VI. Язык рас гладковолосых (австралийской, гиперборейской [остяки, чукчи, айны, эскимосы и др.], американской, малайской и монгольской).

VII. Язык рас кудрявоволосых (нубийской, дравидской и средиземноморской).

В Европе распространены следующие семейства языков:

§ индоевропейское (отрасли: романская, германская, славянская, кельтская, литовско-латышская, албанская, греческая, армянская),

§ финно-угорское,

§ урало-алтайское,

§ иберийское или баскское и

§ кавказское [47].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: