Совершенствование технологий транспортирования и хранения нефти при увеличении объемов ее добычи в России. Динамика строительства трубопроводов и продуктопроводов

Пер­воначально нефть самоизливом выходила на земную поверхность и скапливалась в низких местах, откуда ее добывали и использо­вали для смазки как горючий материал, а затем стали применять и в лечебных целях. Хранили нефть в глиняных сосудах или в бурдюках и в них же перевозили ее гужевым транспортом или по воде.

В XVII в. повышается спрос на нефть и для ее хранения строятся первые хранилища нефти. Нефть хранилась в земляных ямах глубиной 4-5 метров, вырытых в глинистых грунтах. Позд­нее стали строить амбары из камня, с использованием цемента. Эти амбары перекрывались каменными крышами. Такой способ хранения нефти применялся до второй половины XVII столетия.

К примерно 1890г На нефтяных промыслах нефть транспортировалась к пунк­там се перевозки по деревянным желобам и земляным канавам. Перевозка нефти к потребителям осуществлялась в бурдюках и деревянных бочках, Такой способ перевозки нефтепродуктов приводил к загрязнению поды в реках нефтью и наносил большой ущерб рыбным ресурсам.

В.Г. Шухова, работающего с 1878 года главным инженером кон­торы А.В. Бари. Одним из наиболее удачных решений братьев Нобель в обустройстве своих нефтяных промыслов стало строи­тельство первого в России 10-километрового нефтепровода про­изводительностью 1280 тони в сутки от Балахапинских промы­слов до керосинового завода в Черном городе. Все расчеты и со­оружения произвел В.Г. Шухов. Это новшество не всеми было воспринято. Местные возницы, занимающиеся перевозками в де­ревянных бочках нефти с промыслов на заводы и керосина к мор­ским причалам, а также изготовители бочек восприняли новше­ство как покушение на свои заработки.

Братья Нобель первые предложили заменить деревянные баржи для бочечных перевозок нефтепродуктов по Волге на ме­таллические наливные. Лишь в 1904 году Правительство России приняло решение об изъятии из эксплуатации в течение 10 лет всех деревянных барж.

Впервые в мире по чертежам братьев Нобель было по­строено нефтеналивное металлическое судно грузоподъемно­стью 240 тонн. Судно было построено на шведских верфях. Дальнейшая политика братьев Нобель была направлена на со­вершенствование складского хозяйства. Они отказались от тра­диционного бочкотарного складирования в земляных ямах, сопровождавшегося потерями и загрязнением окружающей среды. По заказу братьев Нобель конструирование первых в мире клепанных металлических резервуаров осуществил В.Г. Шухов. В строительство металлических резервуаров и цистерн вкладывались огромные средства, значительно больше, чем в нефтедобычу. Уже в 1890 году суммарная вместимость ре­зервуаров в Товариществе братьев Нобель составила 1974 тыс. м3, а стоимость хранения нефтепродуктов снизилась до 3 копеек за пуд (16 кг), а при старом методе складирования она была равна 10-30 копеек.

Нефтеналивной транспорт появился на Волге и Каспии в 70-х годах XIX столетия. В 1873 году первыми в нефтеналив­ном флоте были парусная шхуна «Александр» и речная баржа братьев Н.И. и Д.И. Артемьевых с отделениями в трюмах для нефти, а в 1878 году был построен первый в мире танкер - тепло­ход «Зароастр» грузоподъемностью 250 тонн. В это же время со­оружаются первые две металлические нефтеналивные баржи по 560 тонн каждая. В 1882 году наши отечественные инженеры создают танкер «Спаситель» - прототип современных танкеров, машинное отделение на котором было вынесено на корму.

Уже к 1883 году общая длина нефтепроводов п Бакинском районе достигла 96 километров, а в 1895 - 317 километров.

В это же время строятся первые нефтебазы, оборудованные резервуарными парками, трубопроводными сетями, паровыми насосами, сливоналивпыми устройствами и т.д. Первый стальной вертикальный цилиндрический клепаный металлический резер­вуар был построен по проекту В.Г. Шухова в 1878 году. Первый в России магистральный керосинопровод, который в то время был и самым крупным в мире, для подачи керосина от бакинских нефтеперегонных заводов до порта Батуми на Черном море был введен в эксплуатацию в 1907 году. Этот керосинопровод был построен из труб диаметром 200 мм и имел протяженность 853 км. Затем были построены нефтепроводы на Северном Кав­казе: Майкоп-Туапсе (128 км), Грозный-Махачкала (162 км). Общая протяженность трубопроводов для перекачки нефти к 1917 году составляла 1147 км. Началом отечественной нефтя­ной промышленности, как уже выше было сказано, являлся Ба­кинский нефтяной район, поэтому и основное развитие нефтяно­го транспорта и нефтебазового хозяйства было в этом районе. Нефть транспортировалась по великой русской водной магистра­ли: Каспийское море - Волга с притоками Ока и Кама - Мариинская система- Нева. В этом районе располагались основные неф­тяные базы, снабжавшие большую часть страны нефтью и нефте­продуктами. Следует отметить большой вклад в развитие нефтя­ной промышленности отечественных ученых Д.И. Менделеева, В.Г. Шухова, И.М. Губкина и других.

Были построены магистральные нефтепроводы системы «Дружба» из Поволжья на Запад нашей страны и далее в социалистические (бывшие) страны (1964 год) протяженно­стью 4665 километров. По этому нефтепроводу нефть Татарии и Поволжья поступала в Чехословакию, Венгрию, Польшу и Вос­точную Германию. В связи с бурным развитием нефтяных место­рождений Тюменской области строится крупнейшая в мире сис­тема нефтепроводов общей протяженностью около 35 тысяч ки­лометров. Были построены магистральные нефтепроводы диа­метром 1220, 1020 и 820 мм: Уренгой - Холмогоры - Пермь -Клин (2661 км), Холмогоры - Сургут - Пермь - Нижний Новго­род - Ярославль - Полоцк (3557 км); Самотлор - Анжеро-Суджинск - Красноярск - Иркутск (2476 км); Усть-Балык - Ниж­невартовск - Курган - Самара (2523 км); Урьепские - Южный Колмк - Курган - Уфа - Альметьевск (2009 км); Южный Болык -Омск - Павлодар - Чимкент (2822 км); Самара - Лисичанск -Кременчуг (1349 км); Самара - Унеча - Мозырь - Брест (2132 км); Узень - Гурьев — Самара (921 км); Куйбышев - Тихорецкая -Новороссийск (1518 км); Ухта - Ярославль (1133 км) и другие. Эксплуатацию магистральных нефтепроводов осуществляла ком­пания «Транснефть». На начало 1993 года компания «Транс­нефть» эксплуатировала 66 тысяч километров нефтепроводов, продуктопроводов и водоводов с 570 насосными станциями, 1260 стальных и железобетонных резервуаров общей емкостью 16,8 млн. м3. В это же время реконструировались и расширялись дей­ствующие, а также строились новые нефтеперерабатывающие за­воды и нефтехимические комбинаты.

В послевоенный период строятся крупные нефтеперераба­тывающие заподы в Кстово (Нижегородская область), Сызрани, Волгограде, Саратове, Перми, Краснодаре, Омске, Ангарске, Ба­ку, Рязани. В 1970-1980-х годах нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) были построены в Чимкенте и Павлодаре (Казахстан), Можекяе (Литва), Чарджоу (Туркмения), Лисичанске (Украина), Мозыре (Белоруссия), Ачинске (Россия).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: