Краткая история мирового рынка нефти

МИРОВОЙ РЫНОК НЕФТИ

Мировой рынок нефти по масштабам товарного оборота, торговых операций и развитию транспортной инфраструктуры занимает уникальное место в мире. Ежегодный оборот на мировом рынке нефти и нефтепродуктов составляет около 300 млрд долл.

Первая в мире нефтяная компания была создана в 1854 г. В США. Компания называлась Pennsilvania Rock Oil Co. и начала разработку нефтяного месторождения Ойл Крик на северо-западе шт. Пенсильвания, где была пробурена первая в США нефтяная скважина в 1859 г. полковником Эдвином Дрейком.

Первый нефтеперерабатывающий завод по выработке осветительного керосина (единственного нефтепродукта, использовавшегося в то время) был создан в Нью-Йорке в 1865 г.

Первая нефтяная биржа Titusville oil exchange начала работать в 1871 г. в г. Тайтусвилл (шт. Пенсильвания).

В 1861 г. предприниматель Дж. Рокфеллер организовал нефтяную компанию Standard Oil Co. в г.Кливленде (шт. Огайо, США). В течение 70-80-х годов XIX в. эта компания монополизировала всю нефтедобычу, переработку нефти и сбыт керосина в США.

В России первая нефтяная скважина была пробурена в 1848 г. на Апшеронском полуострове в г. Баку. На российском рынке функционировали компании, организованные иностранцами - братьями Нобель и Ротшильдом.

В Англии в конце XIX века предпринимателем М.Сэмуэлем была организована компания M.Samuel and Co., на базе которой затем возникла компания Shell.

В 1885 г. началась добыча нефти на о. Суматра в Индонезии, которая находилась подколониальным владением Голландии. Здесь работу вела компания Royal Dutch.

В 1912 г. английская компания Shell и голландская Royal Dutch образовали конгломерат под названием Royal Dutch/Shell, ставший затем крупнейшей нефтегазовой компанией мира.

Огромным стимулом развития нефтяной промышленности стало появление автомобилей (1896 г. - собран первый автомобиль Г. Форда; 1905 г. - пущен первый конвейер) и рост потребности в моторных топливах. В 1903 г. состоялся полет братьев Райт и начала развиваться авиация. На жидкое топливо стал переходить железнодорожный, морской и речной транспорт. В 1907 г. в г. Сент-Луис (США) появилась первая бензоколонка.

В начале XX века началась добыча нефти в странах Ближнего Востока - Ираке (1901-1904 гг.), Иране (1906-1912 гг.). В это же время был построен первый в регионе Персидского залива нефтеперерабатывающий завод (Иран, 1912 г.).

В 1922 г. началась добыча нефти в Венесуэле (разработку месторождения Ла-Роза и добычу вела компания Standard Oil of Indiana). Через несколько десятков лет она и другие нефтяные компании, работавшие в Венесуэле, были национализированы и образовалась государственная компания Petroleos de Venezuela, в настоящее время одна из крупнейших государственных нефтяных компаний.

В начале 20-х годов стала добываться нефть в Мексике после открытия в 1910 г. знаменитым геологом Эверретом Ли де Гойером «мексиканской золотой линии» - цепи месторождений в Мексиканском заливе (Golden Line Fields). В 1938 г. нефтяная промышленность Мексики была национализирована и образовалась государственная компания Petroleos Mexicanos, в настоящее время также одна из крупнейших в мире.

В 30-50 годы в мировом нефтяном секторе господствовало несколько крупных транснациональных компаний, получивших название «7 сестер»: Exxon, Mobil, Chevron, Texaco, Gulf, British Petroleum, Royal Dutch/Shell. Впоследствии к ним присоединилась французская компания Compagnie Francaise du Petroli.

После Второй мировой войны стала быстро наращиваться добыча нефти в Саудовской Аравии, Ираке, Кувейте, других странах Персидского залива, а также в Алжире, Ливии, Венесуэле, Бразилии, Индонезии. В 1947 г. было открыто крупнейшее в мире месторождение нефти Гавар в Саудовской Аравии.

В 1960 г. ряд стран в противовес картелю «7 сестер» образовали картельную группу ОПЕК (Organization of petroleum exported countries - OPEC).

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ РЫНКА.

МЕТОДЫ ТОРГОВЛИ

В период стабильных цен на нефть до начала 70-х гг.XX века международная торговля нефтью осуществлялась путем заключения долгосрочных контрактов на поставку нефти. В контрактах оговаривался сорт нефти, объем поставок, цена, различные скидки или надбавки к цене в зависимости от изменения определенных условий. Факторами, влияющими на корректировку цены, могли быть изменения регионального и сезонного спроса, индивидуальных особенностей перерабатывающих мощностей, величин транспортных издержек, соотношений в спросе на определенные сорта и др., а также форсмажорные обстоятельства.

В настоящее время формы торговли нефтью существенно расширились. Ввиду неустойчивости цены появились различного рода краткосрочные контракты (форвардные, фьючерские), а также стала использоваться практика разовых сделок (спотовая торговля).

Фьючерский контракт (фьючерс) – это соглашение о поставке стандартного количества определенного товара в оговоренный срок в будущем, по цене, установленной сегодня.

Спотовый рынок – это рынок, на котором нефть и нефтепродукты продаются с немедленной поставкой по цене, доминирующей на рынке, т.е. по спотовой (текущей рыночной) цене.

Основными торговцами являются нефтяные компании, трейдеры (независимые торговцы, как правило, перекупщики) и брокеры (обслуживающие компании и проводящие сделки).

Центрами мировой торговли нефтью являются Нью-Йорк, Хьюстон, Лондон, Токио, Сингапур. Наиболее крупные нефтяные биржи:

- нью-йорская торговая биржа (New York Mercantile Exchange - NYMEX),

лондонская международная нефтяная биржа (International Petroleum Exchange - IPE),

- сингапурская торговая биржа (Singapore Monetary Exchange - SIMEX).

Торговля нефтью на биржах осуществляется практически непрерывно в течение суток.

ОСНОВНЫЕ МИРОВЫЕ РЫНКИ НЕФТИ

Основные мировые рынки нефти - это американский, азиатский и европейские рынки.

АМЕРИКАНСКИЙ РЫНОК занимает 30% всего мирового потребления нефти и 27% всего мирового импорта нефти. От состояния американской экономики и, соответственно, от объемов потребления нефти в США во многом зависят мировые цены. На американском рынке самый высокий среди развитых стран уровень удельного потребления нефти (порядка 2,9 т/чел.).

Нефть в структуре топливно-энергетического баланса США составляет 40%. В США импортируют ежегодно более 500 млн т нефти.

Потребление нефти на рынке США растет, а ресурсная база в значительной мере исчерпана.

В сложившейся ситуации для обеспечения энергетической безопасности в США были разработаны меры по укреплению собственной добывающей базы, предусматривающие разработку ранее нерентабельных месторождений, стимулирование внедрения НИОКР в области разведки, добычи и переработки нефти. При высоких ценах на нефть компании стали вкладывать значительные инвестиции в капиталоемкие проекты, в т.ч. на шельфе и в регионах с суровыми климатическими условиями, в частности, на Аляске

Произошла заметная диверсификация поставок нефти на рынок США. Вопреки сложившемуся представлению, от нефти с Ближнего Востока США зависят не больше, чем от поставок из двух других регионов экспорта - Северной Америки и Южной Америки.

Из числа государств - членов ОПЕК наиболее крупными поставщиками на рынок США являются Саудовская Аравия, Венесуэла, Нигерия, Кувейт и Алжир. Из стран, неявляющихся членами ОПЕК - Канада и Мексика.

Внутри США поставки нефти структурированы в рамках пяти региональных систем, включающих в себя крупные экономические районы страны - Восточное побережье, Средний Запад, Юго-Восточное побережье, Горный район, Западное побережье.

Район Юго-Восточного побережья является крупнейшим транзитным узлом для приема и распределения сырой нефти в США, а также центром нефтеперерабатывающей промышленности США. Основной экспорт идет сюда через Мексиканский залив, что обеспечивает конкурентные преимущества местной нефти, добываемой в штатах Техас и Луизиана, а также из Венесуэлы и Мексики. В этот же регион экспортируются нефтепродукты из Саудовской Аравии. С терминалов Юго-Восточного региона обеспечиваются нефтеперерабатывающие заводы Среднего Запада США. Восточное побережье является вторым регионом США по объему экспортируемой сюда нефти. Здесь относительно небольшие мощности по нефтепереработке, поэтому в структуре экспорта преобладают нефтепродукты. Основной поставщик в этот регион - Канада, откуда нефть поступает по нефтепроводу из провинции Альберта. В этот регион поступает также нефть из Саудовской Аравии, Нигерии, Анголы и Венесуэлы. Основной терминал, принимающий нефть, расположен в районе г. Филадельфия, нефтепродукты - в районе г. Нью-Йорк. Горный регион - небольшой по емкости регион американского нефтяного рынка. Половина спроса в регионе обеспечивается собственной нефтью, половина - за счет импорта из Канады. Западное побережье США на 80% обеспечивается собственной добычей, в основном, с Аляски, однако в связи с падением добычи на месторождениях Аляски доля импортируемой нефти должна возрасти. Образующийся дефицит может восполнить нефть из канадских битуминозных песчаников, для чего планируется создание нового нефтепровода.

Отметим, что в числе прочих в 2002 г. появилась Россия, поставившая 4,3 млн т нефти (1% импорта в США). Среди компаний США наибольший объем российской нефти закупает Exxon Mobil (около 4 млн т в 2003 г.), Motiva (1,5 млн т), Valero (1,5 млн т) и ряд других (суммарно около 1,0 млн т).

В перспективе для США хорошим фактором для дальнейшей диверсификации поставок нефти могут послужить расширение добычи нефти в Канаде (за счет освоения месторождения битуминозных песков), наращивание добычи в Венесуэле, странах Западной Африки, а также возможное увеличение поставок из России (благодаря т.н. «Мурманскому проекту», о котором будет сказано далее).

РЫНОК АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКОГО РЕГИОНА занимает 29% мирового потребления нефти и 39% мирового импорта нефти.

Для этого рынка характерно чрезвычайно неравномерное удельное потребление жидкого топлива: достаточно высокое в таких странах, как Япония, Южная Корея, Тайвань, Австралия и на порядок меньшее в странах с гигантским населением (Китае и Индии). Азиатский рынок находится в большой зависимости от поставок нефти из района Персидского залива, из-за нестабильности в котором весь нефтяной рынок региона также является нестабильным. Налицо стремление к диверсификации поставок, в частности, из России, Казахстана.

На азиатском рынке чрезвычайно высока доля поставок нефти из ближневосточных стран. В частности, в Японию из стран Ближнего Востока поставляется около 80% всей потребляемой нефти. Этот же регион явился поставщиком 37% всей нефти, импортируемой Китаем, и 78% нефти, импортируемой другими странами региона. Страны Юго-Восточной Азии (Индонезия, Малайзия, Австралия, Бруней) поставляют на азиатский рынок около 14% нефти.

На азиатском нефтяном рынке отчетливо проявляются две перспективные тенденции - рост спроса на нефть, особенно в Китае и Индии, а также стремление к диверсификации поставок, в т.ч. за счет поставок из России, Казахстана.

В наибольшей степени прирост потребления нефти произойдет в Китае. Разведанные запасы нефти в Китае составляют по оценке экспертов консалтинговой группы FACTS 3,34 млрд т. Доля нефти в топливно-энергетическом балансе Китая составила 23%. Для быстроразвивающейся экономики Китая фактор энергообеспечения и энергетической безопасности приобретает важнейшее значение, поскольку в ближайшей перспективе страну ожидает дефицит энергетических ресурсов, в первую очередь, нефти.

В соответствии и намеченной программой развития Китай попытается произвести заметные сдвиги в структуре энергобаланса, увеличив долю нефти (до 28% в 2030 г.), электроэнергии атомных станций и гидростанций, а также уменьшив долю угля из-за углубляющихся экологических проблем.

Одним из крупнейших игроков на азиатском нефтяном рынке в перспективе станет Индия. В настоящее время большая часть импортируемой нефти поступает из ближневосточных стран и Малайзии. Предполагается, что через 20 лет экономическое доминирование в мире, а значит и на мировом энергетическом рынке, будет играть тандем двух стран (Китай и Индия). С целью успешного решения энергетических проблем намечена либерализация нефтегазового сектора Индии, которая началась в 1998 г. основными направлениями либерализации являются: создание на базе перерабатывающих мощностей вертикально интегрированных компаний, образование совместных предприятий, частичная приватизация принадлежащих государству фирм. Немалая роль при этом уделяется российско-индийскому сотрудничеству, в основном, в виде создания совместных предприятий и участия индийских предприятий в проектах разработки нефтяных ресурсов Восточной Сибири и транспортировки углеводородов.

Среди поставщиков нефти внутри региона следует выделить Малайзию, Индонезию и Австралию, а с недавнего времени и Вьетнам.

Учитывая высокую зависимость азиатского нефтяного рынка от поставок нефти из «взрывоопасного» региона Ближнего Востока, а также проявляя озабоченность продолжением роста этой зависимости, разработана «чрезвычайная система ответственности АТР», как часть общемировой стратегии энергетической безопасности. Речь идет о финансировании глобального стратегического топливного резерва на базе ресурсов России, Каспия и стран Центральной Азии.

Нефтеимпортирующие страны АТР, чувствительные даже к кратковременным перебоям в поставках нефти, активно работают над созданием стратегических нефтяных резервов (СНР). Япония имеет СНР, способный обеспечивать нефтеперерабатывающую промышленность страны в течение 84 дней. Кроме того, частные нефтеперерабатывающие компании обязаны иметь запас, достаточный для обеспечения нефтью и нефтепродуктами в течение 70 дней. В Южной Корее действует система обязательного резервирования, рассчитанная на 107 дней потребления, причем 46% этого запаса является стратегическим запасом государства и 54% - коммерческим запасом частных компаний. Небольшие резервы имеют Австралия, Новая Зеландия, Тайвань, Индонезия и Таиланд. Начинается формирование стратегических нефтяных резервов в Китае и Индии.

ЕВРОПЕЙСКИЙ РЫНОК занимает 25% мирового потребления нефти и 26% мирового импорта.

В существенной степени европейский рынок зависит от поставок с месторождений Северного моря, потенциал которых постепенно исчерпывается. На европейском рынке высока конкуренция: кроме стран бассейна Северного моря присутствуют поставки из России, Северной Африки, ближневосточных стран. Здесь в скором времени может появиться «большая» нефть Каспия, а также иранская нефть.

На европейском нефтяном рынке 35% - это поставки нефти с акваторий Северного и Норвежского морей, 24% обеспечивается за счет поставок из России и Казахстана, 13% - из стран Северной Африки (Алжир, Ливия, Египет), 5% - из Нигерии, 23% - из стран Ближнего Востока. При этом нефть Северного и Норвежского морей обеспечивает в основном страны Северной и Северо-Западной Европы, российская нефть - страны Северо-Западной, Центральной и Восточной Европы, североафриканская, нигерийская и ближневосточная нефть - страны Средиземноморья.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: