double arrow

Размен с последующим выигрышем темпа


Предыдущая игра при всей ее краткости содержит в себе маневр, слагающийся из двух отдельных моментов. Для чего, например, было сыграно 2. ed?

№4

Ход белых. Они разменивают пешку, чтобы завлечь фигуру противника на "скомпрометированное" поле

Ответ гласит: для того, чтобы завлечь неприятельскую фи­гуру на подверженное атакам ("скомпрометированное") поле. Это – первая часть маневра. Вторая часть (3. NсЗ) заключа­лась в использовании скомпрометированного поло­жения этой фигуры.

Разобранный двухходовый маневр для начинающего очень поучителен. Рассмотрим еще примеры.

1. d4 d5 2. c4 Nf6 3. cd! Здесь возникают два варианта (две возможности): если 3...Qxd5, то 4. Nс3; если же 3...Nxd5, то4. е4. В обоих случаях белые делают на 4-м ходу полноцен­ный, развивающий ход, на ко­торый черные отвечают "бегом на месте". У начинающего может возникнуть мысль: для чего же в таком случае черные берут пеш­ку? (Нам даже приходилось наб­людать, как иные пронырливые "дельцы" обнаруживали в шах­матах совершенно несвойствен­ное им благородство мысли и поступков – они "отдавали", ни­чего не беря взамен.) Опытный шахматист знает, что при нор­мальных условиях он вынужден отобрать свою пешку, иначе будет нарушено материальное равновесие. При наличии такой вынужденности ясно, что обратное взятие заставляет про­тивника потерять ход (темп); он в этот момент ничего не де­лает для развития, за исклю­чением, конечно, того случая, когда взятие достигается одно­временным развитием фигуры.

Возьмем другой пример:1. е4 е5 2. f4 Nf6 3. fe Nxе4 (это вынужденно, так как иначе чер­ные потеряют пешку без вся­кой компенсации, то есть не по­лучая ничего взамен) 4. Nf3 (чтобы помешать ходу 4...Qh4+) 4...Nс6 5. d3 (логичес­кое использование размена f4xе5) 5...Nс5 6. d4 Ne4 7. d5, и белые имеют возможность (пос­ле 7...Nb8) выиграть новый ряд темпов посредством Bf1-d3 или Nb1-d2. На последнюю возможность следует обратить особое внимание: размен коня е4 (этого "пожирателя темпов") на "новорожденного" коня d2 означает для черных ряд потерь во времени, так как с исчезно­вением коня е4 с доски исчезают и все "проглоченные" им темпы – на доске их больше не видно.

Иногда в маневре размен и выигрыш темпа случается вре­менный перерыв. Например: 1. е4 е5 2. f4 d5 3. ed Qxd5 4. Nс3! Qе6. Здесь, казалось бы, белым выгодно сыграть5. fe, так как благодаря этому черный ферзь после5...Qxе5 попадает на "скомпрометированное" поле е5. Однако следует5...Qxе5с шахом, и белые как будто бы не в состоянии использовать положение ферзя. Этим смущать­ся не надо, так как шах создает лишь временный перерыв в ма­невре. В самом деле, после 5...Qxе5+ белые сыграют просто 6. Bе2 (в частности, еще лучше 6. Qе2) и все-таки выиграют темпы за счет неудачного положения ферзя посредством Ng1-f3 или d2-d4. Например:6...Bg4 7. d4 (но не 7. Nf3 Bxf3, и ферзю черных нет надобности двигаться)7...Bxе2! 8. Ngxe2 Qе6 9. 0-0, и у белых 5 лишних темпов (оба коня и ладья развиты, пешка находится в центре, да и король в безопас­ности, что тоже стоит темпа), в то время как у черных только один, в сущности, темп – ферзь на е6. Но и этот темп будет поте­рян, так как ферзь должен будет двигаться снова (его сгонит ход Nf4); итак, преимущество бе­лых в развитии равно по мень­шей мере 5 темпам. Этого пре­имущества белые добились мето­дичным применением маневра "размен с выигрышем темпа", в котором шах создал только временный перерыв.




5. Ликвидация напряжения (упрощение) с последующим раз­витием или последующим осво­бождением игры.

Если свободное развитие на­шей игры, наталкиваясь на ме­шающие контрманевры против­ника, начинает становиться за­труднительным, то с таким по­ложением необходимо быстро и решительно покончить. Полуме­ры здесь не годятся. Поясним сказанное на следующем при­мере:1. е4 е5 2. Nf3 Nc6 3. d4 d5. Последний ход черных рискован; на активный ход 3. d4 черным не следовало бы стремиться немедленно ответить таким же ходом. В этом источник некоторых последующих затруднений: 4. ed Qxd5 5. Nc3 Bb4. Черные временно избавились от необходимости пойти в дебюте ферзем вторично. Однако после 6. Bd2 обнаруживаются некоторые неудобства, так как уйти ферзем – значит потерять темп.



№5

Черные упрощают положение.
Каким образом?

Правильно будет разменяться – 6...Bxс3 (энергичная ликвидация) и после 7. Bxс3 продолжать дальше в том же стиле: 7...ed(но только не бегство от возникшей задачи посредством е5-е4 или защитительный ход вроде Bс8-g4 – для этого в дебюте нет времени!), и после8. Nxd4 черные продолжают развитие путем 8...Nf6. Мы видим, что черные ликвидировали напряжение в центре (наряду с разменом это является главным признаком законченной ликвидации) и при этом нисколько не отстали в развитии.

Вернемся к разобранным ходам: 1. e4 e5 2. Nf3 Nc6 3. d4 d5 – и посмотрим, не могут ли белые создать большие затруднения для черных посредством 4. Bb5! После этого хода угрожает 5. Nxе5. Что черным делать? Защитительный ход 4...Bd7 в данном случае так же недостаточен, как и связывающий коня f3 ход 4...Bg4. Обоим ходам присуща та ошибка, что они совершенно не стремятся ликвидировать напряжение в центре. При ходе 4...Bd7 проигрывается (после 5. ed Nxd4 6. Bxd7+ Qxd7 7. Nxd4 ed 8. Qxd4) важная центральная пешка, а на 4...Bg4 могло бы последовать: 5. h3 (здесь это – вынуждающий ход) 5...Bxf3 (самое лучшее; если 5...Bh5?, то 6. g4 и Nxе5) 6. Qxf3 (отсюда ферзь оказывает сильное воздействие на центр) 6...Nf6 7. ed e4 (иначе теряется пешка) 8. Qe3! Qxd5 9. c4, и у белых значительное преимущество.

№6

Ход черных. Им необходимо ликвидировать напряжение в центре, чтобы получить потом возможность свободного развития. Как это сделать?

Относительно лучшее для черных – немедленный ход 4...de.Черные ликвидируют этим напряжение в центре, которое опасно затягивать.

Могло бы последовать 5. Nxe5 Bd7 (этим черные угрожают выиграть фигуру посредством 6...Nxе5) 6. Bxc6 Bxc6 7. 0-0 Bd6 8. Nxc6 bc 9. Nc3 f5, и черные стоят недурно, имея при том удовлетворительное развитие; или 6. Bxc6 Bxc6 7. Nc3 Bb4 8. 0-0 Bxc3 9. bc, и черные играют хотя бы 9...Ne7. После 10. Qg4 0-0 11.Nxc6 Nxc6 12. Qxe4 белые, правда, выигрывают пешку, но зато черные занимают линию "е" посредством 12...Re8 и после 13. Qf3 Na5! (развитие окончено – начинается маневрирование) играют при случае с7-с6 и занимают слабые для белых поля с4 и d5 при помощи Nс4 и Qd5; их положение даже несколько лучше. Итак, проведенная вовремя ликвидация напряжения снова вывела на правильную дорогу начинавшее уже возбуждать сомнения развитие черных (возможно и 4...ed 5. Qxd4 de. – (Прим. ред.).

Другим примером может послужить известный вариант итальянской партии: 1. e4 e5 2. Nf3 Nc6 3. Bc4 Bc5 4. c3 Nf6 5. d4 ed (вынужденная сдача центра) 6. cd Bb4+7. Bd2. Теперь возникла маленькая угроза пункту b4, а именно: при случае Bxf7+ с последующим Qb3+ и т.д. С другой стороны, центральные пешки белых очень сильны, и разрыв их с помощью d7–d5 представляется абсолютно необходимым. Однако если сразу 7...d5 8.ed Nxd5, то последует 9. Bxb4 Ncxb4 (или Ndxb4) 10. Qb3, и положение белых несколько лучше. Правильно 7...Bxd2+ (ликвидируя угрозы на b4) 8. Nbxd2, и теперь черные освобождают свою игру посредством 8...d5. После 9. ed Nxd5 10. Qb3они стратегическим отступлением10...Nce7 обеспечивают себе равную игру.

Итак, как мы видели, правильно и своевременно примененный размен является превосходным тактическим приемом и основой двух рассмотренных нами типичных маневров: 1) раз­мен с последующим выигрышем темпа, 2) ликвидация напря­жения с последующим развитием или освобождением игры. Нуж­но, однако, настойчиво предосте­речь изучающего от разменов "на авось" – вслепую: сделать не­сколько ходов фигурой для того, чтобы ее потом обменять на не­двигавшуюся фигуру противни­ка, и есть как раз типичная для начинающего ошибка. Менять­ся следует лишь в указанных двух случаях.

Приведем еще один пример неудачного (необоснованного) размена: 1. e4 e5 2. d4 ed 3. c3 (белые жертвуют пешку – играют гамбит) 3...Bc5? Примечательно, что первой мыслью начинающего является обычно соображение, что ход 3...dc нехорош; возможно, что он вычитал где-нибудь, что "в дебюте не следует играть на выигрыш пешки". Поэтому он избирает ход 3...Bc5, а печальные его последствия таковы: 4. cd Bb4+(повторный ход фигурой в дебюте!) 5. Bd2! Bxd2+ (это уже, к сожалению, вынужденно) 6. Nbxd2, и преимущество белых равняется 3 темпам. Ошибка черных заключалась уже в ходе 3...Bc5, а после 4. cd лучше было сыграть 4...Bb6, а не 4...Bb4+, что привело к невыгодному размену.

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: