double arrow

Время освобождения


Основной принцип освобождения, аналогичный в Махамудре и Дзогчен, — это растворение психофизических совокупностей в основном пространстве явлений без остатка ещё при этой жизни. В тантре Гора Драгоценностей говорится так:

Благодаря тому, что это усвоено вашим умом,

В силу непроявленного безмыслия

Все явления естественным образом растворяются,

И всё в полной открытости

Становится природой великого пустотного восприятия.

Четыре элемента — земля, вода, огонь и ветер —

Не проявляются в своих индивидуальных свойствах,

А исчезают как туман в пространстве.

Разнообразные виды заблуждающегося цепляния

Не возникают, о чём бы вы ни думали.

Помимо этого естественным образом исчезают аспекты воспринимающего и воспринимаемого,

Ибо они спонтанно исчерпываются в непроявленном состоянии.

Переживая это в своём собственном восприятии,

Все существа тоже становятся такими же.

Практикующие Тогал отличаются тем, что у них исчезают все внешние материальные объекты, возникающие из-за омрачённого восприятия, в то время, когда они достигают мастерства в действительных мирах будд внутренней мудрости. Достигнув мастерства в рождении и вхождении (в чистые земли и мудрость) посредством великой иллюзорной трансформации тела, ставшего подобным отражению луны в воде, вы приносите пользу существам до краёв пространства. Люди со средними способностями смогут вдохновить своих учеников, оставив после смерти реликвии в костях, мощах, (проявившихся) слогах, а также звуки грома, землетрясения, радуги и цветочные дожди. Таковы знаки, что они освободятся в одном из состояний бардо. Даже люди с меньшими способностями родятся из цветка лотоса в мире естественной нирманакаи. Получив посвящения и пророчества, они пройдут там остаток пути и достигнут просветления.

Каи

В любом случае все преходящие омрачения кармы, беспокоящие эмоции, стереотипные привычки и двойственное восприятие очистятся естественным образом, потому что все концептуальные понятия будут исчерпаны, и не останется даже мельчайших понятий и тенденций. Пребывание в присущем, пустотном и воспринимающем состоянии великого блаженства — непрерывном круге неделимых пространства и мудрости — называется дхармакаей.

Различные высказывания, имеющиеся в сутрах и тантрах, о том, что дхармакая пребывает в форме с ликом и руками, предназначены для усмирения соответствующего типа людей. Однако есть люди, которые создают кучу различной писанины с множеством противоречащих моментов, выдёргивая из контекста некоторые из таких цитат. Насколько я понимаю, человек не постигает естественное состояние дхармакаи, споря о том, возможно ли установить какое-то частное однобокое воззрение и соответствует ли оно действительности.

Дхармакая не является объектом мысли и описания и не лежит в зоне постоянства и нигилизма. Даже если вы будете сто кальп усердствовать в интеллектуальных опровержениях и доказательствах при помощи фиксирующих мыслей, вы абсолютно точно не увидите естественный облик нагой дхармакаи. Но когда вы постигли абсолютную природу изначальной чистоты так, как есть, мне кажется, будет достаточно просто обнаружить дхармакаю внутри себя без каких-либо логических диспутов.

Из естественного излучения несотворённой дхармакаи спонтанное присутствие самбхогакаи автоматически проявляется в пятикратных мандалах мудрости, в формах, наделённых основными и второстепенными знаками превосходства и без усилий приносящих пользу бодхисаттвам и видьядхарам на десяти бхуми.

Непрерывной силой выражения единства двух этих кай и благодаря созревшим эффектам зёрен бодхичитты и молитв, посеянных ещё во время пути, проявляется невообразимое количество сострадательных нирманакай для усмирения тех, кто нуждается. Они проявляются в виде бесконечных и непостижимых эманаций в различных местах и различных типах существ в соответствии с видениями тех, кто нуждается в усмирении. В сущности, у нирманакай нет преднамеренных идей о субъекте и объектах. Они не фиксируются на разделении себя и других. В силу благопожеланий и сострадательных устремлений они осуществляют надежды и желания каждого существа, так же, как всеисполняющая драгоценность или всеисполняющее древо. Такова природа качеств и активностей всех победоносных.

Эти три кай, равно как четыре кай, пять кай или даже девять аспектов трёх кай, можно свести к двум: дхармакае и рупакае. В абсолютном смысле эти две кай обладают единым вкусом в дхармакае. Они подобны зеркалу и отражению в нём или же аналогичны небу и радуге — это пример. Если говорить о смысле, то они присутствуют как кай и мудрости, обусловленное и присущее, восприятие и пустотность, сущность и манифестация, пространство и пробуждённость — равностная и совершенная великая сфера спонтанного присутствия, превосходящая изменения и трансформации в любом из четырёх времён. Такое состояние известно как неделимость кай и мудрости.

Эти подробности объясняются детально во всех основных канонических текстах, поэтому я упомянул их здесь вкратце.

Эпилог

В миллиарде миров этой вселенной Вы не найдёте ничего, что превосходило бы удивительное Великое Совершенство,

Абсолютный экстракт обширных тайных учений победоносных,

Квинтэссенцию тайной сущности.

Хотя на его критику было потрачено много сил такими людьми,

Как Кукпа Лхацей и Палдзин,

Благословлённых демонической силой,

Кто станет отрицать, что бесчисленные

существа достигли тела света в Индии и Тибете?

В эти дни, когда солнце учений вот-вот сядет за западными горами,

Когда масляные курдюки ригидных умов невозможно смягчить маслом,

Даже если они выучат миллион сухих слов софистики и наук,

Людям, гордящимся своим знанием, не дано даже прочесть это.

Даже те, кто сел в судно учений Ранних Переводов,

Не поднимают высоко стяг отречения

И не усердствуют в том, чтобы

грести вёслами непривязанности,

Так кому же остаётся держать кровную линию видьядхар?

Скрывая врага — эгоцентричную привязанность — глубоко в сердце,

Они могут перебирать свои чётки сто лет,

Выкрикивая гневные мантры «Хунг Хунг! Пхэт Пхэт!

Защити, защити!

Останови, останови!»,

Но им не стоит надеяться на то, что им удастся покорить ядовитого демона, сидящего в уме.

Не зная, что спонтанно свободное раскрепощённое присутствие

Является природой миров трёх кай,

волшебным проявлением осознавания,

Разве практикующий, созерцающий очаровательный спектакль переживаний и видений,

Будет чем-то отличаться от кота, следящего за мышью?

Посредством изначальной чистоты

Трекчо оголите ригпа до наготы.

Без привязанности, очистите миры через светоносные видения Тогал.

Не надеясь и не предвкушая показателей четырёх видений,

Практикуйте таким образом, и вы овладеете престолом Самантабхадры.

Хотя такой невежда, как я,

Не способен ни объяснять, ни учить, ни составлять тексты,

Я написал это по просьбе Йогина Цултрима Зангпо.

За все ошибки в словах и смысле, за изъяны неправильных мест

Я раскаиваюсь открыто перед моими учителями.

Пусть вся добродетель, примером которой служит моё благородное намерение,

Будет направлена всем существам, заполняющим небо.

Силой и благословением чудесного сострадания

Всех будд и бодхисаттв линий Ума,

Символа и Устной Передачи,

А также силой природы трёх кай и пяти мудростей,

Спонтанно присутствующих в потоке существ испокон веков,

Пусть светильник глубочайшей сущности, учения Дзогчен,

Устранит присущие чувствующим существам омрачения.

В пространстве дхармадхату, обладающем тройной пробуждённостью,

Пусть всё благоприятствует равностному и совершенному просветлению!


Сейчас читают про: