По С. И. Сидору (1989 г.)

Таблица 4

Природно-хозяйственные районы
Административный состав Промышленно- транспортные узлы Промышленные центры
I. Северная Беларусь (Поозерье)
Витебская область (все администра­тивные районы); Гродненская область (Островецкий, Ошмянский, Сморгонский районы); Минская область (Мя-дельский и Вилейский районы) Витебский Оршанский Полоцкий Новолукомль Лепель Поставы Глубокое Вилейка Сморгонь
II. Центральная Беларусь
Гродненская область (кроме Островецкого, Ошмянского, Сморгонского районов); Минская область (кроме Мядельского, Вилейского, Солигорского, Любанского и Стародорожского районов); Могилевская область (кроме Глусского района); Гомель­ская область (Рогачевский и Кормянский районы); Брестская область (Каменецкий, Пружанский, Барановичский, Ляховичский районы) Минский Гродненский Барановичский Могилевский Бобруйский Лида Слоним Слуцк Осиповичи
III. Южная Беларусь (Полесье)
Брестская область (кроме Каменецкого, Пружанского, Барановичского, Ляховичского районов); Минская об­ласть (Солигорский, Любанский, Стародорожский районы); Гомельская область (кроме Рогачевского и Кормянского районов); Могилевская об­ласть (Глусский район) Гомельский Брестский Пинский Мозырский Жлобинский Лунинецкий Кобринский Светлогорск Солигорск Речица

Следует признать, что природно-хозяйственное районирова­ние хорошо раскрывает взаимосвязь природных условий районов с характером расселения сельского населения и степенью сельско­хозяйственной освоенности территории. Вместе с тем оно, приме­нительно к условиям Беларуси, не в состоянии объяснить геогра­фию крупных хозяйственных и промышленных центров, про­странственно организующих всю социальную и хозяйственную жизнь. Здесь на первый план выходят не природные условия, а со­циально-экономические факторы. Такие, как экономико-геогра­фическое положение, транзитные транспортные магистрали, дей­ствие закона территориальной концентрации населения и произ­водства и др., исторические обстоятельства. Следует отметить, что и в пределах природно-географических районов выделяются в ка­честве форм пространственной организации хозяйственной деятель­ности те же крупные промышленно-транспортные узлы и центры, что и в предыдущих схемах районирования.

С 1970-х гг. в советской экономической и экономико-географической науке, наряду с экономическим и природно-хозяйственным районированием, оперирующим, как правило, крупными по территории районами, все большее внимание начинает уделяться дробному социально-экономическому районированию. Его цель — выделить внутри крупных экономических районов такие территории, в пределах которых осуществляется удовлетворение основных потребностей человека (в труде, бытовом и культурном обслуживании, рекреации), а также возможно создание благоприятных условий для эффективного, сбалансированного развития производства и расселения. Для формирования таких территориальных социально-экономических комп­лексов (систем) решающее значение стали придавать городам, как районообразующим центрам. Именно зоны их воздействия на прилегающую территорию принимались во внимание при оп­ределении контуров интегральных социально-экономических районов.

В Беларуси данное направление в интегральном экономико-ге­ографическом районировании развивалось в НИЭИ Госплана БССР в конце 1970-х — начале 1980-х гг. при разработке Схем развития и размещения производительных сил республики. Так, Я. М. Александрович, один из авторов разрабатывавшихся Схем..., всесторонне обосновал целесообразность выделения в пределах БССР (являвшейся крупным экономическим районом СССР) «внутрирайонных ТПК и на их основе — территориально-группо­вых систем расселения, т. е. своеобразных социально-экономиче­ских регионов, объединяющих группу административных районов с общей территорией и локализацией местных экономических, куль­турно-бытовых, трудовых и других видов связей».

При этом для социально-экономического районирования бы­ли использованы теоретико-методологические положения о сущ­ности ТПК (обеспечение специализации и комплексности разви­тия хозяйства, выделяемых регионов) и учтено возросшее районообразующее влияние непроизводственной сферы — роль реги­ональных центров с достаточно развитой экономической базой и социальной инфраструктурой и их взаимосвязь с центрами низ­шего ранга. Учитывался также принцип единства социаль­но-экономического районирования и административно-террито­риального деления, так как это должно обеспечивать наилучшее сочетание объекта планирования и управляющих органов (отме­чалась целесообразность совершенствования административ­но-территориального деления республики).

В результате на территории БССР были выделены 19 ТПК (со­циально-экономических регионов) и определены их основные па­раметры (без Минского региона, который значительно крупнее всех остальных): численность населения -- 250—800 тыс. чел., в том числе региональный центр (свыше 50 тыс. чел.); территория — 7—15 тыс. км2, радиус зоны тяготения — 80—100 км (транспортная доступность — в пределах двух часов). По каждому из 19 регионов были определены масштабы и основные направления развития в перспективе, специализация промышленности и на этой основе дана их укрупненная типология.

Как следует из данных табл. 5, выделенные социально-эко­номические регионы практически представляют собой зоны тя­готения к тем же региональным центрам (промышленно-транспортным узлам и промышленным центрам), которые выделя­лись в уже рассмотренных видах экономико-географического районирования Беларуси, что свидетельствует об объективности процесса формирования в пределах страны территориальных со­циально-экономических систем, менее крупных, чем областные. Об этом же свидетельствует и разработанная в 1980-х гг. Пирожником экономико-географическая типология административных районов БССР по комплексу социальных, экономических и географических признаков.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: