Исполнение налогоплательщиками своих обязанностей обес-печивается мерами государственного принуждения. Среди них: применение установленных законодательством санкцый (в фор-ме штрафа) как мер ответственности за налоговые правонару-
шения, а также мер к принудителъному взысканию недоимок по налогам. Кроме того, в качестве способов обеспеченыя исполнения обязанносты по уплате налога могут быть использованы: залог имущества, поручительство, пеня, приостановление операций по счетам с наложением ареста на имущество налогоплательщи-ка (гл. 11 НК РФ). Пеня начисляется за каждый день просрочки в размере одной трехсотой действующей в этот период ставки рефинансирования Центрального банка РФ, но не более 0,1% в день. Принудительное взыскание недоимки по налогу и суммы пеней производится с организаций в бесспорном порядке, а с физических лиц — в судебном (ст. 45 и 75 НК РФ). Постановле-нием Конституционного Суда от 17 декабря 1996 г. признаны конституционными нормы о взыскании в бесспорном порядке недоимок по налогам и пени с организаций. Однако применение такого порядка без ых согласия при взыскании штрафных финан-совых санкций суд счел противоречащим Конституции РФ.
|
|
НК РФ (раздел VI) ввел понятия налогового правонарушения и налоговой санкции, существенно изменив нормы ранее принято-го законодательства по вопросам ответственности за правонару-шения в данной сфере.
Налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодателъства о налогах и сбо-рах) деяние (действие или бездействие) налогоплателыцика, нало-гового агента и иных лиц, за которое установлена ответствен-ностъ НК РФ (ст. 106).
Ответственность за совершение налоговых правонарушений несут организации и физические лица в случаях, предусмотрен-ных гл. 16 Кодекса. Физическое лицо может быть привлечено к налоговой ответственности с шестнадцатилетнего возраста. Срок давносты применения ответственности за совершение на-логовых правонарушений составляет три года. Кодекс предус-матривает виды налоговых правонарушений, детально опреде-ляя их признаки (ст. 116—129) и включая в их перечень право-нарушения, совершенные не только налогоплательщиками, но и другими лицами (свидетелями, экспертами и т. д.). Особо сле-дует отметить, что согласно Кодексу налоговым правонаруше-нием может быть признано лишь виновно совершенное проти-воправное действие (или бездействие), чем положен конец спо-Рам о необходимости учета вины в данных правонарушениях.
Среди налоговых правонарушений называются нарушение срока поетановки на учет в налоговом органе, непредставление
|
|
Учебник: Краткий курс. Особенная часть
Глава 13. Налоговое право: общие положения
налоговой декларации и иных документов, неуплата или непол-ная уплата сумм налога, невыполнение налоговым агентом обя-занности по удержанию и (или) перечислению налогов и др. Кодекс установил налоговые санкции, являющиеся мерой ответ-ственности за совершение налоговых правонарушений. Они предусмотрены в виде денежных взысканий (штрафов), выра-женных в разных формах и размерах: в твердых денежных сум-мах (от 50 руб. до 15 тыс. руб.) и в процентах к определенным суммам (от 10 до 40%). Налоговые санкции применяются по решению налоговых органов. В случае обжалования налогопла-телыциком оно может быть принудительно исполнено только по решению суда1. Это относится ко всем налогоплательщи-кам — и к организациям, и к физическим лицам.
Рассмотренные налоговые санкции представляют разновид-ность финансово-правовых санкций. Следует иметь в виду, что за совершенные в сфере налогообложения противоправные де-яния может наступить также уголовная, административная и дисциплинарная ответственность. Налоговая ответственность физического лица, предусмотренная НК РФ, наступает только в том случае, если совершенное им деяние не содержит призна-ков состава преступления по уголовному законодательству РФ (ст. 194, 198, 199 УК РФ). Что касается организаций, то привле-чение их к ответственности за совершение налогового правона-рушения не освобождает должностных лиц этих организаций при наличии соответствующих оснований от административ-ной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной за-конами РФ.
Так, КоАП РФ устанавливает ответственность должностных лиц организаций в виде админыстративного штрафа за нару-шение срока постановки на учет в налоговом органе; срока представления сведений об открытии и закрытии счета в бан-ке; срока представления декларации; за непредставление све-дений, необходимых для осуществления налогового контроля (ст. 15.3-15.6),
Вместе с тем при нарушении прав и законных интересов налогоплательщиков (плательщиков сборов), как и других уча-стников налоговых правоотношений, законодательство предус-
1 См. по этому вопросу постановление и определения Конституци-онного Суда РФ от 17 декабря 1996 г., от 6 ноября 1997 г. и от 4 фев-раля 1999 г. (СЗ РФ. 1997. № 1. Ст. 197; № 50. Ст. 5710; 1999. № 13-Ст. 1648).
матривает возможность их защиты в административном или су-дебном порядке.
К средствам (этапам) защиты этих прав и интересов отно-сится обжалование действий налоговых органов. НК РФ, опира-ясь на ранее принятое законодательство и Конституцию РФ, конкретизировал процедуру их обжалования.
Кодекс закрепляет право каждого налогоплательщика (или налогового агента) обжаловать акты налоговых органов ненор-мативного характера, действия или бездействие их должност-ных лиц, если, по мнению налогоплательщика или налогового агента, они нарушают его права.
По усмотрению налогоплателыцика с жалобой можно обра-титься в вышестоящий налоговый орган (к вышестоящему долж-ностному лицу), т. е. в административном (внесудебном) поряд-ке, или в суд.
Согласно ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав. При этом жалоба в административ-ном порядке не исключает права на одновременную или после-дующую подачу аналогичной жалобы в суд. В порядке, предус-мотренном федеральным законодательством, могут быть обжа-лованы и нормативные акты налоговых органов.
Организации и граждане при использовании судебного поряд-ка защиты своих прав в налоговых правоотношениях (как пуб-личных правоотношениях) согласно АПК РФ (ст. 4, 26, 29) вправе обратиться с заявлением в арбитражный суд. К органи-зациям и гражданам в данном случае АПК РФ относит органи-зации, как имеющие, так и не имеющие статус юридического лица, а также граждан, имеющих и не имеющих статус индиви-дуального предпринимателя, с учетом подведомственности ар-битражному суду дел в сфере предпринимательской и иной эко-номической деятельности. При других обстоятельствах гражда-не могут подать исковые заявления в суд общей юрисдикции в соответствии с законодательством об обжаловании в суд непра-вомерных действий государственных органов и должностных лиц'. Рассмотрение этих дел производится в порядке граждан-ского судопроизводства с учетом особенностей, установленных вышеназванным законодательством.
|
|
1 См.: Закон РФ от 27 апреля 1993 г. «Об обжаловании в суд дей-ствий и решений, нарушающих права и свободы граждан» // Ведомо-сти Рф. 1993. № 19. Ст. 685; СЗ РФ. 1995. № 51. Ст. 4970.
Учебник: Краткий курс. Особенная часть
Глава 13. Налоговое право: общие положения
Важная роль в защите прав налогоплателыциков (как и дру-гих субъектов налогового права) принадлежит Конституцион-ному Суду РФ, в компетенцию которого входит разрешение дел о соответствии Конституции РФ законов и других нормативных актов. Он проверяет конституционностъ закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, по жалобам граждан о нарушении их конституционных прав. Это относится и к сфере налоговых правоотношений.
Широко используется и административный порядок обжало-вания действий налоговых органов, как более оперативный. К тому же, как отмечалось выше, налогоплательщик не лишается права обратиться в суд. Согласно НК РФ жалоба на акт налого вого органа, действие или бездействие его должностного лица подается соответственно в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу этого органа в течение трех месяцев со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о нарушении своих прав. Этот срок может быть восста-новлен при наличии уважительной причины его пропуска. Жа-лоба должна быть рассмотрена в срок не позднее одного месяца со дня ее получения. О принятом решении налогоплательщику должно быть сообщено в письменной форме в течение трех дней. Однако подача жалобы не прыостанавливает исполнения обжалуе-мого акта или действыя. Но налоговый орган (должностное лицо) вправе приостановить полностью или частично их исполнение, если имеются достаточные основания считать данные акты или действия не соответствующими законодательству.
|
|
Права налогоплателыциков на защиту своих законных инте-ресов обеспечиваются соответствующими обязанностями долж-ностных лиц налоговых органов. За неправомерные действия или бездействие они несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.
Существенной стороной защиты прав и законных интересов налогоплателыциков являются предусмотренные законодатель-ством гарантии возмещения им убытков, причиненных непра-вомерными действиями (решениями) или бездействием работ-ников налоговых органов. Эти убытки должны возмещаться за счет средств федерального бюджета (ст. 35 НК РФ). В целях защиты своих прав налогоплательщик может обратиться в орга-ны прокуратуры РФ, которая осуществляет надзор за исполне-нием законов, включая и налоговое законодательство, за соблю-дением прав гражданина, в том числе органами контроля и их должностными лицами.