double arrow

КРИТИКА


Вот несколько определений понятия «критика»: неодобрение, упрек в адрес кого-то ил|) чего-то, интеллектуальное или моральное суждение; суровый, нелицеприятный характер суждений. \

В глубинной основе человеческой склонности к критике лежит вечное стремление улучшить себя, превзойти свои возможности. Такого рода критику можно рассматривать как конструктивную — если она объективна и не содержит суждения. Но человек чаще и охотнее критикует и себя, и других не столько в конструктивном, сколько в уничижительном, неодобрительном ключе. Любители критиковать —это ярко выраженные перфекци-онисты: идеализируя объект своей критики, они начинают слишком многого от него требовать. Естественно, такое же отношение у них складывается и к самим себе, и они критикуют себя всегда и за все.

Такая форма критики начинается с СУЖДЕНИЯ. Мы судим по своим личным критериям, в соответствии с тем, что мы усвоили как «хорошее» и «плохое», приемлемое и неприемлемое. И поэтому критикуем все, что противоречит нашим привычным мыслям и действиям; мы судим по своей системе ценностей, основываясь на собственных верованиях. Примеры: кто-то критикует кого-то за медлительность (или за поспешность); другой считает выполненную работу посредственной (по своим критериям); третий критикует того, кто ест слишком много (или кто ест плохо); еще кто-то считает кого-то слишком требовательным (или слишком снисходительным)... От всех этих разновидностей критики никому никакого проку.

Когда ты критикуешь человека с целью унизить его или доказать ему, что он недостоин, то других людей это побуждает критиковать и тебя, поскольку они отражают то, что происходит в тебе. Они находятся в твоем окружении не случайно: они привлекают твое внимание к тому факту, что тебе и себя придется критиковать, когда ты позволишь себе подобное поведение. Выражение «в своем глазу бревна не видит» означает, что, как бы ты ни старался отмежеваться от тех, кого критикуешь, придет день, когда ты уже не в силах будешь КОНТРОЛИРОВАТЬ себя — и станешь действовать в точности так, как критикуемые тобой люди. Если кто-то тебя критикует за чрезмерную требовательность, или расточительность, или медлительность —дай себе честный ответ на вопрос: «А не бывает ли так, что в глубине души я сам критикую себя за излишнюю требовательность (расточительность, медлительность)?»

Учти, однако, что прекратить критику с завтрашнего утра невозможно. Лучше не стремиться сразу перестать критиковать, а позволить себе это, принять себя в этой своей привычке. Ведь привычку к критике можно использовать конструктивно, как замечательное средство познания и улучшения самого себя. Для того чтобы открыть этот аспект своей психики, лучше всего подходит метод ЗЕРКАЛА. Если ты относишься к тому типу людей, которые критикуют преимущественно самих себя, это означает, что ты нереалистичен в оценке своих возможностей и ограничений, что ты требуешь от себя слишком много. Это указывает на дефицит ЛЮБВИ К СЕБЕ. Ты плохо управляешь своей ПЕРФЕКЦИО-НИСТСКОЙ частью.

ЛГАТЬ 145

I

AfATb

Вводить в заблуждение, обманывать посредством неадекватной ВИДИМОСТИ или иного неистинного представления; выдавать за истину заведомую неправду или отрицать заведомо правдивые сведения.

В духовном плане ложь означает несоответствие между тем, что мы думаем, чувствуем, говорим и делаем, — поскольку обычно подразумевается, что, если человек принимает решение говорить, то сказанное не должно противоречить тому, что он думает или чувствует.

На уровне сознания ложь можно понимать как МЕХАНИЗМ ЗАЩИТЫ. Когда человек лжет, он предполагает, что таким образом уберегает себя от досадных последствий, с которыми не готов иметь дело. Он мог развить в себе эту склонность еще в детстве — как средство выживания и самозащиты, — а со временем она превратилась в стойкую привычку, нормальное (для этого человека) средство самовыражения.

Хотя у всех людей, вообще говоря, есть искреннее желание быть правдивыми (естественная потребность ментального тела человеческой личности), каждый индивид, прячущийся под маской лжи или искажающий правду, фактически, позволяет манипулировать собой некоторой своей внутренней части, которая боится быть обнаруженной; другими словами, этот человек боится быть самим собой. И его боязнь оказывается сильнее, чем желание говорить правду. Но ведь все мы хотим когда-то снова стать самими собой, настоящими, искренними и ПРОЗРАЧНЫМИ; поэтому прежде всего нам необходимо научиться смотреть в лицо собственным СТРАХАМ.

Нужно помнить, что этот принцип справедлив и для других людей. Поэтому, когда ты видишь человека, который пытается лгать, поставь себя на его место именно в этот момент и почувствуй его страх, почувствуй, что он лжет ради самозащиты: его ограничения не позволяют ему быть настоящим и открытым. В действительности он не лгун, а всего лишь трус в эту минуту. Это замечательный способ воспитать в себе сострадание к ближним, которые страдают этой склонностью, да и к себе самому — когда тебе бывает так страшно, что ты не видишь другого выхода, кроме лжи.

Кроме того, необходимо понимать, что применение лжи в качестве средства защиты — очень распространенная человеческая слабость; и всякий раз, когда человек лжет, он лжет и самому себе, поскольку в такой момент не является самим собой. Таким образом, в следующий раз, когда тебе придется лгать, просто осознай свои страхи и пределы и не суди себя: вспомни, что и страхи, и пределы — человеческие свойства. Это самый лучший способ научиться управлять своей привычкой лгать, а затем постепенно отказаться от этого средства защиты. Наконец, тебе важно более глубоко осознать, что означает быть НАСТОЯЩИМ —здесь этому понятию уделяется самое серьезное внимание.

ЛЕГКОСТЬ


Сейчас читают про: