double arrow

Что представляют собой правовые основы формирования и развития внутреннего энергетического рынка?

Либерализация энергетического рынка государств-членов, предусмотренная в Рабочем документе Комиссии 1988 г., началась с принятием 26 июня 1990 г. Директивы 90/377/ЕЭС, касающейся процедуры Сообщества по повышению прозрачности цен на газ и электричество для конечных потребителей. Директива обязала государства-члены предоставлять Статистическому бюро Европейских сообществ информацию о рыночных ценах на электричество и природный газ. Сообщество добилось того, что такая информация не может быть конфиденциальной, и установило в известной мере контроль за ценообразованием на энергетических рынках, что привело к выравниванию цен на электричество и газ по Сообществу в целом.

Дальнейшие мероприятия Сообщества по регулированию процессов снабжения электроэнергией были закреплены Директивой 90/547/ЕЭС от 29 октября 1990 г. о транзите электричества через энергосистемы и Директивой 91/296/ЕЭС от 31 мая 1991 г. о транзите природного газа через энергосистемы. По своему содержанию обе директивы были "близнецами", основные правила транзита совпадали практически полностью.

Процесс либерализации рынка электроэнергии завершился принятием 19 декабря 1996 г. Директивы 96/92/ЕС относительно общих правил для внутреннего рынка электроэнергии. Полную либерализацию рынка газоснабжения предусмотрела Директива 98/30/ЕС от 22 июня 1998 г. относительно общих правил для внутреннего рынка природного газа.

В июле 2003 г. в энергетическом законодательстве была проведена коренная реформа. Четыре директивы относительно либерализации рынков снабжения газом и электричеством - Директива 90/547/ЕЭС, Директива 91/296/ЕЭС, Директива 96/92/ЕС и Директива 98/30/ЕС - были отменены. С 1 июля 2004 г. их место в правовом регулировании должны занять новые, модернизированные и кодифицированные документы - Директива Европейского парламента и Совета 2003/54/ЕС от 26 июня 2003 г. относительно общих правил на внутреннем рынке электричества и отмены Директивы 96/92/ЕС, а также Директива Европейского парламента и Совета 2003/55/ЕС от 26 июня 2003 г. относительно общих правил на внутреннем рынке природного газа и отмены Директивы 98/30/ЕС.

Директива 2003/54/ЕС определяет общие правила относительно генерации, передачи и поставок электроэнергии по Сообществу. В ней нашли отражение нормы об организации и функционировании энергетического сектора экономики государств-членов, критериях и условиях доступа на внутренний энергетический рынок Сообщества. Согласно Директиве 2003/54/ЕС государства-члены самостоятельно устанавливают права и обязанности предприятий электроснабжения и по своему усмотрению определяют доступ производителей электроэнергии на рынок либо на основе разрешительной, либо заявительной системы. Государства-члены должны обеспечивать доступ потребителей к системам электроснабжения на основе принципов недискриминации и транспарентности, в том числе и в отношении тарифов, а также предпринимать меры по поддержанию открытости своих энергетических рынков.

Положения Директивы 2003/54/ЕС дополняются нормами, закрепленными в Регламенте Совета и Европейского парламента (ЕС) N 1228/2003 от 26 июня 2003 г. об условиях доступа к сетям в целях трансграничного обмена электричеством. Этот Регламент нацелен на создание справедливых условий для трансграничного обмена электричеством при нормальной конкуренции и с учетом региональной специфики в государствах-членах путем установления единой тарификации при доступе на внутренний рынок ЕС.

Так называемая "газовая" Директива 2003/55/ЕС устанавливает общие правила для транспортировки, снабжения, поставок и хранения природного газа. Документ закладывает правила, относящиеся к организации и функционированию газового сектора экономики государств-членов, включая рынок снабжения сжиженным газом, обеспечивает гармонизацию положений о порядке доступа на рынок соответствующих предприятий. Директивой вводятся общие критерии и процедуры выдачи разрешений предприятиям на транспортировку, снабжение, поставки и хранение природного газа.

Директива 2003/55/ЕС направлена на демонополизацию и развитие рынка газоснабжения в государствах-членах путем его полного открытия, стимулирования конкуренции в газовом секторе, интеграцию газотранспортных сетей при учете зависимости газового рынка от поставщиков газа из третьих стран. В основу проведения выше обозначенных мероприятий документ закладывает принцип субсидиарности.

Принципиальное значение для обеспечения газоснабжения и снабжения нефтью имеет Директива Совета 94/22/ЕС от 30 мая 1994 г. об условиях предоставления и использования разрешений на разведку, исследование и разработку углеводородов - важнейших компонентов природного газа и нефти. Гармонизация правил относительно их разведки и разработки является существенным шагом для поддержания функционирования внутреннего энергетического рынка.

Ряд директив, также принятых Сообществом в начале 1990-х, был направлен на гармонизацию законодательных положений государств-членов относительно процедуры поставок для государственных нужд в энергетическом секторе. Это Директива Совета 93/38/ЕЭС от 14 июня 1993 г., координирующая процедуры поставок субъектами, осуществляющими деятельность в водном, энергетическом, транспортном и телекоммуникационном секторах, и Директива Совета 92/13/ЕЭС от 25 февраля 1992 г., координирующая законодательные, регламентарные и административные положения относительно применения правил Сообщества о процедурах поставок субъектами, осуществляющими деятельность в водном, энергетическом, транспортном и телекоммуникационном секторах. В 2009 г. Европейским парламентом и Советом утвержден новый "пакет" энергетического законодательства ЕС, призванный обеспечить еще большую либерализацию энергетического рынка, прежде всего в газовом и электроэнергетическом секторах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: