double arrow

Тема 7: Психические процессы в художественном творчестве


1. Формы художественного познания. Особенности памяти.

2. Особенности творческого мышления.

3. Воображение в творчестве

Когнитивные теории творчества рассматривают познавательные процессы – восприятия, памяти и мышления – ведущими в творческих способностях. Художественно-творческое познание включает все его формы – чувственное познание, интеллектуально-логическое и творческое.

Чувственное познание базируется на процессах ощущения и восприятия. Интеллектуальное познание необходимо для проникновения в сущность исторических событий и логики всего происходящего в настоящем, человеческой психики и явлений, которые не поддаются чувственному восприятию. В основе интеллектуального познания лежат память, логическое мышление и те операции анализа, синтеза, абстракции и обобщения, которые являются инструментами познания. Творческое познание характеризуется направленным исследованием природы неизвестных, непонятных, новых явлений в природе и обществе. Оно соответствует трехфазной структуре творческого процесса, начинается с фиксации объекта познания, включения поисковой активности, использования результатов исследования в деятельности.

В творческом познании, таким образом, интегрируются все познавательные процессы – ощущение, восприятие, память, воображение и мышление, – каждый из которых требует специального развития.

Память формирует человека. Вся структура учебной и профессиональной деятельности, в том числе и художественно-творческой, так или иначе базируется на памяти. Память лежит в основе скорости и прочности формирования двигательных навыков, что является главным показателем специальных способностей к конкретному виду профессиональной деятельности. Эта способность проявляется даже в неодинаковой успешности усвоения навыков к разным видам изобразительного искусства.

Особенно важна она в художественно-творческой деятельности, в которой помимо профессиональных знаний законов построения художественных произведений, требуется накопление опыта и знание всех особенностей человеческой психики во всех ее проявлениях и умения учитывать их у себя в процессе художественного творчества. То же самое касается и знания и понимания законов творчества, его главных операций и целей.

Вместе с тем, память является и главным «врагом» творчества, когда при решении какой-либо задачи всплывает шаблон, когда яркие впечатления от произведения других авторов порождают невольный плагиат. Поэтому творчество начинается с разрушения шаблонов, которые подсказывает память.

Память начинается с запечатления, которое само по себе имеет творческое начало. Надо учиться видеть как общее, так и конкретное. Установка на видение своеобразия и разнообразия в окружающих объектах является базой для формирования творческой памяти. Произвольное запоминание касается главным образом того материала, который не обладает теми качествами, которые запечатлеваются непроизвольно, не являются яркими, интересными, индивидуально значимыми, но продиктованы внешней необходимостью, либо индивидуальной значимостью.

Процесс хранения информации в памяти так же является творческим процессом. В подсознании происходит постоянный творческий процесс с хранящимся в памяти материалом, его перестройка, соединение несоединимого.

Творческая память характеризуется и большим объемом, и легкостью воспроизведения образных представлений и сочетанием разных видов памяти.

Быстрые, но глубокие восприятия оказываются в художественном творчестве более полезными, чем длительное аналитическое изучение, при котором детали объекта теряют свои связи с целым. Образ, сохраненный в памяти, является более надежной опорой для воображения, чем непосредственное восприятие, поскольку в нем уже вычленено существенное, выразительное. Отсюда следует, что память художника становится актом творчества.

Соотношение абстрактного и конкретно-чувственного, рационального и эмоционального в художественном творчестве – это проблема соотношения понятий и представлений, художественной идеи и ее воплощения в выразительной, то есть эмоциональной, чувственной форме.


Сейчас читают про: