double arrow

Нарушения речи

Существуют различные расстройства речи. Расстройства речиэто распад уже сложившейся речи у взрослых или нарушение ее нормального развития у детей, вызванные различными заболеваниями. Различия между устной и письменной речью могут быть усилены болезнью. При заболеваниях центральной нервной системы как органического, так и функционального характера может значительно нарушаться письмо, почерк. К расстройствам речи относят прежде всего нарушения артикуляции и фонации, такие как: гнусавость, картавость, шепелявость.

Довольно распространенным дефектом речи является заикание. Заикание может проявляться как функциональный симптом, что может быть связано с эмоциональными нарушениями невротического характера. Бывает, что патологический механизм закрепляется и заикание приобретает стойкий характер.

К нарушения речи относят в частности – косноязычие. Косноязычие – неправильное произношение звуков речи, выражающееся в их искажении и замене. Причинами косноязычия могут быть анатомо-физиологические отклонения речевых органов, нерезко выраженные изменения в строении артикуляционнного аппарата, подражание неправильному произношению. Распространенные виды косноязычия – ротацизм (неправильное произношение р), сигматизм (неправильное произношение шипящих и свистящих звуков), ламбдацизм (дефектное произношение л).

При нарушении движения мышц, участвующих в произношении членораздельной речи, возникают расстройства произношения речевых звуков – дезартрии. Возникают в результате поражения ядер черепных нервов в стволе мозга, при перерыве путей идущих от коры головного мозга к ядрам черепных нервов.

Иногда в клинике наблюдается временная функциональная потеря голоса, которая может зависеть от психогенных причин, чаще наблюдающее при истерии – афония (беззвучная речь).

Полный же отказ от устной речи или внезапно развившаяся невозможность говорить называется мутизмом. Наиболее частые виды мутизма – истерический и шизофренический. При истерическом мутизме больной человек общается с окружающими с помощью письма, а при шизофреническом отказ от речи может распространяться и на письменную речь.

Расстройства письменной речи называются аграфиями. Проявляется либо в полной утрате способности писать, либо в грубом искажении слов, пропусках слогов, букв, неспособности соединять буквы и слоги в слова и т. д. Например, для расстройства письменной речи характерно изменение почерка у больных шизофренией. Он приобретает черты вычурности: непривычное распределение букв и слов, обоснованные подчеркивания, росчерки и т. д.

Афазия – нарушение речи, возникающее при локальных поражениях коры левого полушария мозга и представляющее собой расстройство различных видов речевой деятельности. Она вызывается очаговыми, локальными болезненными поражениями речевых зон коры головного мозга. У больных афазией нарушаются правильный подбор слов и составляющих их речевых звуков, а также грамматическое построение самостоятельной речи. Речь этих больных обеднена, запас употребляемых слов значительно ограничен. Происходит замена одних слов и слогов другими. Нарушаются связи между отдельными частями предложения. При этом могут отмечаться также расстройства чтения и письма.

Афферентная моторная афазия – неспособность или заметно сниженная способность произносить слова. Замена одних звуков другими. Затруднена спонтанная речь. Больные стремятся говорить, но могут произнести лишь несколько слов или слогов или «не могу», «да» и т. д. Понимание обращенной речи у больных сохранено.

Эфферентная афазия – нарушение кинестетической организации речевых актов, трудности переключения с одного слова или слога на другой.

Динамическая афазия – нарушение последовательной организации речевого высказывания – проявляется в нарушении планирования речи, связной устной речи, трудностями актуализации слов, обозначающих действия.

Сенсорная афазия характеризуется нарушением понимания речи окружающих. Отмечается грубое нарушение в письме. Исправить не могут, так как не в состоянии дифференцировать, например, буквосочетание «та» и «те». У больных сенсорной афазией, более чем при моторной афазии, нарушено понимание обращенной к ним речи. Больные нередко не только не понимают вопросов, но и самых простых жестов. Они говорят свободно, без напряжения и остановок для подыскивания слов, причем в речи, очень искаженной и малопонятной, допускаются многочисленные замены одних слов и слогов другими. Нередко речь превращается просто в набор слов.

Для сенсорной афазии характерно речевое недержание (логорея).

Акустико-мнестическая афазия – это нарушение слухоречевой памяти, проявляется в виде трудностей понимания речи при ее быстроте, предъявлении двух речевых сообщений, трудности в устной речи – поиск нужных слов.

Оптико-мнестическая афазия – в основе лежит нарушение зрительной памяти, проявляется в виде затруднений в назывании предметов и их изображении при легкости называния действий.

Семантическая афазия – нарушение понимания определенных логико-грамматических конструкций, например, отец брата, брат отца, весна перед летом и т. д., сочетается с нарушением счета.

Амнестическая афазия – забывание названий предметов и явлений.

Парафазия – нарушение речевого высказывания, проявляющееся в неправильном употреблении отдельных звуков (букв) или слов в устной или письменной речи.

Различают два вида парафазии: / ) литературная парафазия – ошибочная замена отдельных звуков или слогов в словах, в основе которой лежат сенсорные или моторные нарушения речи; 2) вербальная парафазия – замена одних слов другими, близкими по смыслу, что обусловлено мнестическими или семантическими нарушениями речи. Может проявляться как соединение отдельных элементов разных слов в одно – контаминация.

Алалия («слухонемота») – это отсутствие или недоразвитие речи у детей при нормальном слухе и сохранности возможностей умственного развития. Причинами алалии бывают поврежения речевых зон коры головного мозга, возникающие во время родов, мозговые заболевания и травмы, перенесенные ребенком в доречевой период жизни. При моторной алалии ребенок не может говорить, а при сенсорной алалии – не понимает обращенной к нему речи.

Уход за больными с расстройствами речи представляет определенные трудности: персонал часто не может понять больного и в то же время больной не понимает обращенный к нему вопрос. При уходе за такими больными от медицинского персонала требуется большое терпение, наблюдательность и чуткость.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: