double arrow

Теория конвергенции двух факторов В. Штерна. Основной предмет Развитие психики


Основной предмет Развитие психики

исследования

Методы исследования Наблюдения

Основные понятия Задатки, наследственность, одаренность

Основные идеи Стадии детского развития, этапы становления мыш-

ления, речи и других сторон психики ребенка

Факторы развития Конвергенция факторов наследственности и среды

Ценное Принцип целостности личности. Взаимодействие,

взаимовлияние внешних и внутренних факторов раз-

вития

Направления критики Акцент на наследственности, а среда как внешний

фактор, проявляющий уже изначально данное направление

Конфликт между внешними воздействиями (давлением среды) и внутренними склонностями ребенка имеет, по мнению Штерна, принципиальное значение для развития, так как именно отрицательные эмоции служат стимулом для развития самосознания. Таким образом, Штерн доказывал, что эмоции связаны с оценкой окружающего, они помогают процессу социализации и развитию рефлексии у детей. Штерн утверждал, что существует не только общая для всех детей определенного возраста нормативность, но и нормативность индивидуальная, характеризующая конкретного ребенка. В числе важнейших индивидуальных свойств он называл индивидуальные темпы психического развития, которые проявляются в скорости обучения. Штерн уделил внимание и вопросам познавательного развития, исследуя этапы развития мышления и речи, впервые провел систематическое наблюдение за процессом формирования речи. Результаты этой работы нашли отражение в книге Штерна «Язык детей» (1907). Выделив пять основных этапов в развитии речи у детей, Штерн детально описал их, фактически разработав первые нормативы в развитии речи у детей до 5 лет. Он первым обратил внимание на перелом в развитии детской речи (в возрасте около полутора лет), который связан с открытием ребенком «значения» слова, а именно того, что каждый предмет имеет свое название; выделил основные тенденции речевого развития — переход от пассивной речи к активной и от слова к предложению. Идеи В. Штерна повлияли практически на все области детской

психологии (исследование когнитивных процессов, изучение развития эмоций, личности, периодизации развития) и на взгляды многих выдающихся психологов, занимавшихся проблемами психики ребенка.


Сейчас читают про: