double arrow

Подраздел 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 5 страница


В случае явки или обнаружения места пребывания гражданина, признанного безвестно отсутствующим, суд отменяет решение о признании его безвестно отсутствующим. На основании решения суда отменяется управление имуществом этого гражданина.

12. В основе объявления гражданина умершим, в отличие от безвестного отсутствия, лежит презумпция (предположение) смерти. Принятие такого решения не зависит от того, признавался этот гражданин безвестно отсутствующим или нет. Однако основания применения соответствующих процедур во многом совпадают.

Статья 45 ГК РФ устанавливает следующие условия объявления гражданина умершим:

- отсутствие сведений о месте его пребывания;

- о месте пребывания неизвестно именно в месте его жительства;

- срок отсутствия сведений о гражданине превышает пять лет (в исключительных случаях закон предусматривает возможность установления сокращенных сроков: если гражданин пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, - в течение шести месяцев; если гражданин (в том числе военнослужащий) пропал без вести в связи с военными действиями, - не ранее чем по истечении двух лет со дня окончания военных действий);

- соответствующее решение может принять только суд.

В заявлении, которое подается в суд по месту жительства или месту нахождения заинтересованного лица, должно быть указано, для какой цели необходимо объявить гражданина умершим, а также должны быть изложены обстоятельства, подтверждающие безвестное отсутствие гражданина, либо обстоятельства, угрожавшие пропавшему без вести смертью или дающие основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая. В отношении военнослужащих или иных граждан, пропавших без вести в связи с военными действиями, указывается день окончания военных действий. Судья выясняет, кто может сообщить сведения об отсутствующем гражданине, а также запрашивает соответствующие организации по последнему известному месту жительства, месту работы отсутствующего гражданина, органы внутренних дел, воинские части об имеющихся о нем сведениях.

Решение суда, которым гражданин объявлен умершим, является основанием для внесения органом загса записи о смерти в книгу государственной регистрации актов гражданского состояния. Заинтересованным лицам может быть выдано свидетельство о смерти. Днем смерти гражданина, объявленного умершим, считается день вступления в законную силу решения суда об объявлении его умершим. В случае объявления умершим гражданина, пропавшего без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, суд может признать днем смерти этого гражданина день его предполагаемой гибели.

После вынесения решения об объявлении гражданина умершим наступают последствия, аналогичные тем, что могла повлечь его смерть (в том числе происходит наследование имущества).

В случае явки или обнаружения места пребывания гражданина, объявленного умершим, суд отменяет ранее принятое решение. Новое решение суда становится основанием для отмены управления имуществом (если оно устанавливалось) и для аннулирования записи о смерти в книге государственной регистрации актов гражданского состояния.

Кроме того, закон предусматривает специальные правила восстановления имущественной сферы гражданина. Независимо от времени явки последний может потребовать от любого лица возврата сохранившегося имущества (кроме денег и ценных бумаг), безвозмездно перешедшего к этому лицу. Имущество, перешедшее по возмездным сделкам, возврату не подлежит, за исключением случаев, когда доказано, что лицо, к которому перешло такое имущество, знало, что гражданин, объявленный умершим, находится в живых. При невозможности возврата имущества в натуре возмещается его стоимость.

Вопросы для самоконтроля:

1. Каковы отличительные особенности правового статуса гражданина?

2. В чем состоит значение категории "правосубъектность"?

3. В чем специфика круга вопросов, регулируемых ГК РФ в рамках института опеки и попечительства?

4. В чем состоит значение правовых институтов признания гражданина безвестно отсутствующим и объявления гражданина умершим?

5. Какие основания признания гражданина-предпринимателя несостоятельным установлены гражданским законодательством?

Тема 5. ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА

1. Юридическое лицо - это субъект гражданских правоотношений, специально созданный для участия в гражданском обороте. Его появление было обусловлено рядом объективных и субъективных факторов, связанных с повышением эффективности использования обособленного имущества (капитала) и необходимостью ограничения риска участия учредителей в экономической деятельности создаваемой конструкции.

Легальное определение понятия юридического лица содержит п. 1 ст. 48 ГК РФ: "Юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде". Определение содержит перечень признаков, наличие которых позволяет юридическому лицу участвовать в гражданском обороте как полноправному субъекту:

1) организационное единство - внутренняя организация (структура, органы, их компетенция), закрепленная в учредительном документе;

2) имущественная обособленность - обладание имуществом, обособленным от имущества его учредителей (создателей), что выражается в наличии:

- уставного капитала (фонда);

- самостоятельного баланса (сметы) (абзац второй п. 1 ст. 48 ГК РФ);

- банковского счета.

3) самостоятельный характер участия в гражданском обороте, что выражается в возможности:

- от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права;

- нести самостоятельную имущественную ответственность по своим обязательствам;

- быть истцом и ответчиком в суде.

Юридическое лицо имеет свое наименование и место нахождения, т.е. обладает признаками, индивидуализирующими этого субъекта гражданского оборота. Наименование и место нахождения юридического лица должны быть указаны в его учредительных документах.

Наименование всегда содержит указание на его организационно-правовую форму. В отношении некоммерческих (в предусмотренных законом случаях и в отношении коммерческих) организаций установлено требование о включении в наименование указания на характер деятельности юридического лица. Наименование коммерческой организации должно включать фирменное наименование.

Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования). Такая регистрация осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа (в случае его отсутствия - иного органа или лица, имеющего право выступать от его имени). Место нахождения играет важную роль при решении ряда вопросов - при определении места исполнения обязательства, подсудности, осуществлении связи с юридическим лицом и др.

Место нахождения (адрес) постоянно действующего исполнительного органа отражается в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ). В силу п. 1 ст. 165.1 ГК РФ заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним. В этой связи юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, поступивших по его адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по этому адресу своего представителя.

2. Правосубъектность юридического лица имеет ряд отличительных черт. Во-первых, обращает на себя внимание тот факт, что российский законодатель не использует в понятийном ряду, выстроенном в отношении рассматриваемого нами субъекта, термин "дееспособность юридического лица". Говоря о юридическом лице, он оперирует лишь категорией "правоспособность" (ст. 49 ГК РФ). Такой подход обусловлен тем, что и правоспособность, и дееспособность юридического лица возникают одновременно - с момента внесения в ЕГРЮЛ сведений о его создании (абзац первый п. 3 ст. 49 ГК РФ). С этого момента он становится полноправным участником гражданских правоотношений.

В качестве особенности юридического лица следует назвать объем его правоспособности. Закон гласит: "Юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительном документе (статья 52), и нести связанные с этой деятельностью обязанности" (абзац первый п. 1 ст. 49 ГК РФ). Приведенная норма легально закрепляет принцип специальной правоспособности, который действует в отношении юридических лиц, прямо указанных в законе (унитарных предприятий и некоммерческих организаций). Вместе с тем большинство коммерческих организаций (хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы) наделяются универсальной (общей) правоспособностью, т.е. возможностью иметь гражданские права и обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом (абзац второй п. 1 ст. 49 ГК РФ).

Объем правоспособности коммерческих юридических лиц (за исключением унитарных предприятий) может быть ограничен путем соответствующего указания в законе или учредительном документе (уставе). В первом случае закон определяет конкретный вид деятельности, которым должны заниматься те или иные виды юридических лиц (страховые, кредитные организации, инвестиционные фонды) и который обозначается в их учредительном документе в качестве основной цели деятельности. Иными видами деятельности эти юридические лица заниматься не могут. Второй случай предусматривает ситуацию, когда коммерческие организации, наделенные общей правоспособностью, определяют в своем уставе исчерпывающий перечень видов деятельности, которыми они вправе заниматься. Оба случая не влекут изменения вида правоспособности (общей на специальную), а касаются ограничения возможности осуществлять те или иные виды деятельности.

В случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ. В этом случае право осуществлять тот или иной вид деятельности возникает либо с момента получения соответствующего разрешения или в указанный в нем срок, либо с момента вступления в саморегулируемую организацию или выдачи свидетельства о допуске к определенному виду работ.

В частности, перечень таких видов деятельности установлен Федеральным законом от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности". Этот акт направлен на предотвращение возможного ущерба со стороны юридических лиц, который последние могут причинить правам и интересам граждан, окружающей среде или безопасности государства. Он содержит ряд требований, соблюдение которых необходимо для занятия лицензируемым видом деятельности (наличие у соискателя лицензии помещений и оборудования, необходимых для выполнения работ или оказания услуг; наличие соответствующего профессионального образования или стажа у его работников; наличие системы производственного контроля и т.д.). Лицензированию, в частности, подлежит деятельность по производству и ремонту авиационной и военной техники; перевозке пассажиров внутренним водным, морским или железнодорожным транспортом; оказанию услуг связи; телевизионному вещанию и радиовещанию; фармацевтическая деятельность и др. Лицензия предоставляется на каждый вид деятельности и действует бессрочно (ст. 9 указанного Федерального закона).

Юридическое лицо вправе осуществлять правомочия собственника (обладателя иных вещных прав), в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом; в пределах своей правоспособности вступать в обязательственные правоотношения; иметь предусмотренные законом права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации; быть участником отдельных наследственных правоотношений. Оно может быть ограничено в правах только в случаях и в порядке, установленных законом (п. 2 ст. 49 ГК РФ). Так, в силу Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" Банк России при определенных условиях вправе ввести запрет на осуществление кредитной организацией отдельных банковских операций на срок до одного года. Такое решение может быть обжаловано в суд.

Статья 56 ГК РФ определяет объем ответственности юридического лица. По общему правилу оно отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, т.е. несет полную имущественную ответственность. Изъятия установлены законом в отношении учреждений, казенных предприятий и религиозных организаций. Учредитель (участник) юридического лица или собственник его имущества не отвечает по обязательствам юридического лица, а юридическое лицо не отвечает по обязательствам учредителя (участника) или собственника, за исключением случаев, предусмотренных законом.

3. С учетом специфики конструкции юридическое лицо приобретает гражданские права и исполняет обязанности через свои органы (п. 1 ст. 53 ГК РФ). Орган - это часть юридического лица. Он не является самостоятельным субъектом гражданского права, а лишь воспроизводит волю юридического лица, действуя от его имени. Поэтому действия органа считаются действиями самого юридического лица. Последнее несет за них ответственность. Органы юридического лица осуществляют свои функции на основании закона и учредительного документа (устава), фиксирующих порядок формирования, состав и компетенцию органов, а также распределение полномочий между ними.

В зависимости от основания можно выделить различные виды органов юридического лица:

1) по способу управления:

- коллегиальные (совет директоров, правление);

- единоличные (руководитель, директор, президент);

2) по значимости решаемых вопросов:

- органы, принимающие решение (общее собрание, совет директоров);

- органы, реализующие принятое решение (исполнительный директор, правление);

3) по назначению:

- органы, формирующие волю юридического лица (общее собрание, совет директоров);

- органы, выражающие волю юридического лица вовне (директор, правление).

В предусмотренных ГК РФ случаях юридическое лицо может приобретать гражданские права и принимать на себя гражданские обязанности через своих участников. Учредительным документом может быть предусмотрено, что полномочия выступать от имени юридического лица предоставлены нескольким лицам, действующим совместно или независимо друг от друга. Сведения об этом подлежат включению в ЕГРЮЛ.

Лицо, входящее в состав единоличного или коллегиального органа юридического лица (директор, член совета директоров, член правления и т.п.), обязано действовать в интересах юридического лица добросовестно и разумно (п. 3 ст. 53 ГК РФ). Неразумное и (или) недобросовестное осуществление обязанностей влечет ответственность в виде возмещения убытков. При этом добросовестность и разумность действий предполагаются. Ответственность не наступает, в частности, если действия, повлекшие убытки, не выходили за пределы обычного делового (предпринимательского) риска.

Недобросовестность действий считается доказанной, в частности, когда директор действовал при наличии конфликта между его личными интересами и интересами юридического лица (личной заинтересованности в совершении сделки); скрывал информацию о совершенной им сделке от участников юридического лица (не включил сведения об этом в отчетность); совершил сделку без одобрения соответствующих органов; уклонялся от передачи документов, касающихся неблагоприятных последствий; совершил сделку на заведомо невыгодных условиях (полученное по сделке предоставление в два или более раза ниже стоимости предоставления, совершенного в пользу контрагента). Директор может дать пояснения относительно своих действий и представить соответствующие доказательства. При этом освобождающими от ответственности могут считаться обстоятельства, свидетельствующие о том, что невыгодная сделка заключена для предотвращения еще большего ущерба либо является частью взаимосвязанных сделок, в результате совершения которых предполагалось получение выгоды.

Неразумность действий (бездействия) считается доказанной, в частности, когда директор принял решение без учета известной ему информации, имеющей значение в данной ситуации; не предпринял действий по получению необходимой и достаточной информации до принятия решения; совершил сделку без соблюдения принятых в данном юридическом лице процедур. Директор отвечает перед юридическим лицом за недобросовестное и неразумное осуществление обязанностей по выбору и контролю за действиями работников, представителей и контрагентов юридического лица, за ненадлежащую организацию системы управления.

В случае совместного причинения убытков юридическому лицу установлена солидарная ответственность.

В интересах юридического лица разумно и добросовестно должны действовать и лица, имеющие фактическую возможность определять действия юридического лица. Так, к солидарной ответственности могут быть привлечены учредители (участники) юридического лица, давшие указание на совершение либо одобрившие сделку, совершение которой повлекло неблагоприятные последствия. Аналогичная ответственность предусмотрена в отношении ликвидаторов (членов ликвидационной комиссии), а также внешнего и конкурсного управляющих.

Во всех случаях, когда закон ставит наступление правовых последствий в зависимость от наличия между лицами отношений связанности (аффилированности), наличие или отсутствие таких отношений определяется в соответствии с законом.

4. В силу ст. 55 ГК РФ юридические лица могут создавать обособленные подразделения - филиалы и представительства, которые обладают рядом общих характерных черт:

- находятся вне местоположения юридического лица;

- не являются юридическими лицами и тем самым не могут самостоятельно, от своего имени участвовать в гражданском обороте;

- наделяются имуществом создавшего их юридического лица;

- действуют на основании утвержденных юридическим лицом положений;

- их руководители назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности;

- сведения о них указываются в ЕГРЮЛ.

Вместе с тем названные структурные подразделения существенно различаются по своему функциональному назначению. Представительство создается для выполнения ограниченного круга действий. Оно может лишь представлять и защищать интересы юридического лица. Филиал же осуществляет все функции юридического лица, в том числе и функции представительства. В этой связи юридическое лицо выдает руководителю филиала доверенность на осуществление всех видов своей деятельности (генеральную), а руководителю представительства - только на определенные виды деятельности (специальную).

5. Порядок создания (возникновения) юридического лица определяется нормами ГК РФ, Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и иными федеральными законами, регламентирующими особенности возникновения отдельных видов юридических лиц. Различают два основных способа создания юридического лица:

- разрешительный, когда для его учреждения требуется специальное согласие государственного органа (страховые общества, коммерческие банки);

- нормативно-явочный, в рамках которого согласия государственного органа не требуется, для учреждения юридического лица достаточно соблюдения требований закона.

Процесс создания юридического лица включает ряд этапов, содержание которых зависит от избранной организационно-правовой формы юридического лица: проведение учредительных собраний, подготовка учредительных документов, формирование уставного капитала (фонда) и органов управления, государственная регистрация и др. Значимость проводимых мероприятий и их юридические последствия также различны.

Юридическое лицо создается на основании решения учредителя (учредителей) о его учреждении. В случае учреждения юридического лица одним лицом решение о его учреждении принимается учредителем единолично; если юридическое лицо учреждается двумя и более учредителями, решение принимается всеми учредителями единогласно. В решении указываются: сведения об учреждении юридического лица, утверждении его устава, о порядке, размере, способах и сроках образования имущества юридического лица, об избрании (назначении) органов юридического лица. Решение об учреждении корпоративного юридического лица содержит также сведения о результатах голосования учредителей по вопросам учреждения юридического лица, о порядке совместной деятельности учредителей по созданию юридического лица. Законом может быть предусмотрена необходимость включения иных сведений.

В качестве учредителей юридического лица могут выступать:

- собственник имущества (любой формы собственности);

- орган, уполномоченный собственником;

- иные лица, которые вносят вклад в создание юридического лица, но в дальнейшем не принимают в нем участия (например, фонды).

Юридические лица могут действовать на основании следующих учредительных документов:

1) устава, утверждаемого учредителями (хозяйственные общества; производственные и потребительские кооперативы; унитарные предприятия и другие юридические лица, за исключением хозяйственных товариществ);

2) учредительного договора, заключаемого учредителями (хозяйственные товарищества). К учредительному договору применяются правила об уставе.

Учредительный документ должен содержать: наименование юридического лица, место его нахождения, порядок управления его деятельностью, а также иные сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующих организационно-правовой формы и вида. В учредительных документах некоммерческих организаций и унитарных предприятий, а в предусмотренных законом случаях и других коммерческих организаций должны быть определены предмет и цели деятельности юридического лица. Эти сведения могут быть предусмотрены учредительными документами и в случаях, когда по закону это не является обязательным. В учредительном договоре учредители принимают на себя обязанности по созданию юридического лица, определяют порядок совместной деятельности, а также условия передачи имущества, распределения прибыли и убытков, управления деятельностью юридического лица и выхода учредителей (участников) из его состава.

Кроме того, деятельность юридических лиц может быть основана на:

- законе или общих правилах об организации данного вида (отдельные некоммерческие организации в случаях, прямо указанных в законе). Так, в частности, Федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства в силу ст. 2 Федерального закона от 24 июля 2008 г. N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства" создается Российской Федерацией и действует на основании указанного Закона. Документ содержит положение, согласно которому для создания Фонда и осуществления его деятельности не требуются учредительные документы;

- типовом уставе, форма которого утверждается уполномоченным государственным органом в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц;

- едином типовом уставе, утверждаемом учредителем или уполномоченным им органом (учреждения, созданные для осуществления деятельности в определенных сферах).

Учредители (участники) вправе утвердить регулирующие корпоративные отношения и не являющиеся учредительными документами внутренний регламент и иные внутренние документы юридического лица.

В силу ст. 51 ГК РФ юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации в одной из организационно-правовых форм, предусмотренных ГК РФ, т.е. со дня внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ, открытый для всеобщего ознакомления. С этого момента оно приобретает гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и несет связанные с этой деятельностью обязанности.

Государственной регистрации подлежат все юридические лица. Она осуществляется уполномоченным государственным органом. С 2004 г. эти функции возложены на Федеральную налоговую службу (ФНС России) и ее территориальные органы.

Срок, в течение которого юридическое лицо должно быть зарегистрировано, составляет не более чем пять рабочих дней со дня представления документов. Для регистрации представляются:

- заявление (по установленной форме);

- решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- учредительный документ;

- документ об уплате государственной пошлины.

Данные государственной регистрации включаются в ЕГРЮЛ для всеобщего ознакомления. Они содержат следующие сведения и документы о юридическом лице: полное и сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование; организационно-правовую форму; адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа; способ образования (создание или реорганизация); сведения об учредителях (участниках); подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии учредительного документа; сведения о правопреемстве; размер уставного капитала (складочного капитала, уставного фонда, паевых взносов или др.); сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, о лицензиях, о филиалах и представительствах и др. В случае непредставления, несвоевременного представления или представления недостоверных данных юридическое лицо обязано возместить убытки, причиненные этими действиями другим участникам гражданского оборота.

Пункт 3 ст. 51 ГК РФ предусматривает обязанность регистрирующего органа провести проверку достоверности данных, включаемых в ЕГРЮЛ. Лицо, добросовестно полагающееся на данные, отраженные в реестре, вправе исходить из того, что они соответствуют действительным обстоятельствам. При этом юридическое лицо не может ссылаться на сведения, не получившие отражения в ЕГРЮЛ, в отношениях с лицом, полагавшимся на данные из реестра, а также указывать на недостоверность содержащихся в реестре данных. Исключение предусмотрено для случаев, когда данные внесены в результате неправомерных действий третьих лиц или иным путем помимо воли самого юридического лица.

Отказ в государственной регистрации юридического лица допускается только в случаях, установленных законом. Соответствующее решение должно содержать мотивы отказа с обязательной ссылкой на конкретное основание ст. 23 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", исчерпывающий перечень которых включает:

а) непредставление заявителем необходимых для регистрации документов;

б) представление документов в ненадлежащий регистрирующий орган;

в) нахождение в процессе ликвидации;

г) несоблюдение обязательной нотариальной формы документов;

д) подписание заявления неуполномоченным лицом;

е) выход участников (участника) общества с ограниченной ответственностью из общества, в результате которого в обществе не остается ни одного участника;

ж) несоответствие наименования юридического лица требованиям федерального закона;

з) невыполнение требований о представлении в территориальный орган Пенсионного фонда РФ документов;

и) получение информации об отсутствии сведений, подтверждающих государственную регистрацию перехода права собственности на имущественный комплекс унитарного предприятия или на имущество учреждения;

к) несоответствие сведений о документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации, указанных в заявлении о государственной регистрации, сведениям, полученным регистрирующим органом от органов, осуществляющих выдачу или замену таких документов;

л) получение регистрирующим органом возражения физического лица относительно предстоящего внесения данных о нем в ЕГРЮЛ;

м) наличие судебного акта, содержащего запрет на совершение регистрирующим органом определенных регистрационных действий;

н) лишение права заниматься предпринимательской деятельностью на определенный срок;

о) административное наказание в виде дисквалификации лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица;

п) дисквалификация индивидуального предпринимателя, являющегося управляющим юридического лица;

р) недостоверность содержащихся в представленных в регистрирующий орган документах сведений об адресе (месте нахождения) юридического лица.

Законом установлена ответственность за нарушение порядка государственной регистрации как в отношении регистрирующего органа, так и в отношении самого юридического лица (заявителя). В первом случае ответственность несут должностные лица регистрирующего органа, виновные в незаконном отказе в регистрации, уклонении от регистрации, включении в ЕГРЮЛ недостоверных сведений или нарушении порядка регистрации. Регистрирующий орган возмещает причиненные по его вине убытки за счет казны Российской Федерации (ст. 24 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей").


Сейчас читают про: