Этапы выполнения контрольной работы:
1. Изучите рекомендованную литературу и ответьте на вопросы:
а) изучите понятия: человек, индивид, личность, индивидуальность;
б) назовите свойства личности;
в) как в личности сочетается биологическое и социальное?
г) раскройте психологическую структуру личности;
д) охарактеризуйте потребности как источник активности личности.
2. Определите группу, в которой вы будете проводить исследование (не менее 3-х человек). Заготовьте карты личности. Изучите методику предстоящего исследования.
3. Проведите исследование, обработайте полученные данные, сделайте выводы и подготовьте практические рекомендации. Оформите работу в соответствии с требованиями.
Рекомендуемая литература
1. Громкова М.Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности. – М., 2003.
2. Кроль В.М. Психология и педагогика/ В.М.Кроль – М.: Высш. шк., 2003.
3. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб: Питер, 2001.
4. Немов Р.С. Психология. В 3 кн. Кн. 1:М.: Владос, 2000.
5. Петровский А.В. Быть личностью. – М.: Просвещение, 1990.
6. Петровский А.В. Психология – М.: Academia, 2000.
7. Психология и педагогика: учебное пособие /В.М.Николаенко и др. – М.: Инфра-М, 2000.
8. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов н/Д, 1996.
Карта личности К.К. Платонова
Задача исследования: свести в краткую модель, допускающую сравнение, качественные и количественные оценки основных психологических элементов структуры личности.
Личностный подход, как один из принципов психологии, требует преломлять изучение любых психических явлений человека через понимание его личности в целом.
Структура личности, по К.К. Платонову, состоит из четырех основных подструктур, к которым присоединяются также обособленные свойства структурных характеристик личности, дополняемые биографическими данными и сведениями о состоянии здоровья и условиях жизни обследуемого. Она позволяет всесторонне подойти к изучению личности, особенно при первоначальном знакомстве, а также используется при выборе средств и методов педагогического воздействия.
Исследование может приводиться на основе не только самооценки, но и (что значительно лучше) сопоставления самооценки с данными при заполнении карты личности лицами, хорошо знающими испытуемого.
1. Фоновые показатели | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
å | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. с п о с о б н о с т и | 3. х а р а к т е р | |||||||||||||||||||||||||||||||||
4. Направленность | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
å | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
5. Опыт | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
å | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||
6. психические процессы | å | |||||||||||||||||||||||||||||||||
å | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
å | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
7. темперамент | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Рисунок 9 – Схема записи результатов выполнения задания
по «Карте личности»