double arrow

Особенности промышленного переворота в России

В момент упразднения крепостного права русская промышленность находилась на мануфактурной стадии развития, хотя было значительное число ремесленных предприятий. К середине 1880 года машинная техника оттеснила на второй план ручной труд в крупной промышленности. На мелких предприятиях еще сохранялся ручной труд. В хлопчатобумажном производстве доля изделий, произведенных машинным способом превысила ручные. Основные капитальные вложения были сделаны в 60 - 70-е гг. в средства транспорта и кредитные учреждения. Больше всего дорог было построено в 1868 - 1871 гг. К 1881 году протяженность железнодорожной сети составила 23 тысячи километров, тогда как в 1861 - 1,6 тыс. км. В машиностроении основный вид продукции - транспортные средства. В металлургии до 1890 года крупных изменений не произошло. По объему промышленной продукции ведущими отраслями русской промышленности были: винокуренная, свеклосахарная, мукомольная и хлопчатобумажная, т.е. группа отраслей, перерабатывающих продукцию сельского хозяйства.

В 1873 году русскую промышленность постиг первый кризис, который приостановил промышленное и железнодорожное строительство. Временное оживление конца 70-х гг., вызванное правительственными заказами во время русско-турецкой войны, было прервано новым кризисом 1881 -1882 гг., за которым последовал застой, сохранившийся до 1887 года. Новое оживление промышленности, начавшееся в 1887 г.. перешло в подъем 1890-х гг., основой которого было железнодорожное строительство, осуществлявщееся на этот раз на средства казны.

Ответ 3 (начало). Правительство поощряло и поддерживало отечественную промышленность. От пошлины на ввоз паровозов в 1860 г., до запретов покупать подвижной состав за границей в 1870 г., до пошлин на импорт чугуна и таможенного тарифа 1891 года, который защищал всю национальную промышленность. Правительство выступает с 1880 г. в роли крупного заказчика машиностроительных и рельсопрокатных преприятий. Позднее принимает на себя финансирование всего железнодорожного строительства. Ответ 3 (конец).

С 1893 г. железнодорожное строительство активизировалось. В это время были построены дороги, соединившие промышленный центр с отдаленными рынками и сырьевыми районами. Наиболее значительными из них были Закаспийская и Ташкентско-Оренбургская, по которым пошел среднеазиатский хлопок; Сибирская, соединившая Челябинск с Владивостоком; Китайско-Восточная, имеющая и военно-стратегическое значение. За 10 лет прирост железных дорого составил 22,6 тыс. км, а протяженность железнодорожной сети в России составила к началу столетия 56,1 тыс.км.

Железнодорожное строительство переросло в общий промышленный подъем. Резко вырос спрос на железнодорожное оборудование, топливо, строительные материалы. Началось массовое промышленное и городское строительство. 90-е гг. стали временем преимущественного равзития тяжелой промышленности. Ее продукция увеличилась за 10 лет в 2,8 раза, тогда как легкой - в 1,6 раза. Наиболее стремительно развивалась топливная промышленность и металлургия на юге России. Развитие южной базы металлургии началось в 1884 г., когда вступила в строй Донецкая железная дорога, соединившая криворожскую руду и донецкий уголь. Донецко-криворожский район давал до 75% выплавляемого в стране чугуна. Введено в строй 17 металлургических заводов. Казенные заводы привлекали тем, что предоставляли заказчикам гарантированный рынок и высокие расценки. Доля иностранного капитала в прибыльной горнозаводской промышленности россии поднялась до 70%.

Тогда как в текстильной и пищивой на 98% господствовал русский капитал.

Ответ 4 (начало). Несмотря на успехи металлургии и каменоугольной промышленности, бурное развитие добычи и переработки нефти, по производству продукции на душу населения Россия оставалась одной из самых отсталых стран мира с низкой заработной платой и 16-18 часовой рабочей неделей. Рабочие страдали от системы штрафов, неопределенности сроков выплаты заработной платы, котрая выдавалась 3, 4или даже 2 раза в году (на Рождество и на Пасху). Тяжелые условия определялись широким предложением рабочей силы, значительно превышавшим спрос на нее. На путь законодательного регулирования условий труда наемных рабгочих правительство вступило в 1880 г., введя фабричную инспекцию и установив в 1886 г. ежемесячную выплату заработной платы. Одновременно усилив репрессии за забастовки. Закон от 2 июня 1897 г. запретил допуск к работе в промышленности детей до 12 лет; для подростков с 15 лет и взрослых установлен рабочий день 11 часов в сутки. Ответ 4 (конец).

Ответ 5 (начало). Но самым значительным мероприятием правительства в экономической политике 90-х гг. была денежная реформа 1897 года, которая готовилась 5 лет. Основу ее составил золотой запас страны, который пополнялся благодаря активному торговому балансу (превышению экспорта над импортом) и налоговой политике министра финансов Витте. В 1893 г. был введен налог на водку, дважды повышен налог на спички и на 50% налог на пиво, керосин и табак. Благодаря этому, прямые налоги давали в 1990 г. 288 млн. рублей, а косвенные 777 млн. рублей. Кроме того, правительство прибегло к иностранным займам. С 1899 г. государственный бюджет не знал дефицита. Стали чеканить пятирублевые золотые монеты и был установлен обмен кредитных билетов на золото из расчета 1 рубль за 66 копеек золотом. Денежная реформа Витте создала устойчивую денежную еденицу. Способствовала развитию экономики. Усилила приток иностранных капиталов в промышленность России.Ответ 5 (конец).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: