Завоевание США ведущих позиций в мировом промышленном производстве

В результате победы Севера над Югом в гражданской войне 1861-1865 гг. политическая власть на всей территории страны перешла в руки крупной промышленной буржуазии Это привело:

1. К протекционизму в торговой политике США;

2. Укреплению позиций промышленников на внутреннем рынке;

3. К увеличению рынка наёмного труда в результате ликвидации рабства;

4. К расширению внутреннего рынка (за счёт иммиграции и благодаря ускоренному желехнодорожному строительству).

В конце ХУШ в. в США проживало 4 млн. чел. К 1900 г. население страны увеличилось до 76 млн. чел., а к 1914 г. достигло 97 млн. чел. Из них 50 % проживало в сельской местности. Среди переселенцев из Европы уже преобладали не англичане, а немцы, итальянцы, скандинавы. Уже в конце 1890 г. протяжённость железнодорожной сети стала больше, чем сеть всей Европы. Массовое производство автомобилей началось в 1908 г.. а к 1913 г. их выпуск составил 500 тыс.

До 1880-х гг. главным источником доходов населения США было сельское хозяйство, но затем на первый план выходит промышленность, продукция которой в 1900 г. оценивалась вдвое выше продукции сельского хозяйства. Увеличение промышленного производства произошло:

1. Из-за увеличения населения и числа занятых. Однако американская промышленность и в последней четверти Х1Х в. испытывала недостаток в рабочей силе.

2. Развитию промышленности способствовал рост энергетической оснащённости предприятий. Благодаря этому ежегодный прирост продукции в промышленности в начале ХХ в. составлял 7,5 %.

3. Общий капитал, помещённый в промышленность, достиг к 1914 г. 20,8 млрд. долларов, а число занятых в ней рабочих превысило 7 млн. чел.

4. Характерной была структура промышленного производства. В 1914 г. из 6 ведущих отраслей промышленности 4 были связаны с переработкой сельхозпродукции, на первом месте находилась мясная. Пищевая промышленность давала 20 % всей промышленной продукции страны и вышла на передовые позиции, благодаря расширению внутреннего потребления растущим городским населением.

В числе ведущих отраслей находилась металлургия, которой принадлежало второе место по стоимости продукции, и машиностроение.

Новым в размещении промышленности США в конце Х1Х в. было перемещение её в западном направлении.

Первое место принадлежало штату Нью-Йорк. Здесь сосредоточено производство сахара, мясных продуктов, издательское дело, одежда. Продукция этих отраслей пользовалась повышенным спросом.

В Пенсильвании находились крупные железоделательные заводы.

В Нью-Джерси развивалась добыча и переработка нефти.

Детройт становится центром автомобилестроения.

Средний Запад стал центром мясной промышленности. Это был основной животноводческий район страны и кукурузный центр мира. Здесь же производили сельскохозяйственные машины. В 1913 г. в США было выпущено 7 тыс. тракторов.

Промышленность Дальнего Запада была занята переработкой местных сельхозпродутов. Калифорния специализируется на производстве консервированных фруктов и овощей и на производстве нефтепродуктов.

В южных штатах интенсивно развивалась обработка лесных продуктов. Отсюда поступало 40 % лесоматериалов.

Удельный вес США в мировом промышленном производстве уже в начале ХХ в. был велик. Так на долю США приходилось в 1913 г. 45 % добычи каменного угля в мире, 47 % мирового производства стали, 82 % мировой добычи нефти, 85 % производства автомобилей, а выработка электроэнергии составила 25 млрд. квт/час.

В среднем вклад США в промышленное производство мира в 1913 г. составлял 35,8 %. Ещё в 1860 г. по стоимости своей промышленной продукции США занимали 4 место, в 1894 г. - они уже на 1 месте. В 1909 г. в США было произведено промышленных изделий на сумму в 20 млрд. долларов, промышленная продукция Англии оценивалась лишь в 8 млрд. долларов, а Германия давала продукции на сумму в 12 млрд.долларов (надо учксть, что в это время Германия была в состоянии войны). Иными словами, между США и остальными ведущими державами мира уже в это время был достаточно большой экономический разрыв.

Несмотря на 50 % сельскохозяйственное население сохранялся недостаток рабочих рук. Это потребовало механизации сельскохозяйственного проихводства. В 1858 г. появилась жатвенная машина, ускорившая работу вдвое, 1878 г. - сноповязалка, ускорившая жатву в 8 раз, в 1900 г. сконструирован гусеничный трактор, а в 1914 г США располагали уже 17 тыс. тракторов. Была введена система элеваторов. В результате в 1914 г. стоимость сельхозпродукции составила 10 млрд. долларов.

Применение машин вызвало укрупнение ферм. Половина фермерских хозяйств не применяла наёмный труд. В земледелии США преобладало зерновое производство. По производству пшеницы и кукурузы США достигли 99 млн. тонн в 1913 г и вышли на 1 место в мире.

В южных штатах основной сельскохозяйственной культурой оставался хлопок. В 1910 г. они давали 60 - 65 % его мирового сбора.

Подъём американской экономики в последней четверти Х1Х - начале ХХ в. проявился и в области внешней торговли. С 1900 по 1914 гг. обороты внешней торговли США возросли на 90 %. США вывозили машины,медь, сталь, промышленное сырьё, хлопок. Импорт США был на 1/3 представлен промышленными изделиями европейских стран. Однако роль внешней торговли в сбыте американских товаров была невелика. 90 % выпускаемых товаров сбывалось на внутреннем рынке и лишь 10 % были предназначены к вывозу. Доля импорта составляла лишь 3 %. Отсюда можно сделать вывод: особенность американского капитализма заключалась в его ориентации на внутренний рынок, что обеспечивало независимость США от мировой коньюнктуры.

В 70-80-х гг. Х1Х в. на железнодорожном и речном транспорте создаются соглашения, участники которых были заняты распределением перевозок и установлением тарифов. Это были картели. Организации синдикатского типа распространения в США не получили (в отличие от России и Германии). Главной формой монополистических объединений здесь стали тресты.

Первый трест "Standart oil" был создан Джоном Рокфеллером ещё в 1870 г. Доля его компании в нефтеочистке США составляла 4 %. Рокфеллер, получив наиболее выгодные условия транспортировки нефти по железной дороге, добился увеличения доли своей компании в производстве очищенной нефти до 95 % в 1879 г. Его трест служил образцом для всех последующих трестов. В 80-е гг. возник целый ряд трестов в отраслях, занятых переработкой сельхозпродукции (Сахарный трест, водочный и др.). В конце 90-х гг. трестирование захватило сталелитейную промышленность, здесь был создан "United States Steel" (стальной трест), в котором объединилось 11 желехнодорожных компаний.Трест монополизировал половину запасов железной руды и 66 % выплавки стали в США. Трест располагал не только рудниками и сталеплавильными печами, но и угольными шахтами и средствами транспортировки. На заводах Стального треста работало 269 тыс. человек. В 1900 г. существовало 183 промышленных концернов. В стране действовало несколько монополистических группировок: пенсильванская, группа Вандербильта, группа Гульда. Самыми значительными группами были группы Моргана и Рокфеллера.

Высоко монополизированными отраслями США стали: автомобильная (господствовали крупные объединения Форда, Крайслера и "General motors", которые контролировали 80 % производства автомобилей); алюминиевая (в 1912 г. трест АЛКОА занял лидирующие позиции, ему принадлежало 100 % производство алюминия - Меллоны); электротехническая -90 % её продукции контролировали "General electric" и ""Westingaus"; в химической господствовал Дюпон.

Тресты злоупотребляли монопольным положением на рынке, поднимали цены. Поэтому правительство США в 1890 г. издало закон Шермана, запретивший монополизацию торговли, выходящей за рамки одного штата.

В банковском деле процесс концентрации приобрёл ещё более серьёзные формы. Тысячи банков были подчинены двум крупным банкам: Банку Моргана и Рокфеллера.

Монополизация, начавшаяся в США ранее других стран, охватила основные отрасли экономики и приобрела наиболее зрелую форму - форму трестов. Помимо того, здесь сформировалась могущественная финансовая олигархия.

Однако к экспорту капитала США не торопились приступать до конца Х1Х в. Лишь в начале ХХ в. заграничные капвложения США начинают расти. В 1913 г. они составили 2,6 млрд. долларов. При этом в американскую экономику было вложено больше европейского, преимущественно английского капитала - 5 млрд. долларов. Так что к первой мировой войне США были должниками Европы. Свои капиталы на 80 % они разместили в странах Латинской Америки и в Канаде. Экспорт капитала в эти страны был орудием захвата их сырьевых ресурсов.

В конце Х1Х в. США начинают борьбу за внешние колонии. В 1867 г. за 71 млн. долларов США приобрели у России Аляску, а в 1875 г. взяли под свой контроль Гавайские острова. К вооружённой силе в этих целях они прибегли в 1898 г. (война с Испанией) и овладели островом Куба. У США на Кубе было 50 млн. долларов капвложений и овладение им имело стратегическое значение, т.к. Куба охраняла вход в Мексиканский залив). Несмотря на то, что Куба не стала колонией, самостоятельность её была ограничена. По мирному договору с Испанией США получили Пуэрто-Рико и Филиппины, которые приобрели статус американских колоний.

В самой Америке США возродили доктрину американского президента Монро "Америка для американцев". Экономические и стратегические позиции США на Западе окрепли с сооружением Панамского канала. Его строительство было начато французами. Затем право на строительство было уступлено США. Правительство Колумбии, на территории которой предполагалось строить канал, мешало строительству. Тогда США отторгли эту территорию, провозгласив на ней новую республику - Панаму (1903 г.). Строительство канала сократило морской путь от Нью-Йорка до Сан-Франциско на 8 тыс. миль. В 1915 г. США распространили влияние на Таити, использовав при этом экономические санкции. Этими мерами США захватили территории, на которых проживало 9,7 млн. чел., и которые были важными в экономическом и стратегическом отношении.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: